Краеведение - это скучные школьные уроки? Нет! Это повод поговорить о городе в контексте современности.
В культурном коде Омска разбирались участники хакатона "Культурный кот". Его провело сообщество дизайнеров "Мозаика". В событии могли поучаствовать все, кто неравнодушен к графическому дизайну. Перед участниками поставили задачу - на основе реальных историй и городских мифов создать иллюстрации для социальных сетей. Таким образом о локальной культуре можно рассказывать в современной визуальной форме.
Ивент хотели провести ещё в декабре, но его пришлось отложить. Такая отсрочка пошла мероприятию на пользу. В частности, решено было отобрать не самые очевидные городские легенды, а не эксплуатировать распространённые стереотипы об Омске.
- Параллельно у меня шёл личный проект с одним из историков Юлией Петровой. Мы собираем большую карту-иллюстрацию омских мифов и историй, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" Артём Косенков, лидер "Мозаики". - Пока я эти истории собирал, успел познакомиться с кучей людей, занимающихся историей Омска, и понять, что тот концепт, который мы делали изначально, ерунда. Ну ворота Тарские, ну шар "Держава", трамплин-горка. А работать можно было с гораздо более интересным контекстом. Вот вы знали, что четыре статуи железнодорожных богинь, стоящих на фасаде ОмГУПСа, делал военнопленный, лепивший всех их со своей жены? Или что Тарские ворота снесли под шумок ночью, потому как жене губернатора не нравилось, что там пьяные собиралась?
Креаторов разделили на четыре команды, каждая из них получила куратора и прослушала лекции от омских краеведов. Рассказанные ими истории и нужно было превратить в иллюстрации. Первая команда отправилась в XIX век: краевед рассказал, как в нашем городе оказались яки, верблюды и даже индийский слон. Перед животными уже тогда стоял вопрос-мем: как покинуть Омск? Дизайнеры же подсказывают, что лучше в городе остаться.
Вторая команда фантазировала о связи Омска с морем и другой большой водой. В итоге их арты рассказывают, что было бы, если бы омичи проживали на дне океана, а Фёдора Достоевского сослали в Сибирь не в ссылку, а на курорт.
Третья команда работала с местным сленгом. Чойс, вехотка, хохоряшки, марик - если вы знаете, что означают эти слова, вы - настоящий омич и сможете прочитать комикс, не потеряв смысловую линию.
Четвёртая группа окунулась в сибирский рок. По легенде Егор Летов писал материал для одного из альбомов, пока ехал в трамвае из психиатрической больницы на ул. Куйбышева. Вдохновившись этой историей, дизайнеры создали видеоролик: нарисовали омского рокера и посадили его в реальный вагон. Их работу жюри признало лучшей.
Главное фото создано с помощью Midjourney