Перспективы транспорта обсуждались на сегодняшнем заседании профильного комитета Городского Совета.
Ко второму полугодию 2016 года на омских дорогах должно остаться значительно меньше общественного транспорта: 500 единиц автобусов (сейчас их 773), 200 трамваев и троллейбусов (250), около 1800 маршрутных такси средней вместимости (около 1200). Будет вводиться запрет на "Газели": в следующем году они останутся лишь на периферийных маршрутах, а в более далёкой перспективе все 2800 машины вовсе исчезнут. Это позволит Омску избавиться от давнишнего прозвища Газельск.
- Концепция разрабатывалась исходя из того, что жители миллионного города должны ездить на автобусах большой или средней вместимости. Нужно создать условия для предприятий (муниципальных или частных), чтобы им было экономически выгодно работать на таких машинах. Мы хотим убрать частично "Газели" с центральных магистралей, оставив их только на окраинах города как подвозящие маршруты, - акцентировал директор Департамента транспорта мэрии Виталий Маслик.
Впрочем, пока отказаться от "Газелей" город не может - для их полноценной замены не хватает порядка 600 маршрутных такси средней вместимости. К приобретению таких машин перевозчиков будут мотивировать преференциями при заключении договоров.
Для оптимизации затрат и увеличения рентабельности перевозчиков планируется пересмотреть реестр маршрутов - закрыть неэффективные, открыть новые и откорректировать имеющиеся. Также возможно введение различных тарифов - регулируемого и нерегулируемого.
В мэрии полагают, что принятые меры заставят 30% пассажиров пересесть на муниципальные автобусы. Увеличение пассажиропотока должно привести к увеличению прибыли ПАТП с 51,6 миллиона рублей в 2016 году до 219,5 миллиона в 2017-м. Соответственно, зарплата транспортникам может вырасти на 15%.
От убыточных муниципальных пассажирских предприятий мэрия планируется отказаться - финансовых возможностей на дальнейшую их поддержку нет. От депутатов поступило предложение акционировать муниципальные ПАТП с тем, чтобы уравнять их с другими участниками рынка.
- Мы должны уходить от массового субсидирования этих предприятий. За 8 лет это доказало неэффективность. Нужно переходить на адресное субсидирование, - предложил депутат Александр Иванов. - Удастся их вытащить - хорошо, не удастся - ну и ладно. Они всё равно не приносят дохода. Скоро не будет денег в бюджете.
Впрочем, необходимость в существовании муниципального транспорта депутаты не оспаривают.
- Муниципалитет должен заниматься социальным обслуживанием населения, возить в поликлиники, на дачи. Всем остальным должен бизнес заниматься. Во всём мире, в России этот бизнес прибыльный, а у нас при управлении администрацией ещё и дотации нужно из бюджета выделять, - рассуждает Сергей Дроздов.
Финальный этап концепции предполагает кардинальное обновление подвижного состава. На данный момент изноc автобусов составляет 94,4%, троллейбусов - 91,9%, трамваев - 92,4%. С 2019 года планируется начать замену автобусов на машины не старше 10 лет, маршруток - не старше 7 лет.
Озвученная сегодня концепция будет дорабатываться. окончательный вариант планируется представить в конце этого года или в начале следующего.