В Омской области проходит ХIX Омский кадровый форум "Управление человеческими ресурсами: интеллект и технологии". Программа первого дня собрала более 400 участников: спикеры из экспертной HR-среды, работодатели, среди которых присутствовали представители бизнеса различного масштаба, и соискатели - от растерянных студентов до опытных работников, намеренных повысить конкурентоспособность и получить новые компетенции или же вовсе желающих сменить сферу деятельности; словом, здесь собрались все, кто хочет быть в курсе изменений рынка труда. Помимо омичей, на форум приехали участники из Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани и Москвы.
Для тех, кто не смог прийти, и иногородних участников была организована онлайн-трансляция. Её обеспечили информационные партнёры форума - телеканал "Продвижение" в Омске, Радио Сибирь и сайт "Омск Здесь". Так, к актуальной дискуссии о кадровом голоде имели возможность подключиться сотни участников и десятки городов.
На старте пленарной части митапа идейный вдохновитель кадрового форума, д. э. н, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ Владимир Половинко отметил, что полный зал - лучшая иллюстрация актуальности кадровой проблемы в регионе.
- Последние три дня я шучу, что поссорился с половиной города, потому что говорю желающим, что регистрация закрыта. Желающих попасть на форум меньше не становится. Я считаю важным сохранять очное общение. Только когда мы смотрим глаза в глаза, когда мы пообнимаемся, тогда почувствуем те нюансы, которые сложно передать через технические системы. Здесь вы услышите много новых идей, может, не до конца ещё воспринимающихся нашим профессиональным сознанием, но это то, что наверняка "прорастёт" через несколько лет, - подчеркнул Владимир Половинко. - В рамках форума мы приглашаем самых глубоких экспертов с хорошей методологией, глубокой теорией и проверенными на этой основе практическими инструментами. Это очень важно, потому что много что предлагается в нашем пространстве и трудно выбрать.
Владимир Половинко
На площадке форума обсудили вопросы регионального рынка труда и текущие вызовы для управления персоналом. Так, декан факультета экономики, психологии, менеджмента ОмГУ Татьяна Стукен обратила внимание на то, что в прошлом году HR-специалисты стали свидетелями резкого увеличения количества вакансий, при этом скачка количества соискателей не случилось. Огромный спрос на труд не породил предложение: на региональном рынке не хватает специалистов. И это проблема не только Омской области.
- Ситуация коснулась большинства областей. Везде спрос на труд намного опережает изменения предложения от работников. Мы видим, что экономика Омской области характеризуется как трудодефицитная, мало соискателей. Такая тенденция по всей стране. Более-менее конкуренция есть на крупных рынках труда, это Москва и Санкт-Петербург, - отметила Татьяна Стукен. - Если говорить, где наиболее серьёзные проблемы, это, например, рабочий персонал, рабочие специальности, медицина - здесь особо острый дефицит. Благоприятная ситуация, высокая конкуренция: маркетинг, консалтинг, PR-связи и так далее.
Татьяна Стукен
Дефицит персонала можно было бы восполнить притоком населения из других стран и городов, но на это пока тоже рассчитывать не приходится: пока в среднем в год из Омской области уезжают до двух тысяч человек. Повышение рождаемости на территории в краткосрочной перспективе тоже не слишком обнадёживающий показатель, поскольку отразится на рынке труда лишь через много лет. На данный момент численность людей пенсионного и предпенсионного возраста преобладает, в то время как молодёжь, которая способна работать долго и с максимальной отдачей вовлечена в миграционные процессы, зачастую ищет себе применение за пределами домашнего региона. Дефицит рабочей силы - это данность. Однако проблему можно решить посредством повышения производительности труда. И именно на это, по мнению экспертов, сейчас должна быть направленна работа HR-служб и линейных руководителей предприятий и компаний. Согласно исследованиям, рост производительности труда в Омской области последнее время не превышает 1,1 % в год. Чтобы покрыть кадровый дефицит, необходим показатель не менее 2,4 %.
