IX Фестиваль уличного кино (12+) состоится на территории Омской крепости 19 и 20 августа. Впервые за всю историю фестиваля омичи смогут увидеть дебютную работу омского режиссёра, уже завоевавшую множество наград в профессиональной среде, не только в России, но и во многих странах мира.
Это короткометражный фильм "Новая мама" (12+). Кино по мотивам рассказа писателя Валерия Роньшина решил снять режиссёр Александр Кузовков, а помогли ему воплотить идею в жизнь Школа телевидения телеканала "Продвижение", продюсер Евгений Друковский, исполнительный продюсер Софья Кудря, оператор-постановщик Игорь Игнаткин, а также актёры из Омского академического театра драмы, Пятого и Лицейского театров. Съёмки короткометражного фильма начались осенью 2018 года в Омске и завершились весной 2019-го. После множества международных фестивалей картину покажут в Омске широкому кругу зрителей.
Софья Кудря, Александр Кузовков и Евгений Друковский
Специально для "Омск Здесь" продюсер Евгений Друковский рассказал, как снималось кино и какие тонкости скрыты от зрителей, почему Школа ТВ решила поддержать этот проект и чем ещё смогут гордиться омичи в ближайшем будущем.
- Мы давно Сашу знаем, и нам нравятся его творческие работы. Это талантливый человек. Он хороший фотограф, когда-то был актёром в театре "Риф", не раз снимал социальные ролики и обращался к нам, в Школу телевидения, за технической помощью. Мы даже звали его к себе в команду как преподавателя. И вот однажды он пришёл со сценарием художественной короткометражки. Я предложил проект руководителям телеканала "Продвижение", и они дали добро на его реализацию. Мы помогли технически, финансово, с логистикой.
- Работа была представлена на многих фестивалях не только в России, но и за рубежом. Как встретили дебют омича в профессиональной среде?
- Да. Картина была представлена на фестивалях в Крыму, в Италии, в Британии. В Румынии мы вообще собрали все награды: за лучший монтаж, цветокоррекцию, продюсирование, режиссуру. В июле картина была показана под открытым небом в Омске и сорвала овации зрителей. 19 августа кино ещё раз покажут в Омске в конкурсной программе Фестиваля уличного кино, куда отбирали работы среди тысяч присланных заявок со всей страны. Я думаю, это как раз показатель результата нашей работы.
- Чем вас, как продюсера, зацепил сценарий "Новой мамы"?
- Продюсерский центр - это база, на которой создавалась Школа телевидения, и мы занимались продюсированием всего, начиная от массовых мероприятий до рекламных роликов, музыкальных клипов, короткометражных фильмов, сериалов. База создавалась как площадка для творческих людей, у которых есть желание реализовывать классные проекты. Если проект нас устраивает, мы с удовольствием вливаемся в процесс и снимаем.
После того как я прочитал сценарий, я обратился к первоисточнику, прочитал рассказ Валерия Роньшина. Я увидел, что сценарий не хуже. Значит, режиссёр видит, как он собирается снимать. Тем более у Саши было чёткое понимание того, что ему требуется. Он пришёл не просто со сценарием, он назвал точное количество съёмочных дней, подобрал локации, избавив нас от лишней работы. Сценарий Саши понравился интересным, неординарным сюжетом и погружением в советскую историю. Это интересный вызов своего рода. Атмосферу того времени надо было передать, воссоздать интерьеры, уличные съёмки в современных условиях.
- Какая атмосфера царила на съёмочной площадке?
- Любой творческий процесс - он непостоянный. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На площадке съёмок "Новой мамы" постоянно появлялись идеи, их обсуждали все, не только режиссёры. Это 10 человек основного состава и артисты в зависимости от съёмочных дней. Фильм жил всё время, он менялся на протяжении всего съёмочного процесса.
На самом деле в сценарий заложено много режиссёрских инструментов, которые не всегда видны, но точно работают на восприятие зрителем. Мало кто обратил внимание, например, на "великий персонаж" - фикус на подоконнике. А его роль, на секундочку, исполняли четыре "актёра". Разное состояние цветка в кадре выполняли разные фикусы. Мы смеялись, что надо в титрах добавить: "за время съёмок ни один фикус не пострадал". Таких тонкостей в сценарии много. Ещё один пример, справка о смерти с печатью "Пивная № 1". Зритель может не заметить, а на общее восприятие картины такие детали играют.
Цветокоррекцию фильма мы вообще заменили в последний момент. Перекрасили, когда всё уже было готово. Нам с Сашей показался неуместным синий цвет, и мы перекрасили его в зелёный. Так, советский ковёр на стене и шторы на самом деле синие, но в фильме они зелёные.
- Что хотел сказать режиссёр?
- Ой. Это не ко мне вопрос. Что режиссёр хотел сказать, то он и сказал. Получилось у него, люди поняли, значит он молодец. Фильм был в разных регионах, и, что удивительно, одна страна, на одном языке говорим, один менталитет, но воспринимали по-разному. В этом и заключается мастерство режиссёра - донести не только свои мысли, но и пробудить мысли у зрителя.
- Параллельно со съёмками "Новой мамы" мы работали над другими проектами. Например, в начале сентября будет презентация ещё одной очень хорошей работы - короткометражной картины "Добролёт" (12+) Артура Балозяна. Тоже очень неординарная работа. Такое кино сейчас редко кто снимает. Есть ещё работы, где-то мы помогаем только техникой. Что касается успеха "Новой мамы", это оживило и вдохновило команду Школы ТВ на новые свершения и реализацию идей. Уже есть два проекта, которые мы точно будем делать. Это будут полные метры. Но пока без подробностей.
- На ваш взгляд, Омск как место рождения творческих людей насколько плодовит?
- Я скажу, что у нас в России с творчеством всегда всё было в порядке. Потенциал есть везде, не только в Омске. Но именно в нашем городе есть хорошая база актёров и техническая база. Посмотрите на количество театров. Режиссёров у нас меньше. Но зато какие! Много кто уехал в Москву, но я знаю тех, кто возвращается. Москва - это здорово, но в производстве сильно дороже. Так что потенциал в этой сфере в Омске, однозначно, большой. А Школа телевидения телеканала "Продвижение" готова этот потенциал раскрывать и поддерживать любые здравые проекты.
О том, почему Александр Кузовков ушёл из компании, с которой начал снимать свой первый полнометражный фильм, и почему он задумался над созданием чёрной комедии после череды социальных роликов, читайте в эксклюзивном интервью режиссёра сайту "Омск Здесь".
Фото предоставил Евгений Друковский