Общество  •  11 августа 2022, 11:04, последнее обновление 6 ноября 2024, 11:23

"Дети уважают честность учителя", - омский педагог о работе в школе

Учитель истории и обществознания омской школы № 130 поборется за право создавать авторское образовательное телешоу на федеральном телевидении.

В России завершился приём заявок на конкурс "Классная тема". Участвовать в нём предлагалось учителям-предметникам из любого региона страны.

Семь учителей, которые пройдут отбор и выйдут на открытое голосование, выступят в финальном телешоу, где проведут уроки по своему предмету: математика, химия, биология, география, история, физика, русский язык и литература. В телешоу "Классная тема" выберут яркого и современного педагога, который может увлечь аудиторию и доступно объяснить сложный материал. Победитель получит главный приз - авторскую телепередачу на федеральном телеканале.

Заявку на участие подал молодой омский учитель истории и обществознания Платон Кузнецов. Мы пообщались с педагогом и узнали, как и с какой целью он пошёл в профессию, что главное передаёт детям, в чём секрет уважения к учителю, какие новые проекты нужны современной системе образования и что он будет делать, если выиграет главный приз конкурса "Классная тема". На момент записи интервью Платон Юрьевич находился в "Артеке".

Кузнецов Платон Юрьевич, 23 года. Работает в омской СОШ № 130 учителем истории и обществознания, советником по воспитанию, вожатым и заместителем директора. Окончил факультет истории, философии и права ОмГПУ. В этом году стал победителем грантового конкурса Росмолодёжи с проектом "Вожатый - профессия птица" и обладателем премии мэра Омска в номинации "Наставник молодого поколения".

- Платон, почему вы выбрали профессию учителя истории?

- В школе я был активистом, с ранних лет был включён в детское движение, поэтому работа педагога была мне близка и интересна. В педагогический университет поступал целенаправленно. Но профессию учителя истории выбрал не сразу. В школе меня больше интересовали физика и география. Выбор был сделан в 9 классе. В длинную поездку я взял учебник истории, который читал в дороге. Сначала по программе, потом с увлечением. Так я понял, что история - это круто и интересно. Вернувшись из поездки, получил пять пятёрок подряд (смеётся).

- Что для вас лично значит смысл слова "учитель"? Это больше мужская или женская профессия?

- Учитель - это взрослый человек, с которым ученик проводит едва ли не половину своего времени, а значит, этот взрослый должен оказывать только положительное влияние на ученика. Речь идёт о системе ценностей педагога, его образе жизни. Неважно, мужчина или женщина работают в школе, главное, чтобы ученики видели в ней разных по характеру и темпераменту людей: добрых и строгих, ранимых и закалённых, как сталь. Это позволяет детям сформировать свой собственный образ, понять, с кем во взрослой жизни по пути, а с кем нет.

- Какие плюсы и минусы есть сегодня в системе образования?

- Мне сложно выделить плюсы и минусы современной школы, потому что я не видел другой. Мне нравится российская система образования и её перспективы для развития. Нам есть, что улучшать, и невероятно круто быть частью этих перемен.

- Как принимают молодых педагогов в школах?

- В моей школе с этим не было проблем. Все очень рады новым людям, потому что это снижение нагрузки на опытных педагогов и просто новые свежие идеи. Я отлично влился в коллектив и сам сейчас привлекаю друзей и знакомых, чтобы работать в крутой команде единомышленников.

- Сложно ли преподавать историю с учётом открытого доступа к разным источникам информации? На что вы делаете ставку, передавая знания детям?

- Я делаю акцент даже не столько на историческом материале, сколько на метапредметном результате. Говоря проще, на навыках, которые ученики получают на моём уроке, но могут применять и за его пределами: строить схемы, таблицы, находить информацию в тексте и пр. Историю и обществознание преподавать сложно, ведь это не точная наука, где 2+2 всегда равно 4. Меняется отношение государства к некоторым аспектам истории, сами ученики могут приходить на урок с каким-то багажом, который может оказаться совершенно антинаучным. Это делает преподавание истории и обществознания сложнее, но вместе с тем интереснее.

- Чем занимается советник по воспитанию?

- Это сложный для меня вопрос. Каждый, наверное, по-своему видит свою деятельность на этом посту. Моя цель - сделать так, чтобы дети в школе были счастливы, чувствовали себя нужной и важной частью процесса. Если этого получится достичь, то я буду считать свою деятельность советника успешной. Сейчас я в "Артеке" как раз прохожу повышение квалификации как советник директора школы по воспитанию. Мы узнаём о новых тенденциях в молодёжной политике, воспитательной работе и самосовершенствуемся.

- Обращаетесь ли за советом к старшим коллегам? Есть ли у вас пример среди педагогов, кого вы уважаете и на кого равняетесь?

- Да, это очень важно в нашей работе. Особенно в работе с классом, с родителями. Я вообще очень ценю взаимодействие с коллегами по разным вопросам. Особенно меня радует, когда коллеги рассказывают о своих замыслах, которые они не могут реализовать по разным причинам, но, обсудив их, мы находим пути, чтобы достичь желаемого. Мой идеал педагога - это мои преподавали в университете: Евгения Юрьевна Навойчик, Наталья Станиславовна Макарова, Елена Анатольевна Черкевич, Юлия Борисовна Дроботенко. Они учили не только наукам и давали знания, но передавали образ мыслей, принципы и убеждения, на которых я строился последние пять лет.

