Общество  •  10 апреля 2024, 15:12, последнее обновление 13 апреля 2024, 15:49

Он должен дать нам ответы. Рассказываем, для чего современному городу нужен цифровой двойник

Чтобы понимать, как развивать городское пространство, можно создать цифровой двойник города. Сейчас специалисты, которые могут воплотить это в жизнь, с интересом смотрят в этом направлении.

На одной из площадок "Стартап-тур-2024. Региональный форсаж", который собрал сотни начинающих бизнесменов и управленцев, разговаривали о том, как информационные технологии могут улучшить жизнь города. А точнее, генеральный директор ИТП "Град" Илья Бальцер поднял вопрос цифрового двойника города и того, как цифровая реальность меняет физическое пространство.

Илья Бальцер

Он начал с того, что сейчас многие продолжают, например, проектировать на бумаге.

- Специалист, архитектор читает глазками какие-то документы и чертит там домики, полосочки и ещё что-то. Даже если он использует "Автокад", то это ничем принципиально не отличается от бумажной версии. Что мы получаем, когда имеем вот такие чертежи, документацию и подход в работе? Смотрите, например, есть чертёж города, и там нарисовано, как он есть и как он должен развиваться. С этим документом работают человек 500 в разных структурах администрации. Они на него смотрят, принимают решения, основываясь на нём. Например, в Омской области порядка трёх тысяч таких документов. Вот каким мозгом это можно всё освоить и ничего не упустить? Что мы получаем? Мы получаем то, что эти решения чему-нибудь обязательно будут противоречить. Например, на территории зарыта труба водоканала, а там решили построить дорогу, упустив, что там объект коммуникации. И потом в случае порыва всё перерывается, зарывается и так далее, - пояснил Илья Бальцер.

Сейчас же технологии позволяют моделировать пространство, тот реальный мир, в котором мы все живём. Например, у Росатома есть проект, в котором они пытаются на основании вводных данных воссоздать модель природных явлений: идут дожди, дует ветер нужной скорости, двигается почва и так далее. Это необходимо, чтобы понимать, какое влияние эти явления будут оказывать на атомные электростанции.

- Сейчас активно развивается история BIM (Building Information Model): моделирование зданий и конструкций, но это не банальная 3D-картинка. Создаётся виртуальный объект, в котором смоделированы все свойства и характеристики здания. Там видно каждый гвоздь, каждую гайку, бетонную плиту и даже дверь будущего дома. И это необходимо, чтобы собрать из этого всего здание как реальный объект, понять, как на него будут воздействовать те или иные обстоятельства. Какой у него будет срок службы, что в нём сломается или загорится, если пожар начнётся именно в этом углу, с конкретной температурой и так далее. И можно посчитать, во сколько точно обойдётся строительство объекта, потому что застройщик будет знать, сколько и чего ему точно нужно, - уточнил спикер.

Также всё больше регионов начинают пользоваться системой информационного моделирования городских пространств. Людей в городах проживает много. У каждого из нас своя жизнь: мы ходим на работу, учёбу, встречаемся с друзьями, болеем, лечимся и так далее. Это всё будет комфортнее делать, если модернизация городского пространства, строительство новых объектов будет проводиться с учётом моделирования этих процессов.

- Не просто для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы, во-первых, иметь возможность это прогнозировать, и для того, чтобы понимать, какие изменения нам нужно внести в эту систему города, чтобы сделать нашу с вами жизнь в городе лучше. Такие кусочки, инструменты этой модели, они, в принципе, уже существуют. Ещё одна вещь, умный город - это в первую очередь город, который принимает умные решения. Есть ещё масса хороших, интересных направлений. Например, светофоры, которые зажигаются, исходя из анализа трафика. С помощью машинного зрения система видит, откуда и с какой стороны едет в данный момент больше машин, и светофор автоматически устанавливает режим, чтобы не было заторов на этом участке дороги.

Наш эксперт говорит о том, что с помощью данных можно принимать умные решения для развития и жизни города - то есть не в угоду инвесторам, а в угоду всему городу и городскому сообществу. Например, в Нижневартовске используют 3D-портал города. Там видно, какие решения принимает администрация города. Проектируется здание, которое планируют построить, и вносится в эту модель. Любой житель туда может зайти и посмотреть, как это будет выглядеть, оставить отзыв: нравится или нет ему этот объект в этом месте.

Для моделирования городского пространства сейчас не хватает данных: о болезнях, машинах, продажах, передвижении людей в городском пространстве и так далее. Это всё необходимо собирать, и данные сейчас дорого стоят. Хотя в 21 веке те же городские власти продолжают собирать данные по старинке: собирают совещание и просят посчитать, например, сколько мест в школах города. Начальник департамента даёт соответствующее указание своим руководителям отделов, и они начинают вручную собирать информацию. И потом в обратном порядке. Такой подход занимает много времени: от пары дней до нескольких месяцев. Всё было бы намного продуктивнее и объективнее, если бы использовались цифровые данные. У того же мэра Нижневартовска сейчас такой проблемы нет. Все необходимее данные у него обновляются регулярно в онлайн-режиме.

- Цифровые данные необходимо собирать для того, чтобы на их основе принимать правильные управленческие решения. Не имея этого цифрового слепка реальности, мы можем с вами ошибаться, выбирая приоритетность тех или иных проектов, выбирая приоритетность направлений бюджетирования городского развития, ещё чего-то. Не делаем мы этого сейчас, потому что у нас ограниченные инструменты. У нас, к сожалению, ещё не все инструменты, которые нам нужны, изобретены в принципе. А то, что уже изобретено, во многом не наше и сейчас требует импортозамещения, потому что пользоваться ими нельзя. Сколько это займёт времени, прогнозировать сложно, - пояснил в беседе с "Омск Здесь" Илья Бальцер.

