11 января 2007 года был подписан Указ Президента "О праздновании 300-летия основания г. Омска". Через полтора года, 29 декабря 2008-го вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации №2040-р, утвердившее план мероприятий по подготовке к городскому юбилею. В 2014 году этот документ был подкорректирован. Общий объём обещанных инвестиций составил 97 миллиардов рублей на условиях софинансирования из регионального и муниципального бюджетов.
В плане три раздела: культурно-массовые и спортивные мероприятия; реставрация объектов культурного наследия; объекты строительства и реконструкции. Последний - самый объёмный и, как выяснилось за прошедшие годы, самый невыполнимый. На нём и остановимся подробнее.
Лишь пятая часть первоначальных планов будет реализована к августу 2016-го - такое заявление сделала заместитель гендиректора ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" Лариса Маслова накануне 80-летия организации.
- Многие объекты не были обеспечены финансированием. Я считал, что выполнено процентов пять. Так что если сделано 20%, то это меня уже радует, - горько улыбается коллега Масловой по "Омскгражданпроекту" - главный специалист по архитектуре Владимир Проскурин.
Перечислим то, что всё же сделано. Это преимущественно дороги и социальные объекты. Так, омичам доступны новые магистрали на улицах 24-я Северная, 21-я Амурская, Андрианова, три транспортные развязки - на перекрёстках Королёва с Заозёрной, 15-й Рабочей с Хабаровской и Гагарина с Щербанёва, путепровод на Торговой. Строится Окружная дорога (месяц назад там открыта развязка-"клевер" с федеральной трассой М-51), должно начаться возведение развязки на ул. 15-я Рабочая с путепроводом через железнодорожные пути.
- Задача стояла подойти к юбилею города с максимальной возможностью решения проблем, которые в городе есть. Например, по городу сегодня сложно проехать, так как дорожная сеть развивалась таким образом, что не учитывалось активное увеличение частного транспорта. Кстати, метромост тоже построен в рамках трёхсотлетия города Омска. Да, по нему пока не ходит поезд, но сам мост эффективно работает. Задачи решаются. Да, не в полном объёме, но нужно учитывать экономическую ситуацию, - рассказал нашему корреспонденту экс-мэр Омска, депутат Госдумы РФ Виктор Шрейдер.
Что касается социальных учреждений, то готовы школа и два детских сада в микрорайонах "Кристалл" и "Кристалл-2", строятся школы и садики в 5-м микрорайоне и на ул. Мельничная. Также на Левом берегу заканчивается возведение поликлиники на 1000 посещений в смену. В "Птичьей гавани" работает детский досуговый комплекс, правда, без обещанного зоопарка. На реконструкцию закрылся Омский государственный цирк.
- В части объектов, за которые отвечает город, распоряжение Правительства будет даже перевыполнено. Если в юбилейном плане предусматривалось строительство только двух школ, то в текущем году мы начинаем строительство третьей. По детским садам план кардинально перевыполнен, - отмечает вице-мэр, директор Департамента финансов горадминистрации Инна Парыгина.
Строительство поликлиники на ул. 70 лет Октября
В 2014 году в план Правительства вошли два уже возводимых объекта: главный корпус ОмГУ на ул. Фрунзе (сроки его сдачи в эксплуатацию не раз переносились) и два здания Омского центра спортивной подготовки - отделение художественной гимнастики и велотрек с центром единоборств.
Планами пока остаются дом творчества в Кировском округе и новая библиотека в Центральном округе. Полностью исключено возведение лицея для одарённых детей, заморожен проект детской поликлиники по проспекту Комарова. На дальнюю перспективу отложено появление в 3-м планировочном районе Левобережья детской и взрослой поликлиник с женской консультацией.
Намного хуже обстоят дела со спортивными сооружениями. Первоначально предполагалось появление четырёх крытых катков с искусственным льдом - на стадионе "Шинник", улицах Бархатовой, 6-я Станционная и Москаленко. Последний из плана исключили вовсе, каток в Советском округе, спроектированный пять лет назад, пока не обрёл даже стен, а генподрядчика - ООО "Термощит" - пытаются обанкротить уже в третий раз. Остальные два объекта находятся в забвении. Как и стадион ВМХ-спорта, который должен был появиться к 2013 году. Его строительство застопорилось ещё на этапе выбора площадки, от которого зависело, будет стадион крытым или нет и, соответственно, цена вопроса.
Каток на ул. Бархатовой выглядит пока так
Список подарков, которые город так и не получит к круглой дате, возглавляют три крупных инфраструктурных объекта - международный аэропорт Омск - Фёдоровка, метрополитен и Красногорский водоподъёмный гидроузел на Иртыше.
