Валерий Рощупкин

О том, зачем в Омск пожаловал и как лучше подставить шляпу, чтоб в нее упали федеральные деньги, о рощупкиных и бутаковых, время которых ушло, но это к лучшему, а также о планах на сотрудничество с молодой, здоровой и крепкой омской властью.

Валерий Павлович, расскажите, о целях визита в Омск. Это связано как-то с Вашим бизнесом? 

Частично – да. У нас бизнес не совсем лесной, не совсем природный. Мы занимаемся многими вопросами, в том числе, энергетикой, промышленностью и иными направлениями. У нас есть вопросы, связанные с улучшением экономической позиции Омской области на территории России, которые мы бы хотели обсудить с руководством области и города. У нас есть понимание с властью, и мы очень хотим быть полезными для нашей территории. Нам от нее ничего не нужно, но мы можем сами кое-что дать, у нас эта возможность есть.Пока у нас площадки - это Дальний Восток, Восточная Сибирь, Север, Северо-Запад России. И в основном зарубежные территории: США, Швеция, Норвегия и др. 

Примеры объектов, планируемых в Омской области, можете привести, может, что-то будет построено? 

У нас регион своеобразный, половина его лежит в степной зоне, половина - в лесной. Но в тоже время мы близко находимся к Казахстану и Китаю. Географическое положение не очень-то и хорошее: сегодня центральная, азиатская часть бывшего СССР интересна, но на рынке она пока недостаточно хорошо смотрится. Интерес нужно подтягивать к азиатскому рынку: Китаю, Корее. Биоэнергетика Китая набирает мощные темпы, он строит каждый год по несколько электростанций на новом виде топлива, а этот ресурс как раз возможен в Омской области. Они сегодня сделали резкий рывок по производству биотоплива: с 4 до 54 млн. Сырье берут здесь, в Сибири. Надо делать эту продукцию здесь - эта задача нам вполне по силам. Ту же задачу ставит Корея и все ее фирмы, вплоть до Samsung, они ищут новые подходы в энергетике. Это вообще новый мировой тренд. И Омская область не должна отстать, она должна найти себя в этой части. На севере области есть достаточно значительные лесные ресурсы. Но использование их плохое, практически нулевое. Есть брошенные сельхозземли. Не получается с сельским хозяйством, так сегодня весь мир переходит на создание энергетической массы, биомассы. Это тоже очень интересное дело. Это все деньги, доход, прибыль, это то, что создает условия жизни на нашей территории. В этом направлении и надо двигаться. Например, мы вместе с американцами поставили крупный комплекс в Красноярском крае, это самый крупный в Европе комплекс. Там же есть еще совместное с итальянцами производство, есть энергетический комплекс. Все это образует красноярский кластер. Я думаю, что в Омской области вполне можно создавать такие энергетические и другие кластеры, которые будут отвечать интересам и возможностям территории. 

Как давно Вы не были в Омске? Как Вас встретил город, очевидны ли перемены? 

Я еще не видел города, потому что прилетел в шесть утра. Сейчас пока идут встречи. Завтра я хочу немного плотнее позаниматься городом, посмотреть, вспомнить, увидеть друзей, коллег и товарищей, обменяться мнениями. . Мне очень приятно и хочется побывать там, где я работал более 30 лет. Я не был здесь долго. Так получилось, что работал все время в Госстрое, Министерстве природных ресурсов, лесном комплексе, а сейчас в большом бизнесе, поэтому приходится больше бывать в других местах. 

Какие позитивные изменения, происходящие в последнее время в Омской области, Вы заметили? 

Еще в самолете я заметил множество фонарей (улыбается). Я не хотел бы отвечать поверхностно. Омская область – регион достойный, интересный. В чем-то она, не скрываю, очень сильно проигрывает соседним регионам, но в чем-то выигрывает. У нее есть очень хороший потенциал и задел. Думаю, регион вполне может решить свои проблемы. Например, в Омском землячестве в Москве состоит порядка 770 человек - и молодые, и пожилые, и энергичные люди. Это тоже капитал Омской области, который должен сюда каким-то образом вернуться – предложениями, идеями, деньгами. Приезжаю в Екатеринбург, в США, мы тоже видим наших омичей. Поэтому у нас потенциал колоссальный. Думаю, руководство области и занимается становлением экономики, и занимается правильно. Учитывая очень сжатый отрезок времени, остающийся у нас, задачи будут реализовывать в кратчайшие сроки. 

