Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.
В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.
В 1956 году во время одной из экспедиций омский краевед Иван Коровкин услышал горькую историю одной деревенской старушки. Классика жанра - мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало. Продолжение сюжета поведала собирателю фольклора уроженка Большеуковского района Анастасия Степановна Кожемякина - сказочница, чьи истории приходила слушать вся деревня. Такой преданной аудитории позавидовал бы любой современный артист. В одной из своих работ Иван Коровкин восклицает: "Где она их только не рассказывала! И в избе за прялкой, за шитьём, и у двора - на лавочке, на бревне - в праздничный день, и в бане, когда летом вечером бабы "куделю чесали", и на гулянках".
Судьба Анастасии Степановны была далеко не сказочной. Отец её был деспотом, пьянствовал, избивал жену, доставалось и детям. В разговоре с Коровкиным женщина рассказывала: "Как с охоты придёт, неделю гулят. Раз так избил мать, что та кровью исходила. И трезвый бил её и издевался всяко над нами. Возьмёт ночью выпустит коней поить на реку (хотя мы говорим ему, что напоили), они уйдут, мы с матерью идём искать. А то придёт пьяный, поставит меня, пятнадцатилетнюю, на колени, и я стою минут пятнадцать". После замужества жизнь Анастасии Степановны легче не стала, приходилось работать день и ночь, чтобы прокормить семью. Как тяготы жизни, так и фольклор был с женщиной до самой её смерти. Одна из историй, которую рассказывала Кожемякина, - сказка "Бабушкино горе", её сегодня и прочитаем вместе.
В ЧЕМ МОРАЛЬ СКАЗКИ?
- История соединила в себе два сюжета: история про "Курочку Рябу" и "Теремок". Это кумулятивная сказка, то есть эпизод повторяется по мере развития сюжета. Скорее всего, эту историю сказочница рассказывала, чтобы повеселить слушателей, рассмешить их несуразным сюжетом, - рассказала доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Наталья Козлова.
ПОЧЕМУ БАБУШКА РЕШИЛА ПОЕХАТЬ С НЕЗНАКОМЫМ МУЖЧИНОЙ НА САНЯХ?
- Часто в сказках бывают немотивированные персонажи. Вот и этот мужик взялся откуда-то и дал ей саночки волшебные прокатиться, а она и ими не смогла воспользоваться, так как бабушка несуразная была. Говорю же, сказка шуточная.
- Наталья Козлова
Шуточная сказка стала для учеников Любинской детской художественной школы вдохновением для серьёзной работы. Сначала выбор эпизода, затем погружение в материал, эскизы... По словам Дениса Мохирева, после создания иллюстрации к сказке он ощутил едва ли не магический эффект: почувствовал себя художником, многому научился и обрёл веру в себя.
Денис ещё в начале своего творческого пути, но уже точно знает, что будет поступать в художественный колледж. На вопрос хочется ли связать свою жизнь с изобразительным искусством, уверенным "да" отвечает и Ксения Сердюк.
Глобальный подход к сказке нашёл миниатюрист Анатолий Коненко. "Сибирский Левша" разглядел в этой истории намёки об исчезнувшем государстве Тартарии. Некоторые исследователи считают, что на территории Центральной Евразии существовало гигантское государство, дробившееся на множество провинций, но подчинявшееся центральной Великой Тартарии со столицей, расположенной на территории современного Тобольска или же Омска. Почему это государство исчезло и не значится на страницах летописей, остаётся загадкой.
Ещё важно отметить, что яйцо в сказке не разбилось, а изломилось. То есть Тартария не разбилась вдребезги, она изменилась. А причина кто? Да вот эта серая маленькая мышка. Есть же цивилизация "серых", тех, кто лишён сострадания, любви и жалости к ближнему. И вот мировые вещи происходят не без их помощи, - рассказал Анатолий Коненко.
Каждый находит свой шуточный или сакральный смысл в фольклоре. В сказке можно разглядеть ещё одни смыслы, более приземлённые, но не менее важные сегодня - экология общения. Случайные попутчики вашей жизни могут стать близкими и даже родными, как заяц, или же корыстными, как волк и лиса, которые не сделали бабушке ничего плохого, но при этом на санях с ней покатались, вероятно, ради своей выгоды. А ещё на пути может встретиться медведь, который не разделит вашей доброты душевной, и если этого вовремя не заметить, то "задушить" вас ему не составит никакого труда. Слезами горю не поможешь, да и сани не спасут. Сильным будь, найди опору, и всё будет хорошо!
Фото рисунков предоставлены Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney