В России стартовал конкурсный отбор педагогов для участия в телепроекте "Классная тема". В конкурсном отборе могут участвовать учителя-предметники из любого региона страны. Семь учителей, которые пройдут отбор и выйдут на открытое голосование, выступят в финальном телешоу, где проведут уроки по своему предмету. Победитель получит главный приз - авторскую телепередачу на федеральном телеканале.
В конкурсе участвует молодой омский учитель географии Павел Ирха. Мы пообщались с педагогом и узнали, как изменились дети за последнее десятилетие, чего не хватает системе образования, почему он выбрал профессию учителя и что заставит его уйти из профессии.
Павел Васильевич Ирха, 24 года, учитель географии гимназии № 76 города Омска. Работает педагогом с января 2020 года.
- Павел, как вы решили стать учителем географии?
- Географию я выбрал потому, что можно изучать различные процессы, которые происходят с нашей планетой: и социальные, и психологические, и экономические. Это отчасти тайна, которая где-то раскрыта, а где-то ещё много чего предстоит изучать. География - это быстро меняющийся, динамичный предмет. Педагогика - это связь с людьми и связь с детьми, которые ещё только пытаются познать этот мир. И учитель - тот важный человек на пути его развития, который должен донести правильные мысли, пролить свет на ту часть незнания, которая у них есть. Для меня две части: география и педагогика - идеальное сочетание профессии, которую я и выбрал.
- Кто-то повлиял на ваш выбор?
- Во-первых, это учитель в школе. Причём первый чуть не загубил тягу к предмету, не то, что не пробудил интерес. Когда её заменил другой педагог - Любовь Валерьевна Кобец - тут началась моя любовь к географии. Я понял, насколько может быть интересен этот предмет и насколько круто быть педагогом. К девятому классу я уже понимал, какую профессию буду осваивать. Во-вторых, на первом курсе ОмГПУ я встретил прекраснейшего преподавателя, который, безусловно, является примером настоящего ценителя географии, практической любви к предмету. Это Анна Леонидовна Статва. Она настолько заинтересована в предмете, что заряжает этим интересом всех вокруг.
- Как молодые педагоги вживаются в школьную среду? Охотно ли встречают начинающих специалистов?
- Спрос на молодых педагогов есть всегда. Но важно понимать, насколько заинтересован сам специалист. Если хочет пробыть менее одного года, это одно. Администрация заинтересована в том, чтобы привлекать к себе тех, кто будет помогать меняться учреждению и коллективу в соответствии с той динамикой, которая существует в системе образования. Меня приняли в коллектив хорошо. Для меня стало открытием, что я был студентом ещё вчера и вот уже доверили учить детей. Я думал, что у меня не получится так быстро.
Не знаю, как в других школах, но в нашей гимназии педагогов, которые проявляют профессионализм, держат всеми силами. Никто никогда не будет угнетать или пытаться избавиться от молодого специалиста, если он заинтересован в своей профессии искренне. Если молодой учитель не заинтересован в процессе, не пытается нарабатывать опыт, не учитывает уже существующей атмосферы, ему могут предложить поискать другое место работы. И это правильно, потому что общий организм должен работать слаженно. Это важная и специфическая сфера. Если один будет тянуть вниз, западёт вся система, а повлияет это на большое количество людей. К тому же детей.
Многие привычно себя чувствуют в привычной и отлаженной системе. А когда ты молодой, у тебя энергия и запал, тебе хочется быстрее, активнее, новее. И болото, и эта скорость, юношеский максимализм, не всегда хорошо. Нужен баланс. Запал может мешать. Есть вопросы, где важна размеренность и обдуманность. Этому я учусь у более опытных коллег. Меня поддерживают и помогают. Здорово, когда ты имеешь возможность свежей энергией, новым видением влиять на уже сложившуюся систему в хорошем русле.
- Что изменилось в системе, когда вы учились и когда пришли в другой роли?
- Изменилось сильно. Когда я учился, было больше теории. Сейчас мы ориентируемся на то, чтобы приучать детей применять знания на практике в жизни. Больше идёт ориентация на самостоятельное изучение. К этому надо подготовить. Это очень хорошо, но с ходу это не решить. Это процесс постепенный с пробами и ошибками. Мы, учителя, должны повысить научную грамотность учащихся, но занятия мы должны разрабатывать сами. Благо есть поддержка со стороны Института образования Омской области, где нам помогают корректировать все разработки.
- Какие школьники сейчас?
- Мне нравится работать с современными детьми. Они очень мобильные, и с ними интересно. Процесс обучения можно организовывать по-разному, экспериментировать. Они быстро перестроятся и поймут. У них особое восприятие. Я уверяю, они способны сопереживать. И в корне не согласен с теми, кто говорит, что современные дети бесчувственные. Это не так. Они чувствительные, и любое слово может восприниматься очень тонко. Это важно понимать. Плюс каждый ребёнок пытается себя показать или проявить. Запреты не будут на них работать. Они поймут объяснения. Ещё современные дети толерантны. Это моё открытие.
- Как поощряете и как наказываете учеников?
- Мы с детьми общаемся на "Вы". У меня как-то само собой такое понимание укоренилось. Придя в школу, я не мог по-другому. Я искренне не понимал, почему дети ко мне обязаны обращаться на Вы, а я к ним на ты. Дети были удивлены. Но, по моим наблюдениям, это повлияло на них и их отношение к учителю. Они поняли, что их уважают и общаются с ними на равных. Но когда дети перегибают палку, начинают вести себя разрушительно, я перехожу на ты, чтобы они понимали эту разницу.
Второе, обычно я стараюсь давать меньше домашних заданий. Потому что часто это сводится к списыванию, а этого мне не нужно. Есть призовые баллы "географическая копилка". Их можно обменять на оценку, отмену домашних заданий на неделю и так далее.
Что касается наказаний, они есть, но не для того, чтобы наказать, а чтобы приобщить детей к учению и познанию. Двойки в электронном журнале выставляются крайне редко, для того чтобы родители обратили внимание на проблему. Эти двойки легко удалить, если ребёнок постарается и исправит оценку. Кроме того, я считаю, что двойка - это прежде всего оценка учителю. Значит не доработал.
- Проверяли ли на прочность ученики, когда вы пришли в школу?
- Конечно (смеётся)! На это надо было реагировать очень быстро. На один из уроков в самый сложный класс ко мне пришёл заместитель директора, и тут меня начали проверять. Один мальчик, умный хулиган, начал задавать мне самые различные вопросы и по предмету, и нет. Я ответил на всё, как на экзамене, и тут же начал спрашивать его, насколько он осведомлён в тех вопросах, которые обсуждает. Удалось всё это завершить с минимальными потерями. Сейчас иногда ради шуток осталась проверка у них. Но я уже знаю, как реагировать.
- Спрашивают ли ученики жизненные советы не по предмету?
- Да. Такое есть. Когда первый раз ко мне обратились, я был шокирован. Я думал, что за советом могут прийти только к опытному педагогу, прошедшему большую проверку. Когда беседуешь с ребятами из старших классов о жизни, это помогает им и мне переосмыслить ситуации, перекодировать негативное мышление на позитивное. Сильно вглубь проблемы я не могу влезать, поскольку это к специалистам. А вот дружеское общение вполне. Но тут важно не потерять доверие и не перегнуть авторитетом. Если дети поймут, что доверять нельзя, - ты уже их не вернёшь.
- Сами обращаетесь за советом к старшим коллегам?
- У меня в гимназии есть очень важный человек, на которого я равняюсь и к которому приду за советом. Это Ступина Наталья Владимировна - человек с большой буквы. Это сверхпедагог, поскольку относится к профессии и к каждому ребёнку с максимальным вниманием. В гимназии больше тысячи человек. Она знает имя каждого, знает историю обучения каждого. Начиная с начальной школы и до выпуска. Это для меня пример того, каким должен быть настоящий учитель. Это учитель, который найдёт выход и решение из любой проблемы, кто понимает, что ребёнок - это ребёнок, и не надо путать модели его поведения с моделями поведения взрослых. Такой педагог никогда не перейдёт границы и не унизит ученика. Плюс это учитель, знающий свой предмет настолько, что может его объяснить на пальцах, без дополнительных средств, и дети это усвоят. Ещё это постоянно развивающийся педагог, который может вести за собой.
- Оплата труда удовлетворяет потребности педагогов? И может ли это повлиять на решение остаться в профессии?
- Ставка именно молодого специалиста по мере пребывания в образовательном учреждении падает и через три года процент надбавки равен практически нулю. Чтобы получить нормальную зарплату, приходится добирать часы и работать на две ставки. Может ли это повлиять на решение остаться в педагогике? Конечно. Поскольку от этого зависит комфортное пребывание в обществе вообще и личный комфорт.
- Что ещё заставит вас уйти из профессии?
- Сложный вопрос. Наверное, когда я не буду уже вдохновляться и получать внутренний позитив от того, что я делаю. Потому что, если я не буду расти и гореть, я детям ничего не смогу дать. Перегорание рано или поздно происходит в любой профессии. Пока это не про меня - есть где получать вдохновение. Также со стороны детей большая подпитка. Когда видишь, что они с горящими глазами познают предмет - это круто! И когда выпускники дарят на память какие-то символы признания - это дорогого стоит.
- Почему решили поучаствовать в конкурсе "Классная тема" и побороться за право вести образовательную телепередачу на федеральном канале?
- Я не знал о конкурсе. Мне написали и сказали, что порекомендовали меня от педагогического университета. Я прошёл тест, сейчас работаю над визиткой. Что это даст? Для меня это прежде всего способ не расслабляться и не идти по пути регресса. Плюс хочу посмотреть на работу других коллег, донести до них своё видение предмета "география". Если говорить о конечном результате, то в своей телепрограмме я постараюсь "развалить" этот образ скучного урока и создать образ того, что география - это всегда интересно, это то, что в нашей жизни ежедневно. Профессия педагога - это всегда творчество. А творчество и я - эти понятия неразделимы.
- Кроме школы какие увлечения у вас есть ещё?
- Это путешествия: походы выходного дня или длительный отпуск. Это обязательно фитнес, бассейн. Иногда рисовать люблю. И конечно, это музыка.
- Чего хочется добиться в будущем?
- Я мечтаю открыть в Омске школу практического изучения географии. Чтобы дети могли развивать навыки, которые сейчас утрачивают за счёт урбанистики, навыки "выживания" что ли. Чтобы возвращать растущих людей в природу. Это ведь мощный источник вдохновения в любой сфере.
Фото предоставил герой публикации