Дневники конкурса им. В.Я. Шпета. Нельзя играть лебедя с каменным лицом
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 10 октября 2025, 14:08  •  печать

Дневники конкурса им. В.Я. Шпета. Нельзя играть лебедя с каменным лицом

Как музыкантам играть, если в зале сидят два зрителя? Почему для победы виолончелисту нужно петь? В чём разница между игрой в оркестре и вместе с ним?

С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий Межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Регистрация участников продолжается. Заявки принимаются от исполнителей из любых городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Тем самым организаторы конкурса хотят поощрить талантливых музыкантов из регионов и повысить уровень их мастерства. Заявиться на отборочный тур можно на сайте конкурса до 1 ноября. 

В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Они рассказывают о нюансах, на которые стоит обратить внимание в ходе подготовки. Сегодня продолжаем беседу с членом жюри по специальности "виолончель", лауреатом международных конкурсов, советником при ректорате Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Кириллом Кравцовым. Первая часть интервью приведена здесь.

Кирилл Кравцов

Об оценке артистизма участников

Артистизм, на мой взгляд, есть наигранный, а есть естественный. Естественный, в моём понимании, это внешнее проявление: как человек держится, куда он смотрит, как у него работают глаза, тело. Это абсолютно органически связано с музыкой. Это всегда безумно подкупает, ведь это редкость. Дети замученные, запиленные, подавленные ответственностью. И некоторые начинают что-то из себя изображать, но это просто не работает. Я своим ученикам говорю: "Когда ты играешь лебедя, ты не можешь с таким [каменным] лицом сидеть. Одно с другим вообще просто не клеится. Это значит, что у тебя внутри какой-то блок стоит". Вообще это большая проблема педагогики в целом. Потому что дети не поют. Надо петь всё время. Виолончель, как мы знаем, самый близкий к голосу инструмент, обладает всеми диапазонами, какие только есть в замечательном человеческом голосе. И нужно, чтобы это дыхание внутреннее сочеталось с тем, как ты играешь. Тогда артистизм появляется абсолютно сам, автоматически. Ничего не надо делать, он просто есть. Чем больше человек будет играть самого себя на сцене, тем артистичнее он будет.

О выступлении лауреатов конкурса на гала-концерте с симфоническим оркестром

Это верх того, что вообще может случиться с нами. Сыграть с оркестром - это потрясающе! Единственное (я по себе помню), это реально страшно, потому что ты попадаешь в звуковую палитру, в которой никогда в жизни не был. Одно дело - играть в оркестре в своей группе. А другое, когда ты сидишь в центре, и вокруг тебя вот это всё происходит! Это как из полной тишины вдруг попасть в какое-то совершенно безумное звуковое пространство, и ты при этом должен там что-то говорить. Первый момент будет очень сложный, мозг будет перезагружен, будет дымиться, как компьютер. Ребята, готовьтесь, будет фантастический момент! Это то, ради чего мы всем этим занимаемся. Потому что совместная деятельность твоего голоса и ещё, условно, ста человек - это самый счастливый момент, который только может быть для музыканта! Не в оркестре, а вместе с оркестром делать музыку - вообще кайф полный!

О профессионализме музыканта

Если ты расхлябанный, если ты опаздываешь, то ты не уважаешь свою профессию. Это антипрофессионально, это непрофессионализм. Ненавижу, когда опаздывают. И вот что ещё важно: в любом зале, в какой-нибудь провинции всегда надо играть, как в Берлинской филармонии. Не должно быть такого отношения, что этот концерт важный, а тот неважный. Если хоть два человека в зале, [профессиональные] музыканты играют так, как надо. И это ключевой момент, которому меня научили, - отношение к публике, уважение к публике. Своим первокурсникам говорю: "Вы лицедеи. Даже если что-то вам не нравится, вы не имеете ни малейшего права, чтобы человек, который сидит в зале, усомнился в том, что всё по-настоящему, всё серьёзно. Вы должны при любой ситуации своим внешним видом, профессионализмом показывать, что относитесь к этому делу серьёзно".

О том, как исполнителям проявить себя на конкурсе

Жюри - такие же [люди], как вы, только постарше. Мы все проходили через конкурсы, мы знаем, как это всё трудно. Мы знаем, как это всё нервно и как хочется показать всё, что ты можешь. Не волнуйтесь! Даже если что-то не получится, не удастся победить - ничего страшного. Жизнь на этом не заканчивается, она продолжается. Это просто такой шажок, маленькая ступенька в вашем бесконечном развитии. Надо развиться годам к 20, даже можно к 40. Некоторые только в 40 лет начинают по-настоящему хорошо играть. Поэтому просто постарайтесь показать всё, что вы можете на данный момент. И в первую очередь будьте самими собой, потому что именно это и будет самым ценным. [Важно] не как вы какой-то пассаж сыграете, а насколько вы личность. Артист - это личность, которая передаёт свои знания людям, которые пришли его послушать. Именно эту личность мы и будем оценивать.


Полное интервью с Кириллом Кравцовым смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

 

Читайте также