Общество  •   9 октября 2024, 13:38, последнее обновление 9 октября 2024, 13:40

Средневековый мастер: как энтузиаст истории создаёт аутентичные костюмы и стильные аксессуары

История о том, как не побояться бросить постоянную работу и заняться делом мечты.

Сегодня мы хотим рассказать о человеке, увлеченном историей. Он создаёт себе и друзьям аутентичные средневековые костюмы, тщательно изучая исторические источники и применяя традиционные методики пошива. Его талант и творческий подход проявляются не только в пошиве одежды, но и в изготовлении аксессуаров из кожи, дерева и металла в средневековом стиле. Благодаря его кропотливой работе, воссоздающей аутентичный облик эпохи, участники реконструкции могут полностью погрузиться в исторический антураж и прикоснуться к наследию прошлого.

Реконструктор, руководитель военно-исторического клуба, кожевник Дмитрий Степурин рассказал "Омск Здесь", почему взял в руки иголку, зачем пришёл в реконструкцию, почему не стал работать в рекламном агентстве и почему для таких, как он важны ярмарки и фестивали.

- Дима, с чего вообще начинался твой творческий путь?

- В мир реконструкции меня в 2008 году привёл Антон Панькин (Омский активист, общественник. Вместе с командой единомышленников организовывает в городе фестиваль "Щит Сибири" и другие образовательные проекты с экскурсом в историю - прим. ред.). Он сказал, что надо помочь одному человеку, который занимается столяркой. Дело в том, что этот дядечка не справлялся с заказами от реконструкторов. А омскому движению они были нужны. Он научил меня немного работать с деревом и кожей. Подучился, и мне начали падать небольшие заказы, потому что не все готовы делать своими руками. Мне это понравилось, и какое время я выполнял заказы. В основном это были щиты, окантованные кожей. Потом я начал мастерить себе. Тогда это направление только зарождалось, и найти мастера в Сибири было сложно. Спустя время заказов стало совсем мало, вообще это направление в городе подзакисло, и я устроился на работу по специальности.

- Кто ты согласно диплому?

- По специальности я дизайнер. И пошёл работать в рекламное агентство, чтобы были деньги на жизнь. Достаточно долго изготавливал сувенирку. А потом меня попросили сделать пару кожаных бумажников. Две-три ночи я не спал, работал над заказом и понял, что именно это моё, а работа в рекламном агентстве - нет. Но всё же от работы там были и плюсы: я научился организовывать свою работу, время.

- По сути, ты не так далеко ушёл от своей специальности: придумываешь, а потом ещё и сам воплощаешь. Или я не права?

- Думаю, что сейчас как графический дизайнер я бы вряд ли состоялся. Вся эта сфера шагнула далеко вперёд, и сейчас я не знаю ни трендов, ни как всё делать. Скорее, потеряюсь в том, на что учился пять лет. С кожей мне сейчас намного проще работать.

- Дим, вот в том уже далёком 2008 году, до прихода в реконструкцию, какие планы на жизнь были?

- Найти нормальную работу, а в итоге нашёл то, что полюбил всей душой.

- Когда после рекламы вернулся к заказам, к любимому делу - мастерить, было тяжело?

- Первый год был очень тяжёлым. Не было большой клиентской базы, не знал, как всё организовать, чтобы заниматься любимым делом и не сидеть голодом. Платил деньги за аренду мастерской, за материалы, делал что-то сам для себя. Потом разогнался, и потом пришёл к нам ковид - ещё один сложный период. Заказы остались, но перестали работать ярмарки, и пришлось выстраивать работу иначе.

- Почему для мастеров, особенно тех, кто работает в таком формате, как вы с супругой, важны ярмарки?