Для сбора данных о городской жизни можно использовать машинное зрение, чтобы снимать дворовые пространства, парки и так далее. Даже данные ФНС, которые есть в открытом доступе, можно использовать для развития города, бизнеса. Например, посмотреть, сколько денег проходит через конкретный контрольно-кассовый аппарат, находящийся в определённом месте. За счёт этого понять проходимость людей в этой точке. Можно посмотреть средний чек, чтобы выяснить, какая там покупательская способность и люди с каким достатком живут в этом районе. С помощью цифрового двойника города можно развивать направление геомаркетинга. И бизнес будет готов платить за подобный сервис.

- Озвучу простой пример, который уже существует сейчас в МЧС. Простая, незатейливая система: в лесу ставят высокие столбы с камерами, которые работают в онлайн-режиме. Машинка определяет огонёк, и мы можем видеть пожар в момент его начала, и можно бежать его тушить. Мы можем следить за людьми, мы можем находить людей, например, на которых есть ориентировки МВД. Сейчас уже даже с помощью собственного лица можно товары оплачивать. Эта технология работает отлично.

Вопросы транспортного моделирования. Для того чтобы предположить, где же наконец построить дорогу, чтобы в городе пропали пробки и что же для этого сделать. Но сначала нужно понять, где, когда и почему машины ездят. И главное - понять, откуда они едут. Это всё цифровые данные.

А анализ данных сотовых операторов. Это же кладезь для развития города. У операторов есть серверы, на которых хранятся данные о передвижении абонентов, и они готовы эти данные продавать. Это ни в коем случае не персональные данные, они надёжно защищены и доступа к ним нет. Никто из операторов не продаст информацию, где именно находился Вася Петров в тот или иной момент. Но у каждого из нас в кармане сотовый телефон, которые каждые три секунды подаёт сигнал на ближайшую вышку, чтобы поймать связь. Нахождение мобильника можно определить с хорошим покрытием в условиях города с погрешностью 5-10 метров, за городом плюс-минус 50 метров, - отметил Илья Бальцер.

Если эти данные купить (но они недешёвые - информация по городу-миллионнику стоит около 20 млн руб. за один день), то их можно использовать для развития городского пространства. Можно посмотреть, где люди живут, отдыхают, работают, едят и так далее. В каких точках чаще происходит скопление горожан, в какое время. Также можно анализировать траты, которые проходят через телефон.

- Знать траекторию передвижения горожан необходимо, чтобы правильно спланировать, например, развитие уличной дорожной сети для того чтобы не ждать, где у нас появилась пробка, а спрогнозировать, где она может быть. И на этой основе принять решение о строительстве новой дороги или о реконструкции существующей. Многих проблем можно избежать, основываясь на модели, на понимании того, что может произойти. Чтобы проанализировать и спроектировать комплексную уличную дорожную сеть такой большой структуры, как город, нам необходимо сделать цифровую модель передвижения по всему этому городу. И чем точнее у нас будут данные, тем лучше мы это сделаем, - заявил Бальцер.

Мы обратились в IT-компанию Gems с вопросом, как же они видят цифровой двойник города и для чего это необходимо современному обществу. Тем более что они одни из тех, кто создаёт цифровое пространство местности. По словам их архитектора Георгия Пашнина, цифровой двойник - это виртуальное представление объекта или системы в цифровой форме. Это модель, а они бывают разные, с разной точностью отражающие физический объект или процесс. Точность эта зависит от задачи, которую эта модель решает.

- Цифровой двойник города - это модель города. Какая это модель? Ровно такая, какие задачи собирается решать владелец этой модели и какие данные для этого имеются в распоряжении. Полностью замоделировать все процессы в городе невозможно. Город - это не только здания, дороги и сети. Это и транспорт, и люди, и предприятия. И он не в вакууме находится. Город связан с соседними городами. И многие внешние процессы влияют на него: экономика страны и мира, демография, технологии, природные ресурсы, экология. Так какой должна быть модель? Такой, чтобы решать самые важные и первоочередные задачи гармоничного развития с учётом сегодняшних приоритетов. Если стоит задача строить больше жилья - модель будет точнее отражать эти процессы. Если стоит задача обеспечить социально сбалансированное распределение городских благ, то и модель будет развивать соответствующий инструментарий. Если стоит задача обеспечения безопасности на дорогах - в модель добавляются соответствующие данные и инструменты. Сколько городов, столько и вариантов построения полезного цифрового двойника. Главное - он должен нам дать ответы на вопросы, которые мы либо не можем получить без него, либо нам это слишком сложно сделать. Это просто аналитический инструмент, решающий задачи управления, - пояснил Георгий Пашнин.

Так как же цифровые технологии помогают управлять городом? Георгий говорит, что они, во-первых, позволяют взглянуть на город с нового ракурса. Если сопоставить различные данные, в том числе и те, которых раньше не было "на руках", то можно прийти к неочевидным выводам. Согласитесь, некоторые данные мы вообще не всегда видим в реальной жизни. Те же подземные коммуникации или зоны различных ограничений, правовое зонирование территории. Во-вторых, использование технологии банально позволяет сократить рутинные операции, сделать быстрее процессы управления, цепочку принятия решений. Наш спикер убеждён, что весь прогресс крутится вокруг этих двух идей.

Как скоро мы ко всему этому придём, будет зависеть от того, насколько быстро будут развиваться технологии, насколько руководители города, бизнеса будут заинтересованы в процессе создания цифрового двойника, а также насколько успешно у нас будет проходить импортозамещение для создания действенных технологий.

Главное фото создано с помощью нейросети "Шедеврум"
Фото: Елизавета Медведева

Читайте также