Накануне общественный совет департамента транспорта администрации Омска выбрал вариант маршрутной сети, которая будет внедряться в 2018 году. Рассматривались две составленные в Санкт-Петербургском государственном университете концепции. Первая предполагала, что на одном маршруте будут курсировать автобусы только одного класса - большого, среднего или малого. Но предпочтение отдали второму варианту - комбинированному: на маршруте работают и городские, и частные перевозчики, а их автобусы двигаются по единому расписанию, принимая к оплате проездные и льготные билеты.
- В этом случае пассажир будет ждать автобус с определённым чётким интервалом. В перспективе мы планируем поставить на все транспортные средства ГЛОНАСС и создать систему единого расписания, плюс в дальнейшем - сделать одинаковую стоимость проезда и внедрить автоматизированную оплату на всём транспорте, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" директор департамента транспорта Алексей Мартыненко. - В этом заинтересованы и частники, и муниципальные предприятия, потому что мы перераспределяем пассажиропоток и создаём возможность работать в интервале. В этой ситуации экономика позволяет зарабатывать и тем, и другим и не мешать друг другу, как это происходит сейчас. Автобусы и маршрутки сейчас работают без расписания, одновременно подъезжают к остановке, а пассажиров-то нет.
Алексей Мартыненко
Продолжится объединение и сокращение дублирующих маршрутов, как это было в январе. К примеру, автобусный маршрут № 109 практически повторяет путь 307-й маршрутки. Их планируется соединить, но на линии останутся и муниципальные автобусы, и частные маршрутки.
Формально количество маршрутов сократится со 151 до 127, а автобусов - с 2535 до 2106. Однако пассажир не должен почувствовать эту разницу, даже наоборот: за счёт замены подвижного состава на более вместительный провозная способность общественного транспорта Омска увеличится со 105 тыс. пассажиров до 108 тыс. В итоге коэффициент пересадочности снизится с 1,45 до 1,23, время ожидания автобусов уменьшится с нынешних 12-17 минут до 8-12 минут, а среднее время нахождения в пути - с 35 до 30 минут.
- Маршруты перераспределяются достаточно серьёзно, - подчеркнул Алексей Мартыненко. - Высвобождаются от большого количества центральные магистрали, транспортные средства перемещаются на окраины. Будут покрыты улицы Жукова, Панфилова и Иртышская набережная. Мы понимаем, что реализовать это в сжатые сроки невозможно, поэтому внедрение маршрутной сети будет разбито на этапы. Это потребует дополнительных затрат на монтаж остановочных пунктов.
Все принимаемые меры в конечном итоге должны повысить рентабельность пассажироперевозок, снизить издержки транспортников и сдержать рост платы за проезд. Последняя, к слову, не увеличивается с апреля 2016 года.
- По информации разработчиков маршрутной сети, себестоимость провоза пассажиров снизится на 7,9 %. Это не снизит провозную плату, но позволит сохранить стоимость проезда на уровне 22 рублей. В этом году мы эту задачу выполнили. На следующий год мы также не рассматриваем увеличение стоимости проезда, - отметил Алексей Мартыненко.
В ноябре с маршрутной сетью ознакомят координационный общественный совет при мэре и Омский городской совет, после чего внесут необходимые изменения в документ планирования регулярных пассажироперевозок. На внедрение реформы потребуется полгода. В течение этого времени среди перевозчиков проведут новые аукционы и заключат договоры сроком на пять лет.