Но ведь от федерального центра тоже многое зависит... 

От центра зависит почти все, потому что все финансовые источники собраны наверху. И чтобы получить реальную поддержку, Омская область должна войти практически во все федеральные программы. А их сегодня сотни, и в каждой программе есть строчка, а в каждой строчке лежат деньги. По каждой строчке нужно выстроить свой региональный подход и убедить кого-то, получить деньги. 90% средств можно сегодня получить, только используя все эти федеральные программы. Возможно, кто-то скажет, что нужно что-то поднимать на месте. Но я как человек приземленный скажу, что начинать надо с программ, а параллельно привлекать собственный резерв. Но деньги сегодня, к сожалению, повторюсь, пока все там. 

 

Грядет 300-летие Омска, одни из ключевых объектов подготовки к празднованию - это гидроузел, метро, аэропорт "Омск-Федоровка". Скажите, какие объекты нам, на Ваш взгляд, нужнее всего? 

Может быть, я скажу не то, что все говорят, но мне кажется, нужны не памятники, не серьезные объекты, а дела, которые хорошо лягут на душу человека: хороший двор, улица, школа, правопорядок, здоровье и так далее. Эти вещи, думаю, нужно как-то упаковать, решить, отметить, и люди должны встретить 300-летие с этими хорошими результатами. А все остальное - это лишь приложение.

А когда Вы были мэром, Вы сами думали о предстоящем 300-летии? 

Наверное, нет. Когда мы работали, была немножко другая ситуация. Тогда шла конверсия, промпредприятия чувствовали себя плохо, как говорят, "лежали на боку". Экономическое положение было абсолютно другое, не такое, как сейчас. Поэтому и задачи были другие, иные возможности, пути, формы и способы решения. Мы старались их решать так, как умели и понимали задачи. Сейчас немножко все по-другому. 

Находясь вдалеке от Омска, каким Вы видите развитие нашего региона? Что Вы можете сказать о новом руководстве города и области? 

Помогать им нужно. Я им просто не завидую. Хотя сейчас ситуация в стране и в экономике лучше, работать от этого легче не стало, особенно руководителю. И надо сегодня в этих условиях выстроить какие-то новые подходы к решению экономических вопросов. Сейчас модель такова, что все финансовые ресурсы собраны наверху, и потом они падают, как подарок, сюда вниз. И многое зависит от умения руководителя вовремя подставить шляпу, корзину, чтобы они попали именно к нему. Это очень тяжелая работа, больше даже не политическая, а чисто человеческая. Руководителям есть, над чем поработать. Куда не посмотрите, у Омска везде есть свои проблемы, как и в любом городе. Решать их нужно каждый день, требуются средства и умения. Я думаю, руководители справятся. Они молодые, здоровые, крепкие, и есть желание работать. 

Учитывая, что в регионе поменялась власть, теперь Вы будете чаще приезжать в Омск? 

Ну, конечно. Сейчас пока получается так, что интересы нашего бизнеса расположены больше за рубежом, в других регионах России. Поэтому, как только будет появляться какая-то возможность, я обязательно здесь побываю снова - слишком многое меня связывает с Омском. 

В СМИ просочилась информация о том, что министр госправового развития Александр Бутаков подал в отставку. Он второй раз уже выходит из состава Правительства Омской области, теперь уже при новом губернаторе. Как Вы можете прокомментировать это? Он же работал в одно время с вами. 

Бутаков работал в области и не имел никакого отношения к работе города. Как юрист это был грамотный специалист. Но каждый период актуализирует своих людей. Приходит время, и уходят рощупкины, бутаковы, приходят петровы, сидоровы, козловы. Я думаю, что здесь нет никакой трагедии. Человек по разным причинам, в том числе по состоянию здоровья и своим личным мотивам, принимает такое решение, поэтому не осуждайте его. Я думаю, что от этого хуже не будет. Все, что происходит, все к лучшему.

Читайте также