- Какие они - современные дети?

- Современные дети - они хорошие. Я не могу плохого сказать про своих учеников и вообще про детей, с которыми я знаком. У них разные состояния в плане эмоций. Кто-то эмоционально сильнее, кому-то требуется поддержка, но нет таких детей, к которым нельзя было бы найти подход. Есть те, к кому сложнее, есть те, к кому не знаешь, как подойти, и ищешь варианты. Но лично мне со всеми детьми хорошо. Я очень люблю учеников за то, что они искренни в своих эмоциях, в своих действиях, дажде если эти действия не соответствует моим ожиданиям, я ценю, люблю и всегда уважаю учеников.

- Как поощряете и как наказываете учеников?

- Поощряю детей чаще добрым словом. Это самое недорогое, что у нас есть, но то, что ценится сильнее всего. Стараюсь радовать. Когда бываю в командировках, стараюсь привозить ребятам небольшие сувениры: значки, магнитики. Они понимают, что о них думают, о них заботятся. Наказывать? Не знаю. Я просто объясняю то, что мне не нравится, и стараюсь это не скрывать. Дети со мной или соглашаются, или нет.

- Доверяют ли вам дети и как выражают симпатию?

- Я думаю, что доверяют в большинстве своём. Дети помладше делают рисунки, подарки или просто радуются при встрече. Если увижу недоверие, то восприму это как свою ошибку, которую нужно будет исправлять.

- В чём секрет уважения к учителю?

- Это честность учителя по отношению к детям. Это ключевое в педагогике. Второй момент - учитель как личность должен быть интересным. Вот у меня есть пример: одна из моих коллег довольно строгий учитель, авторитарный. Но дети её очень любят, потому что у неё богатый внутренний мир. С ней всегда интересно, хорошо и комфортно. Тогда и строгость дети могут принять. Даже те дети, кто сначала её боится, впоследствии уважает. Это заметно. Я считаю, что это ценно. Быть добрым, но при этом ничего собой не представлять - хуже строгости в разы.

- Чего, на ваш взгляд, не должен позволять себе учитель?

- Учитель не должен детей унижать. Это самое главное. Ни словом, ни делом, ни даже в мыслях. Нужно оценивать интонации, с которыми мы говорим, нужно оценивать эмоциональное состояние ребёнка, потому что иногда одно и то же слово может очень по-разному откликнуться в самом ребёнке. Как и во взрослом. Здесь очень подходит поговорка: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это ключевое условие для меня и то, что я хотел бы видеть в коллегах.

- Почему решили поучаствовать в конкурсе? Как видите свою программу на ТВ в случае победы?

- Мне нравится участвовать в соревнованиях, конкурсах, форумах, потому что это всегда опыт, даже если не получается победить. Это опыт, положительный или негативный, который даёт мне как учителю новые направления для роста и развития. Какой будет программа на телевидении, я ещё не думал, но хотел бы рассказывать об исторических мифах.

- Чем занимаетесь помимо работы в школе? Хобби, интересы?

- Очень люблю танцевать. Умею так себе, но люблю. С 2017 года я - вожатый Педагогического отряда "Бриг". Это один из старейших коллективов Городского дворца детского творчества. Вот уже 32 года "Бриг" проводит областные профильные смены для лидеров детских объединений. Мы были пионерами в этой области и спустя десятилетия остаёмся лучшими в этом деле.

- В чём суть проекта "Вожатый - профессия птица", который победил в конкурсе Росмолодёжи?

- Проект "Вожатый - профессия птица" направлен на содействие профессиональному определению молодёжи в сфере образования, через формирование кадрового резерва способных и заинтересованных педагогов. Говоря проще, проект даст возможность молодёжи, заинтересованной в педагогической профессии, познакомиться с одной из её сфер, а именно - работой с детским движением. Реализация проекта начнётся уже в июле, а сам проект рассчитан до апреля 2023 года. Мы планируем знакомить ребят с профессией, обучать их, чтобы в конечном итоге сформировать кадровый резерв педагогов для школ города и области.

- Чего хочется добиться в будущем в профессии?

- Я хочу посвятить свою карьеру именно детскому движению, это СПО ФДО, РДШ, Юнармия и наше новое движение - "Большая перемена". Это перспективная сфера для карьерного роста.

Вручение премии мэра Омска

- Что ещё заставит вас уйти из профессии или сменить род деятельности?

- Точно не денежный вопрос. Смогу уйти, если пойму, что больше ничего не могу дать и работа мне больше не в удовольствие.

- Если не педагогика, то что?

- Я, если честно, вообще слабо себе это представляю, но даже если мне придётся когда-то сменить место работы, то с вероятностью 99,9 % новое место работы будет в сфере образования. Но если вдруг так случится, что все школы закроют, то я пойду работать проводником в поезде, это моя детская мечта!

- Что главное в жизни?

- Быть нужным, быть полезным и быть честным.

Фото предоставлены героем публикации


Ранее мы публиковали интервью с ещё одним кандидатом на победу в конкурсе "Классная тема" - омским учителем географии гимназии № 76 Павлом Ирхой. Педагог рассказал, как изменились дети за последнее десятилетие, чего не хватает системе образования, почему доверие детей нельзя обманывать и что заставит его уйти из профессии.

Читайте также