Алексей Навальный с 22 августа находится в берлинской клинике Шарите. Омские врачи в этот же день подтвердили, что готовы помогать немецким медикам и предоставить им все необходимые документы. Сегодня же на пресс-конференции снова восстановили хронологию событий двух дней: от экстренной посадки борта S7 в четверг, 20 августа, до вылета спецрейса в Берлин утром в субботу. Как рассказал главный врач БСМП-1 Александр Мураховский, Алексей Навальный поступил медучреждение в состоянии комы. От аэропорта до больницы его довезли за 26 минут.
- Нам стоило больших усилий привести его в стабильное состояние, и то, что мы спасли ему жизнь, оспаривать нельзя, - заявил он. - Помощь была также оказана жене и брату Алексея Навального. Я, как руководитель медицинского учреждения, сделал всё прозрачно, в рамках федерального законодательства.
Как только состояние пациента стабилизировалось, врачебный консилиум дал согласие на транспортировку Навального за границу. По словам начмеда больницы Анатолия Калиниченко, определяющим фактором при принятии решений было, как и всегда, состояние пациента.
- Всегда считал своей целью и задачей спасение жизни и здоровья пациента независимо от собственных эмоций. Изначально нам даже не сказали имя человека, которого везут из аэропорта, знали, что пациент находится в коме. Мы его лечили как обычного человека, которые к нам поступают ежедневно по 200 человек, - отметил Калиниченко.
Александр Мураховский и Анатолий Калиниченко
Диагноз, по его словам, был поставлен не сразу. Гипогликемическая кома может быть вызвана несколькими причинами. До конца провести диагностику лечение пациента омским врачам так и не удалось.
- Диагноз "отравление" был одним из первых. Если бы мы нашли какое-то отравление, чем-то подтверждённое, нам было бы проще проводить лечение. Химико-токсикологических веществ, которые можно было расценить как яды или продукты действия ядов, не выявлено, - отметил Калиниченко.
На пресс-конференции омским журналистам пришлось вступиться за врачей БСМП-1, чтобы максимально объективно рассказать об обстановке в больнице: объяснить, почему не пускали родственников и отсутствие точного диагноза. Федеральную прессу интересовало наличие в организме политика токсичных веществ. По словам представителей столичных СМИ, на третий день пребывания Навального омский Минздрав опубликовал информацию о том, что в его моче были обнаружены следы кофеина и алкоголя, после чего спешно удалил эту информацию. При этом в крови пациента этих веществ обнаружено не было.
- Мы ограничены рамками Федерального закона № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Конечно, мы нашли какие-то вещества и, конечно, мы учли это в работе, но не могли об этом сообщить. Я даже сейчас не могу ни подтвердить, ни опровергнуть тот факт, о котором вы говорите, - заявил Калиниченко.
По его словам, в медицинской практике есть такие случаи, когда в моче могут быть обнаружены следы алкоголя, а в крови при этом нет.
- Гипотетически это возможно. Это нормально, когда, например, человек накануне употребляет алкоголь. Диагноз "отравление алкоголем" мы не ставили и не рассматривали, - отметил врач.
С супругой Алексея Навального главный врач Александр Мураховский встречался неоднократно и сообщал о состоянии её мужа. После доставки пациента в Германию омские врачи связались с немецкой клиникой.
- Нам написали, что они благодарны за то, что состояние стабильное, и готовы и дальше нас информировать о его самочувствии, - отметил Александр Мураховский.
Отметим также, что, учитывая напряжённую атмосферу, которая была в больнице в течение двух дней, врачей, занимавшихся пациентом, возможно, премируют. Что касается обстановки вокруг больницы в эти два дня, то главврач признался, что работать приходилось в очень сложных условиях.
- Было много людей возле здания больницы, иногда машины скорой помощи не могли подъехать. Но наша задача была спасать людей, - подчеркнул Мураховский.
А вот в адрес его заместителя, Анатолия Калиниченко, звучали угрозы, причём не только ему лично, но и его семье.
- Я как активный пользователь соцсетей получал десятки угроз физической расправы со мной, моей семьёй, детьми. Мы лечили пациента. На лечение это никак не повлияло. Он в этом не виноват, - отметил врач.
Напомним, что 20 августа, утром в аэропорту Омск-Центральный экстренно приземлился борт из Томска, направлявшийся в Москву. Этим рейсом в столицу из Сибири возвращался политик Алексей Навальный. В полёте ему стало плохо. Омские врачи выступали против транспортировки, пока состояние пациента не стабилизируется.
Фото: Илья Петров