Эта часть ул. Тарской, вблизи Крестовоздвиженского собора, о котором мы вскоре расскажем, менее популярна у прогуливающихся, хотя здесь, среди частично сохранившейся деревянной застройки, можно найти памятники: Тарская, 50, Рабиновича, 84 и 88, Орджоникидзе, 38, Булатова, 37 и 39 (карту деревянного зодчества, признанного и нет, прилагаем).
Объект культурного наследия на ул. Тарской, 42, относимый к 1910-м годам постройки, обращает на себя внимание замысловатыми наличниками, выполненными в технике пропильной резьбы, при которой узоры получаются более объёмными и ажурными.
- Мимо такого дома, что называется, не пройдёшь, чтобы не остановиться, не полюбоваться очельем, верхом наличника, - отметил кандидат исторических наук Борис Коников. - Русское узорище, или его часто называют московским. Что это такое? Зародилось это искусство убранства в Европейской России ещё в XVII веке при царе Алексее Михайловиче Романове и получило широчайшее распространение. А в прежних наших сюжетах я уже не раз говорил и повторюсь, что Сибирь и Омск в частности до Столыпинской реформы (1906 года, ставившей целями развитие сельского хозяйства и интеграцию крестьянства в рыночную экономику, - прим. ред.) заселяли в основном выходцы североевропейской России. Они приносили сюда свои традиции строительства.
Это же касается символов, использовавшихся в украшении наличников и других элементов здания. "Рисунки" могли символизировать морскую волну, растительность, облака, и, помимо ритуальной роли, выполняли эстетическую функцию - делали дом привлекательным. Окна при этом достаточно большие, что, казалось бы, не характерно при холодных сибирских зимах. Так что владелица - Юлия Ивановна Гвоздярская, как полагает Борис Александрович, могла предпочитать свет экономии на отоплении.
- В начале XX века на Тарской были выстроены дома и деревянные, и кирпичные. Это могли себе позволить купцы, современным словом говоря, коммерсанты, богатые люди, это могли позволить себе врачи, прежде всего, стоматологи, и адвокаты. Юлия Ивановна была, видимо, из состоятельной семьи. Либо наследство, либо её спутник жизни имел такие возможности. В том же справочнике "Весь Омск" за 1912 год есть ещё один дом, который ей принадлежал. Может быть, она его сдавала в наём, - пояснил профессор.
Фрагмент карты Омска 1904 г. выпуска (библиотека им. А. С. Пушкина/elib.omsklib.ru) с примерным местоположением владений Ю. И. Гвоздярской; соседнее угловое здание музыкальной школы (приходского училища) в 1950-е гг. (ОГИК музей/goskatalog.ru) и бывший дом Гвоздярской весной 1999 г. (В. Н. Ляпин, ОГИК музей/goskatalog.ru)
Стоит отметить, что в справочниках столетней давности здания имели иную нумерацию (если вообще нумеровались). Исходя из этих данных, дома Гвоздярской располагались поблизости: на Тарской и Блохинской (ул. Булатова, на месте долгостроя), а угол между ними занимало Покровское приходское училище (позднее - музыкальная школа, сейчас - помещения под аренду). Кроме того, на Никольском проспекте (ул. Красных Зорь) имелось владение, вероятно, родственницы - Гвоздярской Эмилии Ивановны.
С южной стороны дома Юлии Ивановны выложена стена из кирпича - брандмауэр, преграждающий путь огню, потому что Омск того времени по большому счёту всё же оставался городом деревянным и уже не единожды испытывал массовые пожары в том или ином форштадте. Здание возведено на невысоком фундаменте, и здесь Борис Коников использует современную аналогию - это в некотором смысле "умный" дом: фундамент предохраняет от сырости, а деревянный сруб, как принято считать, полезен для здоровья. Он, как и прошлый герой проекта, сложен в "лапу".
- Надо сказать, что дом на Тарской 42, конечно, является украшением, архитектурным убранством нашего города, и может быть причислен к деревянной сказке Омска. Его надо сохранять и о нём нужно говорить, - подчеркнул историк.
В предмет охраны здания, согласно приказа министерства культуры Омской области от 2012 года, входят его местоположение, конструкции фундаментов и вальмовой кровли, материал и конструкции несущих стен, характер отделки, включая брандмауэр, всё архитектурно-художественное оформление. Однако, несмотря на центральное расположение строения восприятию его красоты слабо способствует обилие рекламы вокруг и мало ухоженная территория. Как вообще обстоит дело с деревянным зодчеством в Омске, разбирались здесь.
Прошлые выпуски с Борисом Кониковым в рамках проекта "Короче, Омск" собрали здесь и здесь. Впереди новые истории.
Фото: Илья Петров
- Поделиться:
-
-
-
-
-
- RSS