Шла речь и об изменении управления персоналом в условиях командного менеджмента. Основатель Школы командного лидерства Максим Долгов (Москва), частый гость форума, отметил, что повысить производительность труда - важная задача, но не менее важно выпускать продукцию, которой ещё не было. Именно уникальность продукта выделяет компанию на фоне других игроков рынка. И здесь без работы команды не обойтись.
- Для России принципиально, чтобы была общекомандная подложка, общая цель, идея вовлечения персонала, создания командного управления, а потом уже внедрение инструмента. Командное управление - это то, что даёт новый импульс. Стоит рассматривать в нашем подходе минимум три уровня: развитие управленческой команды, развитие функциональной команды и проектная команда - межфункциональное взаимодействие, - считает Максим Долгов. - На данный момент мотивация власти преобладает над мотивацией достижений результата.
Максим Долгов
Эксперт рассказал, что в среднем 90 % сотрудников не против изменений, но не желают в них участвовать. Такой пассивный подход не работает: если ты хочешь что-то изменить, то должен начать движение в этом направлении сам. Необходимо истинное вовлечение сотрудников в процесс развития компании, предприятия.
Идеолог и основатель Института технологий обучения и развития Алексей Аболмасов (Санкт-Петербург) в своём выступлении затронул тему системного кризиса бизнеса и вопросы непрерывного развития современных взрослых в организации. Он отметил, что сейчас на систему влияют шесть факторов. Во-первых, многополярный мир и вместе с ним европейская система менеджмента, которая в России плохо приживается. Во-вторых, гуманизм. Суть в том, что сейчас сотрудники в компаниях не хотят просто выполнять приказы и директивы. Они хотят понимать, что происходит, хотят, чтобы к ним относились по-человечески. А это значит, что "Эйчарам со своих онемевших рук надо перегрузить этого ребёночка под названием функционал в руки руководителей". Потому что именно они должны отвечать за свой персонал, за его мотивацию, за то, чем сотрудники живут и чего хотят. В-третьих и в-четвёртых, технологический уклад и мобилизационный режим соответственно. И это ещё не всё:
- В-пятых, двойной дефицит кадров - людей мало, а те, которые есть, плохие. Это "полуфабрикаты". На них отдохнула школа, вуз, их надо научить русскому языку, они не умеют вести деловую переписку, они не умеют считать - их много чему надо учить. Этот кадр сначала надо найти, а потом научить считать. В-шестых, запрос на смыслы. Сейчас растёт популярность образовательных ресурсов, научных, интеллектуальных интервью, статей и прочее. Мир "ТикТока" надоел. Люди соскучились по чему-то глубокому, умному, хорошему. Это означает, что на работе они чаще начнут задавать вопросы не только "Каково..?", но и "И чё"? - пояснил Алексей Аболмасов.
Алексей Аболмасов
Также эксперт из Северной столицы отметил, что управлять эффективно можно, только создав отлаженную систему. А в российской действительности зачастую это не принято. Однако успешно развивать своё дело в режиме ручного управления в сегодняшних реалиях уже не получится. Чтобы бизнес был устойчивым, он должен быть отчуждаем от своего "творца, автора, проектировщика". В России же бизнес привязан к человеку, и, если он уходит, то дело, как правило, чахнет.
- Главный вызов бизнеса - это построить систему, которая не зависит от человека, который его построил. Для HR - это создать здоровую социальную систему. Она сама себя мотивирует, ей интересно развиваться, для неё изменения - это не ужас-ужас, а прикольно-прикольно. Здоровый человек свои проблемы решает сам, так и здоровая социальная система свои проблемы решает сама. Если она не здорова, то за ней приходится постоянно ухаживать, холить и лелеять. У неё вырастают холки и лейки, а с ними уже в дверной проём не пройти, - уточнил спикер.
Алексей Аболмасов заострил внимание на том, что современному человеку комфортно находиться в системе, потому что он к ней привык с раннего детства: детский сад, школа, вуз учат находиться в системе. Но когда свежеиспечённый специалист выходит из вуза, то оказывается дезориентированным. Ведь всё - системы больше нет. Поэтому организациям важно успеть поймать "тёпленьких выпускников", пока они не разленились и не разучились работать в команде.