- Есть мастера, которые спокойно живут и без этого. Но, на мой взгляд, ярмарки - достаточно прикольный способ рассказать о себе. Во-первых, это отличный способ показать, а не только рассказать. Группы в соцсетях тоже хорошо, но вживую это работает лучше. На ярмарку зачастую приходят люди, которые тебя ещё не видели. Они могут пощупать, узнать, как это было сделано, какой материал использовали, и понять, нравится им это или нет. Фото не передаёт энергии вещи, сделанной руками. Во-вторых, это общение. И самих мастеров друг с другом, и покупателей с мастерами. Проще в личной беседе объяснить мастеру, что я хотел бы, например, такую-то сумку, которая закрывается с этой стороны и выглядит примерно так. И тут мастер: отличная идея, её же можно воплотить. Так обычно на ярмарках и происходит.

- Только этим ценны ярмарки для тебя?

- Ярмарки - это кочевое времяпрепровождение: ты едешь на машине чёрт знает куда, чёрт знает зачем. Сама поездка до места проведения ярмарки часто бывает настоящим приключением.

- Какое приключение запомнилось больше?

- У меня много таких историй. Но сейчас вспомнился случай, когда мы с товарищем ездили на фестиваль исторической реконструкции "Абалакское поле" в Тюменскую область. Тогда моя машина "живой" не вернулась. Мы объезжали одну большую яму и попали в другую, ещё больше той. В машине вырвало переднюю балку. На "одном крыле" мы доковыляли до Омска, и машина стояла сломанная ещё месяца 3-4. А на фестиваль поехали на другой, тоже была почти не на ходу: в ночи менял аккумулятор, генератор, а потом сел и поехал за товарищем. Пока парковался у его дома, машина закипела - вышел весь тосол. Но ехать надо. Утром нашёл канистру тосола, залили и поехали. На Тюменской трассе пошёл дождь, а у меня разлетелся на кусочки один дворник. Дорогу до самого фестиваля мы не знали. Навигаторы почти не работали - связи не было. Ехали долго, начало темнеть, включаю фары, и гаснет вся электроника. Периодически выключал фары, чтобы посмотреть, сколько топлива осталось, и снова включал. Зато доехали, поторговали. Но и на ярмарке нас смыло на второй день, потому что пошёл сильный дождь, а мы в исторических палатках, спальники насквозь мокрые. Кто-то делал дорожки посреди лагеря, чтобы вода стекала. В итоге мы психанули, собрали вещи и поехали домой. В машину всё закидывали как попало, чтобы быстрее собраться. На обратном пути нас остановили сотрудники ГИБДД, а документы сзади, где просто взрыв из разных вещей, и мы сами в исторической одежде. Объяснили, что едем с фестиваля. Полицейские удивились, но отпустили. Подобных приключений очень много.

- Я смотрела выпуск программы "Наши люди" (16+) с тобой, и ты там рассказывал про исторический средневековый бой. Какое место сейчас в твоей жизни занимает это увлечение?

- Я получил травму на работе, поэтому сейчас меньше времени уделяю историческому бою и меньше участвую как "рыцарь" в фестивалях. Хотелось бы, но… Да и времени сейчас чертовски не хватает на всё. Сейчас я больше помогаю ребятам со снаряжением, что-то чиню, доделываю. И иногда тренируюсь, но скорее выступаю в роли груши, чем полноценным членом команды.

- Дим, скажи, почему тебе всё это в кайф? Я имею в виду и работа с кожей, деревом, металлом - создание каких-то вещей, и реконструкция.

- Как минимум потому, что это необычно. Ты не сидишь в офисе весь день, а занимаешься творчеством, изучаешь историю. Иногда хочется, конечно, съездить в отпуск в какое-нибудь популярное среди туристов место и не работать 24/7, но это чувство проходит. Я сейчас больше занимаюсь своей мастерской, но реконструкция - это возможность пообщаться с друзьями, с людьми, которым всё это интересно. А с аксессуарами из кожи мы в последнее время больше ездим на косплейные мероприятия.

- Почему акцент на этих событиях?

- Внезапно наша целевая аудитория стала по большей части фанатская, игровая, люди, которые занимаются всякими настолками, чем реконструкторы. Для последних я сейчас шью обувь, делаю ремешки, что-то по мелочи.