Наиболее близок к окончанию строительства гидроузел, заложенный в 2011 году. Сейчас он готов примерно на 50%. В облправительстве объясняют задержку сменой генподрядчика: НПО "Мостовик" строило объект до своего разорения в 2014 году, с августа к работам приступила московская компания "ОЭК-Гражданское строительство" (филиал АО "Объединенная энергостроительная корпорация"). Новый генподрядчик должен возвести первый пусковой комплекс гидроузла к 30 июля 2016 года. Второй этап - рыбопропускное сооружение завершится в 2018 году. Общая стоимость строительства оценивается в 9,2 миллиарда рублей.
Готовность первой ветки омского метрополитена превышает 40%. Видимо, эта цифра будет фигурировать в чиновничьих отчётах ещё долгие годы - всё та же "Объединенная энергостроительная корпорация" приступила к консервации подземки. К августу станции "Библиотека имени А. С. Пушкина" и "Заречная" будут засыпаны, на поверхности первой построят дорогу между улицами Орджоникидзе и Красный Путь. Дальнейшая судьба второго в Сибири метрополитена стоимостью почти 30,6 миллиарда рублей неизвестна. Глава оргкомитета по подготовке к омскому 300-летию Владимир Мединский во время своего последнего визита в наш город и вовсе назвал метро мифическим объектом.
- Когда мы планировали семь лет назад, все мы ожидали, что в Омске будет метро. Наверно, это самое большое разочарование для жителей Омска и для меня в том числе. Конечно, мы рассчитывали на гораздо большую сумму денег, чтобы обустроить город, - отмечает председатель Омского городского Совета Галина Горст.
Выход из несуществующей станции метро "Библиотека им. А. С. Пушкина"
Международный аэропорт сейчас находится на уровне инвестиционного проекта и ряда уже ветхих построек. В областном правительстве гордо заявляют об интересе нескольких потенциальных инвесторов.
- Наверное, не все верят в этот объект, но тем не менее работа идёт. На сегодня даже с учётом финансовой ситуации инвесторы найдутся, - обещал в феврале глава области Виктор Назаров.
Дорога в аэропорт
За рамками плана оказалась реконструкция исторического сердца города - Омской крепости. В рамках отдельной федеральной целевой программы российского Минкульта планируется отремонтировать к юбилею два здания крепости - арсенала 1845-1860 гг. и кухни и столовой Омского резервного батальона. Но в начале этой недели стало известно, что на тендер не поступило ни одной заявки от желающих взяться за эти объекты. Так что реконструкция как минимум откладывается, как максимум - находится под угрозой срыва.
- Рабочая документация есть, и в принципе можно успеть сделать [реконструкцию объектов Омской крепости], если будет хороший подрядчик и выделено хорошее финансирование. Это не очень сложные сооружения, типа стадионов. Успеть - по нашим силам, надо только это организовать. Жаль, что в объём работ не входила организация непосредственно самого пространства, а лишь благоустройство территории вокруг сооружений. Целостной программы реконструкции Омской крепости нет, - констатирует Владимир Проскурин. - Наряду с частными вопросами, вроде новых детских садов, должны быть знаковые вещи, которые бы сработали на весь город, чтобы всё население почувствовало: "Ах, это случилось!". Мы же должны весь город собрать вокруг этой даты, обрадовать, воодушевить. В Казани открыли центральную часть, сочинцы ходят с задранными носами, уфимцы удовлетворены тем, что качественный уровень города поднялся. Что мы предложим жителям на трёхсотлетие? Снова выйти на голую набережную и посмотреть, как пуляют в небо салюты?
Таким "общим местом" может стать обновляемый на внебюджетные средства Любинский проспект. Проект его благоустройства до сих пор воспринимается неоднозначно, хотя он корректировался в соответствии с пожеланиями горожан.
На финансовую инициативу омичей чиновники уповают и в другом немаловажном вопросе - обустройстве так называемого "гостевого маршрута", пролегающего по главным улицам города от городка Нефтяников до железнодорожного вокзала. Пока перспектива такова, что гости увидят обшарпанные фасады жилых домов, на ремонт которых нет денег (а это 2,5 миллиарда рублей).
- Любой праздник характеризуется торжественным настроением и нарядом. Нарядить город с точки зрения ремонта фасадов зданий нам не удастся в том размере, который мы предусматривали. Мы обращались на все уровни - и федеральный, и региональный, и в фонд содействия реформированию ЖКХ, но нам везде было отказано. Поэтому мы проводим активную работу с фондом капремонта, чтобы убедить граждан отремонтировать не только кровлю, но и фасады зданий хотя бы по "гостевому маршруту", - говорит Инна Парыгина.
Эксперты сходятся в одном - праздник состоится при любой погоде. Но что останется после? Будут ли реализованы градостроительные планы после августа 2016-го? Ведь 300-летие Омска, к которому начали готовиться чуть ли не за десятилетие, был, пожалуй, последней возможностью привлечь в город действительно большие федеральные деньги.
Фото: Илья Петров, Екатерина Харламова