Общество  •  10 ноября 2023, 11:06, последнее обновление 16 ноября 2023, 11:37

Хочу. Могу. Надо. Как выбрать профессию

На что ориентироваться, прокладывая себе дорогу в жизнь, разбираемся с автором проектов по профориентации и софт-скилс.

Профессия, которую выбирает для себя человек, зачастую определяет не только качество его жизни и возможности роста, но и будет ли он счастлив в той деятельности, которой собирается посвятить свою жизнь. Почти каждый ребёнок в детстве слышит вопрос: "Кем ты станешь, когда вырастешь?". И часто эти самые первые ответы не совпадают с тем, что выбирает человек уже во взрослом возрасте.

Особо остро вопрос выбора профессии встаёт к окончанию школы. Но не всегда к этому моменту человек готов к выбору. А бывает, что поменять решение хочется уже в вузе или отработав какое-то время на нелюбимой работе.

Так как не ошибиться и сделать осознанный выбор ещё в старших классах школы? Что учесть, чтобы не потратить время зря? На что ориентироваться, прокладывая себе дорогу в жизнь? И как поменять, если первые шаги в профессии уже сделаны? Об этом мы спросили психолога, руководителя Школы "Вверх" для подростков и взрослых, автора проектов по профориентации и софт-скилс Альфию Мячину.

Можно ли в 16-17 лет сделать осознанный выбор профессии?

- Всё сильно меняется в мире, и сейчас что-то долгосрочно планировать сложно. Ещё 10-15 лет назад строить пошагово схему своей жизни на ближайшие полвека было нормально. С одной стороны, существующая неопределённость и множество вариантов выбора усложняют жизнь нынешнему молодому поколению, с другой - это классно. Когда выбора больше - больше возможностей. У молодого поколения сейчас есть возможность обрести такие навыки, благодаря которым перемены будут не страшны. Да, выбирать сложнее, но зато, когда внешние критерии становятся не такими важными, на первый план выходит собственное желание человека. Сейчас замороченность только на высшем образовании и дипломе сильно спала. В крупных компаниях большое значение имеет гибкость сотрудника, его обучаемость, его опыт, развитый эмоциональный интеллект, самостоятельные проекты, где он уже себя зарекомендовал. И неважно, сколько ему лет. Важно не просто иметь диплом, а постоянно развиваться и учиться.

Инфантилизм и взрослая жизнь

- Подросток сегодня в большинстве случаев не хочет и не может задумываться о далёком будущем. Даже нам, взрослым, сейчас сложно в наших реалиях составить план на пять лет, который сбудется в большом проценте. Ребёнку это сложно ментально, и ему не хочется. В работе с подростками в сфере профориентации я часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок своё будущее прогнозирует как нежелательное. Он чувствует себя ребёнком, и ему хорошо. Ребёнок не видит профита от того, что будет взрослым, а видит "от зарплаты до зарплаты", "работа-семья", "скучная жизнь", и туда не хочется. Поэтому часто мы наблюдаем инфантилизм у подростков, их нежелание выбирать своё взрослое будущее, выбирать профессию.

Методика Е. А. Климова "Определение типа будущей профессии"

- В этой методике, на мой взгляд, есть все части, которые должны учитываться при выборе профессии.

1. Круг "Хочу". Это интересы, потребности, желания. То, от чего человек загорается. То, что он будет делать, даже если устал физически. Не за деньги, а потому что просит сердце.

2. Круг "Могу". Навыки, скилы, умения, дипломы, портфолио. Тот рюкзачок, который наработал в течение жизни учёбой, опытом и так далее. В школе это кружки, секции, художественная и спортивная школы и так далее.

3. Круг "Надо". Тренды. Есть я, а есть мир, которому что-то требуется. Он меняется. Например, сейчас не нужно много экономистов, а нужны люди с нестандартным мышлением, которые могут принимать решения. Этот круг формируется из анализа трендов. Есть форумы, где эти тренды изучаются и прогнозируются: сайты профессий, исследования. Это как будто мысль, заброшенная в будущее, что будет с той или иной сферой через 5-10 лет.

Изучаем все три кружочка: определили область интересов, поняли, какой есть портфельчик со знаниями и что нужно миру. На пересечении этих трёх областей будет профессия, которая подойдёт, и при этом будет приносить доход и удовольствие.

Теперь посмотрим, что будет, если не учесть одну из составляющих. Например, область "хочу". Получилось, неважно, что я не люблю работу, но у меня есть диплом, я профессионал и востребован в мире. Скорее всего, будет статус, заработок, карьерный рост, но счастья не будет, будет усталость и серость.

Не учли область "могу". Классно, хочется, и миру это надо. Но если нет умений, скорее всего, такой человек будет быстро уволен, все быстро поймут, что, кроме как болтать, такой работник ничего не может. Горящие глаза, может, и подкупят работодателя на собеседовании, но человек столкнётся с непреодолимыми трудностями.

Если не учесть область "надо". Получится - люблю и умею, но это никому не нужно. То есть это нельзя будет продать. Алмаз, но без денег. Непризнанный гений. Как результат - обида на мир и одиночество.

Сложно во всех областях вычленить своё, но при анализе всё понятно. Разбирай первую область "хочу" - пиши списки желаний, посещай тренинги по знакомству с собой, прощупывай, что тебе нужно. В области "могу" - паши, развивайся, участвуй, нарабатывай опыт. И область "надо" - ищи, разрабатывай, анализируй, соотноси. Доступ к информации есть. Да, это работа не одного дня, но это не значит, что этого не надо делать. Если постоянно такую работу проводить, рано или поздно ответ найдётся. Даже если осознание произошло на первом курсе. Например, человек увидел, что в выборе профессии отсутствует его собственное желание. Ничего! Выбор можно сделать ещё раз. Возможность выбора сильно снижает тревогу. Когда я понимаю, что при трудностях я могу вильнуть, то и учиться, и профессию получать, и работать гораздо приятнее. У меня есть большая вера, что энергия и потенциал есть во всех людях. Если они не проявляются, то есть какой-то барьер. Важно понять, какой, и убрать его.

Детская мечта и профессия

- Бывает, что детская мечта - самая правильная. Ребёнок хотел стать космонавтом и стал им. А бывает, что ребёнок, отвечая на вопрос "Кем ты будешь, когда вырастешь?", подбирает понятное ему в том возрасте слово и определение. Вот пример: три разных ребёнка заявляют, что хотят быть водителем трамвая. Один, потому что хочет управлять механизмом, ему интересна инженерная составляющая. Из этой детской мечты можно вычленить конкретный мотив. Второй ребёнок выбрал эту профессию, потому что водитель трамвая возит людей. Он проводник, доставляет людей из одной точки в другую. И тогда он не только водитель, это возможно работа в логистике, строительство дорог. Его что-то зажигает в этой профессии, какой-то маленький нюанс. Третий ребёнок, допустим, хочет быть как папа - быть похожим на самого лучшего человека на свете. В любом случае, поработать с детской мечтой полезно.

Полную версию разговора о выборе профессии можно послушать в подкасте о подростках и их родителях "Мы такими не были!" (12+).

На нашем сайте вы также можете найти серию материалов на тему "правильного" выбора вуза. Наш корреспондент Виктория Абзамилова задала вопросы психологам и разбиралась, в причинах хронического недовольства собой во время учёбы, как быть и что делать, если понял, что лучшие годы ты тратишь не на вуз мечты.

Главное фото сгенерировано Midjourney

Читайте также