В пятницу, 7 сентября, о новой школьной дисциплине рассказали первый замминистра образования Татьяна Дернова и председатель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии протоиерей Дмитрий Олихов.
Курс 4-го класса, рассчитанный на 34 академических часа, состоит из шести модулей. В Прииртышье наиболее востребованным оказался модуль "Основы светской этики", который выбрали 8625 школьников, на втором месте – "Основы мировых религиозных культур" (4855 человек), далее "Основы православной культуры" (4784). Остальные направления не так популярны: "Основы исламской культуры" интересны 748 четвероклассникам, "Основы буддийской культуры" - 66, "Основы иудейской культуры" - 9.
Внимание Омской епархии приковано, в первую очередь, к "Основам православной культуры". Церковь готовилась к введению предмета с начала 2000-х годов – уже тогда началась работа с педагогами. Отец Дмитрий отметил, что введение ОРКСЭ стало "прорывом" для нашего образования, а епархия отдает ему первостепенное значение.
Священнослужитель посетовал на то, что только 23% омских школьников выбрали изучение православия, - это слишком маленькая цифра. Она могла быть выше, если бы родители уделяли большее внимание религиозному образованию своих детей. Однако священнослужитель сделал упор на том, что предмет будет преподаваться в рамках культурологии, а не теологии. "Родители почему-то пугаются слова "религиозный", хотя курс - от начала до конца культурологический предмет. Никто детей религионым действиям не учит. Мы знакомим их с православной культурой в рамках школьного предмета".
Дополнительно отрыв от религии подчеркивает то, что преподавание ведет светский педагог, а не священнослужитель. Однако епархия готова работать с учителями, чтобы углубить их знания по данной теме. Кроме того, есть предложение готовить педагогов для ОРКСЕ на факультете теологии и мировых культур ОмГУ. Замминистра Татьяну Дернову, лично выступающую за введение этого предмета в школе, накануне учебного года удивило то, что некоторые педагоги сами не очень компетентны в теме и им в процессе обучения еще предстоит многое понять.
Преподавание в большинстве школ будет вестись по учебникам издательства "Просвещение", подготовившего отдельные книги для каждого из шести модулей. Их составителями стали историки, педагоги и представители разных конфессий. Закупкой их комплектов для учеников занимается министерство образования. Введение предмета далеко не все родители восприняли на ура. В ответ на эту критику отец Дмитрий отметил, что перед преподавателями стоит задача привести ребенка не к религии, а к национальной культуре: "Может быть, кому-то кажется, что мы хотим всех привести в церковь, охристианизировать. Но задача этого предмета, который идет только в 4 классе еще до истории, литературы, обществознания, не ставит цель воцерковить ребенка. Тут знаний по большому счету не много. Ребенок увидит, что православие – это не бабушка в платочке, а большой эстетический пласт, к которому он подойдет в будущем. Предмет ведет не к конфликту, а к интересу к своей культуре".
При этом курс истории мировых религий назван "концептуально самым неудачным" и "неуместным" для начальной школы. А преподавание светской этики, по словам Дмитрия Олихова, будет в большей степени зависеть от личности конкретного преподавателя.
В заключение Татьяна Дернова отметила, что новый предмет будет учить "доброму, светлому и хорошему, ни один модуль не учит плохому".
Предмет "Основы религиозных культур" будет учить культуре, а не религии
Представители церкви и минобразования рассказали о предмете "Основы религиозных культур и светской этики", введенном с этого года. По их словам, он будет учить детей "доброму, светлому и хорошему".
- Поделиться:
- RSS