Дневники Конкурса им. В.Я. Шпета. Тест на выносливость, или Почему молодым музыкантам не нужно торопиться взрослеть
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 26 сентября 2025, 14:05  •  печать

Дневники Конкурса им. В.Я. Шпета. Тест на выносливость, или Почему молодым музыкантам не нужно торопиться взрослеть

Почему исполнителям полезно регулярное преодоление трудностей? Как связана подготовка к конкурсам и похудение? И какое преимущество даёт учёба в Сибири?

С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий Межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет.

Мы продолжаем беседовать с членами жюри по специальности "виолончель". Напомним, что первым гостем был советник при ректорате Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова Кирилл Кравцов. А сегодня ведём разговор с профессором Московской государственной консерватории имени Чайковского, почётным профессором Пекинской консерватории Кириллом Родиным.

О личном опыте участия в больших конкурсах

Я сам участвовал в конкурсе Чайковского, 1986 год. Это была колоссальная ответственность. Конечно, моя семья, родители меня поддерживали. За полгода [до конкурса] мой день начинался в 9 часов утра и заканчивался в 11 часов вечера. С виолончелью я проводил большую часть дня. Мне ничего другого не нужно было. Какой бы у тебя ни был талант, без труда ты не сможешь реализовать свои возможности и способности. [За месяц до конкурса] я, наверное, ни одной ночи не спал полноценно. Я похудел на 15 кг. Так что всем, кто хочет сбросить лишний вес, можно участвовать (улыбается). Безусловно, музыкант должен иметь крепкое здоровье, потому что заниматься по много часов - это большая физическая нагрузка, а не только интеллектуальная.

Кирилл Родин

Жюри важна не только техника исполнителя

Мы, музыканты оцениваем не так, как спортсмены: пробежал быстрее всех, значит он победитель. Лауреат или победитель конкурса должен быть абсолютно гармоничной, интересной личностью. А если это интересная личность, то это значит годы настоящего системного музыкального образования. Считаю, что чтобы побеждать, нужно быть человеком, который умеет и может побеждать. Каждый день, который ты проводишь за инструментом, ты должен добиваться и быть победителем каждую минуту своих занятий. Вот тогда закаляется и воля, и характер.

Когда ты выходишь на сцену, ты можешь в любой стране мира общаться с публикой языком музыки. Если тебе есть, что сказать, тебя всегда будут понимать, ты всегда будешь интересен. А если ты просто хорошо научен, "хорошо" - чисто технически, ты можешь быть интересен только профессионалам, которые тебя слушают. А публика не будет ходить на концерты, ты её не будешь трогать. Я, кстати, когда буду оценивать игру молодых виолончелистов, очень внимательно и очень требовательно буду относиться именно к этому параметру: насколько человек умеет звуками виолончели трогать, рассказывать, общаться с публикой. Это называется быть музыкантом как призвание. Это смысл жизни. И такие юные ребята есть.

Как преподавателю помочь своему ученику

Конечно, нужна подготовка. Помимо мотивации, помимо того, что называется "быть поцелованный Богом", нужен ещё рутинный ежедневный труд, многомесячный. Не все это выдерживают. Быстрые успехи в нашей профессии, в классической музыке невозможны. Конечно, нужно так выступить, чтобы доказать, что я имею право выходить на сцену.

О разнице подготовки в столичных и региональных музыкальных школах

Если говорить о системности занятий и профессионализме учителей, которые воспитывают учеников в Москве, то конечно, тут есть свои безусловные плюсы: педагогический состав, техническая база, инструменты. Пусть на меня некоторые не обижаются, но иногда детей, которые живут в своих московских квартирах, подвозят к школе на машинах, отвозят из школы, и это приводит к такой ситуации, что они не всегда умеют преодолевать трудности. Потому что эти трудности тоже должны быть в жизни. Вот возьмём Галину Павловну Вишневскую - это человек, которому никто не помогал. Тот же Мстислав Ростропович или Дмитрий Хворостовский... Я могу сказать, что у ребят из регионов, из той же Сибири, другой характер, у них другое ощущение преодоления трудностей. А в нашей профессии ты преодолеваешь трудности постоянно. Умение преодолевать, умение верить в себя и умение делать хорошие выводы из удач и неудач - очень важные качества. Ну и, конечно, крепкая нервная система.

Какова доля случая в победе

Некоторые коллеги и студенты считают, что конкурс - это лотерея. Я с этим могу частично согласиться, потому что элемент случайности, когда человек готов, есть. Мы все живые люди. Например, тебе сегодня играть, ты вытянул какой-то номер, но это не твой день - атмосферное давление, головная боль... Мы [жюри] не имеем права вникать в эти субъективные причины. История международных конкурсов, имена победителей которых потом знает весь мир, подтверждает, что конкурс - это реально объективная возможность для подготовленного, талантливого музыканта ярко заявить о себе и привлечь внимание, получить путёвку в жизнь. Например, Дмитрий Александрович Хворостовский, удивительный сибирский самородок, считал, что его карьера началась, именно когда он победил на конкурсе "Лучший певец мира". С этого момента началась его феноменальная стремительная карьера.

Нужно ли юным исполнителям тревожиться о результатах конкурса

Я считаю, что ребята, которые выступают на конкурсе в юном возрасте, ничем не рискуют. На музыканте 28-29 лет лежит груз какой-то ответственности. Да, ему, конечно, сложнее! А ребята, которым по 15-16 лет… Ну, займёшь ты идеальное для себя призовое место - молодец! Не получится - ничего! Получится в следующий раз. Это тоже опыт. Не надо делать трагедию из "я не стал победителем". Это не приговор.

Никогда не нужно, чтобы молодой музыкант слишком быстро взрослел. Это ненормально. Родитель, оставаясь родителем, не должен мешать, не должен опережать события. Для родителей их ребёнок, естественно, самый лучший. И эта любовь иногда может быть помехой.

Как настроить себя на конкурс, длящийся несколько дней

Выступать на конкурсе - это и тест на выносливость. Не все выдерживают. Например, первый тур можешь сыграть очень здорово, а от тебя же дальше и публика, и жюри ждёт твоего конкурсного развития. Да, [надо] распределить силы, но эти силы нужно выдавать по максимуму. Где их ещё добирать? Многомесячная подготовка и создаёт этот запас прочности. Это как марафонцы, которые тренируются, чтобы пробежать больше 40 км. Антон Рубинштейн говорил: "Если я не занимаюсь один день, я это чувствую сам. Если два дня не занимаюсь, это чувствуют мои друзья. Если не занимаешься три дня, это чувствуют все слушатели в зале". У нас такая профессия: не можем забыть про всё и отдыхать.

Ребята, конкурс - это тяжёлый труд. Это многодневная напряжённая работа, но это и тот шанс, который даёт вам возможность выступить на сцене, ярко проявить себя и, может быть, получить путёвку на большую сцену. Постарайтесь быть достойными. Удачи всем и пусть победит сильнейший! Я надеюсь, все вы будете выглядеть ярко, интересно, и мы будем радоваться вашим успехам! Удачи всем! 


Полную версию интервью с Кириллом Родиным слушайте в подкасте. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

Читайте также