- Что требуется, чтобы воссоздать исторические костюмы, доспехи и вообще, чтобы творить в этом направлении?

- Очень-очень много времени! Без него вообще ничего не получается. Надо сначала продумать, а для этого надо собрать информацию. Для меня это самая бесячая часть работы. Например, чтобы сшить пару обуви из далёких веков, надо разобраться, что и как носили, сколько было пряжечек или шнурочков. Выяснить даже, какая была подошва, потому что есть несколько способов её пришивания. Вот на этом этапе уже чёрт ногу сломит. Затем надо спроектировать саму модель, то, как она должна сидеть на человеке. А дальше уже проще: создаётся выкройка, потом вырезаешь по лекалам из кожи и собираешь кусочки в изделие. Точно так же это работает и с портмоне, потому что сначала надо согласовать с заказчиком картинку, модель, нюансы. Может быть, он чуть больше кармашков хочет или какой-нибудь разворот, потом выкройка, кожа и готовый результат.

- Информацию о том, как выглядела историческая одежда, легко найти?

- Конечно, сейчас проще найти эту информацию, потому что есть хорошо работающий интернет. Но всё равно приходится копаться. А когда мы только начинали, то было несколько книжек и то, что можно найти в библиотеке, - всё. Но сейчас я чаще делаю то, что просит заказчик, потому что сейчас у меня не так много времени, чтобы погружаться в детали с головой. Я себе-то не успеваю ничего шить - сумка лежит уже года два просто в виде литья и куска кожи.

- Дима, вспомни себя 15-летним и что ты тогда зарекался никогда не делать, чем обещал себе никогда не заниматься?

- Это скорее было в 18 лет. Я пришёл в эту историческую движуху и заявил, что никогда не буду шить. Говорил тогда, что буду только саблями и мечами махать. Как я тогда ошибался. В итоге за это время чего я только ни нашил из кожи, ткани и других материалов. Тогда, наверное, во мне был какой-то юношеский бунт: я же пришёл реконструкцией заниматься, историческими боями, а не шить. Но, хочешь что-то делать - делай. И про машину говорил, что никогда за руль не сяду - буду ходить пешком, а сейчас без машины не могу представить, как бы я на все ярмарки и фестивали ездил.

- На какой вещи ты сдался и начал шить?

- Мне была нужна стёганая куртка, чтобы было на чём носить доспехи. Первую такую куртку я заказал, а потом подумал, что могу и сам попробовать сшить. А потом были нужны другие вещи, и понеслось. На самом деле вся эта работа руками только кажется страшной.

- Какой материал ты используешь в работе?

- Натуральная кожа, ткани. Правда, нитки часто беру синтетические. Натуральные нитки использую, если только заказчик очень сильно просит и для него это важно. Практика показывает, что плетёные, синтетические или с примесью нитки более прочные. Да ещё и изругаешься весь, пока шьёшь натуральными. Они очень "вредные": махрятся, крутятся, хоть и современные. Средневековые натуральные нитки были совсем ужасные. Например, шов "назад иголку" ими нереально было сделать, поэтому его и не использовали тогда мастера.

- Ты в своей работе используешь только средневековые швы или то, что проще?

- Заказчики есть с разной степенью заинтересованности. Кто-то хочет, чтобы было идентично. Сделать на сто процентов, как было в средневековье, конечно, очень сложно. А кому-то вполне хватает видимых ручных швов и внутренних машинных. Что касается галантереи, то многие удивляются, что сшито руками, а не на машинке.

- Ты сам занимаешься выделкой кожи или уже готовую покупаешь?

- Готовую, но есть разные степени готовности. Есть кожа формового дубления. Тут просто надо обработать финишным составом, и всё. Есть кожа растительного дубления - она более сложная в работе. Ей надо придумать форму, потом покрасить специальной краской и затем покрыть финишным составом, чтобы она стала красивой.

- Мне очень нравятся твои работы, кожгалантерея, обложки на ежедневники, сумки. Они хоть и в историческом контексте, но всё же понятные для простого обывателя. Откуда вдохновение?

