В двух залах здания на ул. Музейной, 4, которое является корпусом музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля, временно прописались 228 экспонатов, связанных с эпохой и личностью Петра Первого. Среди них картины, барельефы, элементы костюма, токарные эксперименты самого императора, а также предметы его более специфичных, научно-естественных интересов - слепок ладони, посмертная маска, чучело собаки, никогда прежде не покидавшее Петербург.
Премьера состоялась в минувшем октябре, и уже тогда специалисты анонсировали ротацию экспозиции - более 30 экспонатов заменили для второго "открытия" выставки.
"Омск Здесь" подсмотрел за "культурной распаковкой". Шуруповёрт, деревянные ящики, в которых поместится человек, и надпись большими буквами Fragile, предупреждающая о хрупкости содержимого. Специалисты аккуратно, послойно вынимали одни листы и укладывали другие. На фоне - шум залива и ружей - дополненная аудиореальность, которую для погружения в петровскую атмосферу подготовил музей Врубеля.
Так, практически полностью сменились акварели, гравёрные панорамы. Например, серия маленьких видов Петербурга, состоящая из 11 работ. Из них шесть показали в первой части выставки, другие пять - распаковали для "сиквела". В смысловом плане они идентичны, но отличаются в деталях. Теперь омичи увидят образ Петербурга периода конца жизни первого российского императора.
Пётр вообще любил гравюры: это был способ зафиксировать, как растёт его "детище".
В отдельный короб отправились штаны-кюлоты и полотняная куртка императора, вместо них теперь в стеклянной витрине - похожий образ в "другой расцветке". Как известно, Пётр предпочитал повседневную одежду парадной, хотя в обширной коллекции Эрмитажа есть и расшитые золотом кафтаны.
Перезагрузка экспозиции - целый ритуал. Хотя, иронизирует эксперт, сложнее может показаться подписание всех документов. Снятые с композиции предметы будут "отдыхать" в темноте и покое до завершения работы всей выставки. Оба комплекта сразу привезли в прошлом году и так же отправят назад в Петербург. Каким именно маршрутом и способом - большой секрет, отмечал в разговоре с "Омск Здесь" заведующий отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Фёдоров.
- Мы старались заменить экспонаты так, чтобы сохранить смысл экспозиции. Это наша главная задача, - подчеркнул Виктор Лоог.
То есть, как добавил эксперт, можно два раза сходить на одну выставку и устроить своеобразный квест - а что же изменилось? Музей дал подсказки: зрители впервые увидят архитектурную графику Бартоломео Растрелли, Николо Микетти, Михаила Земцова, а также портретные и жанровые произведения Алексея Зубова, Адриана Схоонебека и других мастеров-гравёров петровского времени.
Обновлённая экспозиция откроется уже завтра, 4 февраля, и будет работать до 23 июня. Чучело одного из любимых питомцев императора по-прежнему радостно встречает на входе в зал.
Фото: Елизавета Медведева