Минута молчания, слова соболезнований, опущенные стяги ВДВ, цветы, возложенные к портретам молодых солдат, - трагедия в 242-м учебном центре объединила и военных, и гражданских. В разгар митинга усилился дождь, однако с площади никто не ушёл. Люди требовали справедливого расследования трагедии в посёлке Светлый и выражали поддержку арестованному начальнику учебного центра Олегу Пономарёву, скандируя "Свободу!" после каждого выступления.
- Я сам в недавнем прошлом - командир части, которая дислоцировалась в этом городке, и прямой вины нынешнего командира не вижу и не понимаю. Какое превышение полномочий может быть у лица, которое принимает казарму и размещает в ней людей, уводя их от мороза и холода? Или это дежурная попытка найти виновного? Олег Пономарёв - это человек, который всецело предан армии, прошёл все горячие точки и отдал бы за честь и достоинство государства свою жизнь, не раздумывая ни секунды, чему и учил своих курсантов, - говорит председатель Омской областной общественной организации ветеранов-десантников Юрий Заборский.
Как раз в предвзятости следствия, по мнению многих участников митинга, и заключается загвоздка. Для офицеров Омского гарнизона не секрет, что между главой омского военного следственного отдела СК РФ Александром Калдеевым и боевым офицером, гвардии полковником Олегом Пономарёвым существует давний конфликт, который уже приобрёл открытый характер.
- То, что полковник находится под арестом, это, наверно, не работа следственного комитета, а, скорее всего, сведение личных счётов Калдеева, с которым у Пономарёва с 2013 года достаточно сложные отношения из-за отказа полковника предоставлять личный состав учебного центра для охраны военного следственного отдела, - предполагает ветеран ВДВ Игорь Захаров. - Конфликт затянулся, и всё выглядит так, что Калдеев, как в 37-м году, ставит своим подчинённым задачу во всех чрезвычайных происшествиях, которые происходят в учебном центре, отрабатывать только обвинительную версию, не рассматривая реальные оправдательные события.
Офицеры говорят, что подобные конфликты, в конечном итоге, негативно сказываются на авторитете армии и военной службы.
- Это - тень на российскую армию, на офицерский корпус, который должен защищать Родину и готовить личный состав, а не находиться на нарах. Нельзя выносить голословных обвинений до окончания полного разбирательства. Пятнать такими вещами, как скоропалительное заключение офицера под стражу, невозможно, - говорит председатель правления местного отделения Союза десантников Владимир Фадеев.
Омичка Марина Юдакова выходила на одиночный пикет в поддержку Пономарёва две недели назад. Тогда к ней присоединились десятки человек, и было решено провести более масштабную акцию.
- Пономарёв - это человек, который всегда проверял, в чём одеты-обуты солдаты, поели ли они, поспали ли, созванивался с родителями. Мальчишки называют его не иначе как "батя". Мне многие звонили, со всей нашей страны. Со мной разговаривал парень, которого полковник в одной из горячих точек закрыл собственным телом и просто спас ему жизнь. Этот парень остался невредим, а Пономарёв получил кучу увечий, - рассказывает Марина Юдакова.
За плечами у полковника Пономарёва участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, в миротворческих кампаниях в Боснии и Герцеговине, в зоне Грузино-Абхазского конфликта. В том числе и этим объясняется сила авторитета и уважения к нему среди солдат, в том числе тех, кто сейчас находится на лечении в московских госпиталях.
- К ним (пострадавшим солдатам - Ред.) приходили и просили дать какие-то непонятные показания в отношении Пономарёва. Они все отказались, так как считают, что человек невиновен, - рассказывает Константин Абрамов, сын которого тоже оказался под завалами, но выжил и сейчас лечится в госпитале им. Вишневского.
Участники митинга приняли резолюцию, текст которой приведён ниже.