- Что-то придумываю сам, что-то подсматриваю в интернете, а с какими-то вариантами приходит заказчик. Недавно делал повтор сумки, которую в первоначальном варианте собрал из обрезков кожи. Мне понравилось то, что получилось. Делал несколько вещиц с образом игры Fallout. Тоже попросили повторить. Но последний вариант значительно отличался от первого. Иногда кусок кожи сам "говорит", что из него сделать.

- Лично мне нравится браслет с гильзой. Как пришла идея его сделать?

- Я большой фанат постапокалипсиса. Лет 15 назад я планировал нарисовать комикс в этой стилистике. Даже сделал наброски, что-то прорисовал, точнее. Кстати, недавно его кто-то нашёл и выложил в какой-то паблик. У меня и плащ есть в милитаристическом стиле - шил на игры живого действия.

- Все ваши ролевые, исторические фестивали сейчас отличаются от тех, что проходили 16 лет назад, когда ты только пришёл в это направление?

- Да, уровень вырос очень сильно. Между "было" и "стало" большая разница, и сейчас подход интереснее. И мастеров стало больше, и не только тех, кто делает что-то из материала, но и тех, кто проводит, создаёт сами игры. Народ вырос, деньги появились, поэтому можем поднимать всё это на другой уровень. Начинали-то мы все бедными студентами, а сейчас взрослые дядьки. Хотя вся наша взрослость только по документам.

- Молодёжь, которая ещё и по документам таковой является, интересуется исторической реконструкцией, ролевыми играми?

- Приходят и 18-летние, но их почему-то становится меньше. Возможно, потому, что тут невозможно сразу получить стопроцентный результат, надо поработать. А молодёжи сейчас нужны быстрые интерфейсы. Хотя у них сейчас возможностей значительно больше, чем было у нас в наши 18 лет. Например, базовый комплект доспехов для новичка можно купить за 120-130 тысяч рублей. Формально это, конечно, дорого, но на самом деле нет. И мастер за эти деньги сделает быстро, а новичку на тренировке будет безопасно. Можно, как я, - освоить самому и шить, но это долгий путь.

- В массовом сознании люди стали иначе относиться к тем, кто занимается реконструкцией, ездит на фестивали, живёт в палатках в лесу?

- Да, сейчас проще, чем тогда. Люди хотя бы знают, что это такое. Однако обидно, когда зрители видят человека в восточном военном костюме, под которым мы, реконструкторы, понимаем Русь, Монголию и так далее, а мама говорит ребёнку: "Смотри, рыцарь идёт!" Какой, к чёрту, рыцарь?! Не было рыцарей на Руси и тем более в Монголии. Если говорить про европейцев, то не каждый дядечка в доспехах там считался рыцарем. Это мог быть простой пехотинец, сквайр, оруженосец или ещё кто-нибудь. Потому что рыцарь - это строго определённое звание. Ну и обидно, конечно, когда люди считают, что доспехи весили под 100 килограммов.

- С какого возраста вообще можно начинать заниматься историческим боем?

- Лучше лет в 18, но у нас сейчас есть пара 16-летних ребят. Это что касается боя. А в реконструкцию приходят и двухлетние дети с родителями.

- Мальчик Дима кем мечтал стать в 4-5 лет?

- Не помню, кем хотел стать. Помню, что отец хотел, чтобы я пошёл работать на завод. Он расстроился, когда я в 11-м классе сказал, что буду дизайнером. Может, я в детстве хотел стать художником? Но не получилось.

- Как родители в итоге отнеслись к тому, что ты занялся историческим боем, пошивом одежды и созданием доспехов?

- Сначала тревожно. Говорили, что меня там покалечат. В итоге смирились. Когда я бросил работу менеджера и с головой погрузился в свою мастерскую, сказали: "Ну и молодец". С родителями мне очень сильно повезло, несмотря на то что мы все по-своему родительское разочарование. Мне нравится то, чем я занимаюсь, я люблю свою мастерскую, свою работу, мне интересны люди, окружающие меня.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также