Не обошлось и без обсуждения стратегии человекоцентричности в контексте цифровизации и искусственного интеллекта в управлении. HR-директор Сибирского банка (Сбер, Новосибирск) Елена Руднева отметила, что в эпоху интенсивного развития искусственного интеллекта не следует забывать о человеке, о том, что каждому из нас необходимо обучаться новому. Личностная трансформация очень важна для каждого сотрудника компании. Надо сделать так, чтобы у сотрудника была высокая вовлечённость в процесс, он должен видеть смысл своей работы (и это не только про деньги). Однако обратная сторона высокой вовлечённости - выгорание. И для руководителя важно вовремя увидеть, что сотрудник на пике и не дать ему перегореть, не дать слишком устать. Это важно, потому что иначе команда потеряет ценного игрока и развиваться ей будет сложнее.
На мастер-классах, которые проводили спикеры, наиболее остро поднимались вопросы командной работы и социальных инструментов для удержания работников в условиях кадрового дефицита. Одно из заданий - сформировать команду на примере того, как в советское время отбирались люди для полёта в космос. Участники пытались угадать, как поступило бы руководство в СССР, формируя коллективы.
Участники отмечали, что омский кадровый форум - это яркое явление в жизни эйчаров не только на территории области, но и всей страны. Здесь на протяжении многих лет обсуждают новые технологии, идеи, идеи в части управления персоналом. По мнению наших собеседников, эта площадка "опережает время и является ключевой, новаторской, современной в выборе технологий".
- Для меня этот форум - вся моя профессиональная жизнь. Мы начинали вместе с Владимиром Половинко его организовывать. И вот уже 19-й раз. Для меня участие в форуме - это встреча с коллегами в неформальной обстановке. Второе - это те тренды, которые нужно поймать, уловить, сверить часы, правильно ли ты идёшь в ту или иную сторону. Это круто. Сюда приезжают те люди, которые глубоко понимают какие-то процессы, и, чтобы тебе не отставать, ты тоже должен понимать, как это происходит, на кончиках пальцев. Это классное мероприятие для города, значимое для нашей школы HR, - поделился председатель Комитета развития технологий управления персоналом в малом и среднем бизнесе Ассоциации HR-экспертов региона Максим Райс.
Гости форума подчёркивали, что посещать сообщества, нетворкинги, митапы всегда полезно не только с точки зрения теории, но и чтобы узнать, кто чем живёт, кто что нового внедрил.
- Мне очень нравится направление человекоцентричности. Думаю, что сегодня больше половины руководителей думают в эту сторону, но не все пока делают смелые шаги. Большинство работодателей ощущают кадровый дефицит и понимают, что надо ценить людей и поворачиваться к ним лицом. Было бы здорово, если бы подобные форумы проводили дважды в год - весной и в начале осени, когда время подводить итоги и структурировать мысли, - уточнила HR-директор сети общественного питания "Суши-маркет" Анастасия Бойченко.
Исполнительный директор омского отделения страхового дома ВСК Роман Амбросов сказал, что участвует в Кадровом форуме уже второй год и это мероприятие интересно любой организации, тем более что сейчас на рынке труда наблюдается кадровый голод.
- Тут дружеская атмосфера, многие встречаются на форуме ежегодно, некоторые лица запоминаются. Всегда можно узнать новые направления и векторы, обсудить интересующие вопросы. Здесь дружелюбно, - подытожил собеседник.
Владимир Половинко (слева)
- Спикеры не подвели, они молодцы. Участники показывают замечательные результаты: развивают своё мышление и мозги. Пока всё устраивает. Но итог подводить рано, потому что у нас впереди ещё два-три дня мероприятия, - резюмировал работу первого дня Владимир Половинко.
Впереди ещё несколько дней работы Омского кадрового форума, где участники будут знакомиться с организацией рабочего процесса и способами руководства коллективами непосредственно в компаниях Омска и области.
Фото: Илья Петров