В погоне за вниманием игрока крупные студии готовы забить свои проекты контентом под завязку: огромные открытые миры, сотни второстепенных квестов, десятки дополнительных активностей и мини-игр, DLC, моды - всего и не перечислишь. Но есть и хорошие камерные игры на любой вкус. Этот наш материал как раз о них.
Подумать: головоломки и логика
Загадки всегда играли в играх важную роль. Многие подземелья в RPG не обойдутся без одного-двух пазлов, которые разбавляют экшен-составляющую. Но есть игры, в которых вы только и будете делать, что ломать мозг над решением задач.
Одним из культовых примеров игр-головоломок до сих пор остаётся Portal (16+) от компании Valve. Вышедший в 2007 году проект показал возможности использования порталов в виртуальном пространстве. Главная героиня игры Челл носится по уровням лаборатории с портальной пушкой - оригинальным устройством для создания чего бы вы думали? Правильно, порталов! Выстрелы из неё буквально дырявят пространство и создают червоточины, через которые Челл может проходить. На этой механике построено большое количество загадок
Скриншот из игры Portal (Источник: https://store.steampowered.com/)
В игре была проработанная физика, отчего некоторые головоломки приобретали динамичный характер. Задачи в игре до сих пор выглядят свежо: где-то с помощью фантастического девайса нужно правильно перенаправить смертельные лучи, где-то развить огромную скорость благодаря инерции.
Интересная механика и глубокий сюжет породили не одну фанатскую теорию, обеспечили Portal (и особенно её сиквелу) место в сердцах геймеров.
Смешивать экшен и головоломки можно разными способами. Так, создатели Superhot (16+) сделали это в минималистичном дизайне. Эта игра даёт возможность каждому почувствовать себя героем боевика. За вашим персонажем охотятся вооружённые до зубов противники. В основе же геймплея лежит замедление времени (аналог киношного буллет-тайма): пока персонаж стоит на месте, время вокруг него тянется так медленно, что можно отследить движение пули. Но стоит сделать пару шагов, как время приходит в норму.
Скриншот из игры Superhot (Источник: https://store.steampowered.com/)
Каждый уровень спроектирован так, чтобы бросить вызов игроку: даже при замедленном времени думать нужно быстро. Геймеру необходимо найти оптимальные пути устранения всех противников: подобрать оружие, попасть прямо в цель, совершить удачный бросок или вовремя ударить кулаком врага, который готов отправить игрока в начало уровня.
У игры было несколько забавных кроссоверов (произведения, в которых смешиваются элементы и герои разных вселенных - прим. ред.). Например, механика замедления времени появилась в качестве отдельного режима в Cooking Simulator (6+), где нужно готовить блюда и уворачиваться от пуль. У игры также есть VR-версия, которая ещё глубже позволяет прочувствовать опыт героя голливудского боевика.
Для ценителей безумных загадок и странной атмосферы подойдут игры от нидерландской студии Rusty Lake. Компания уже 10 лет разрабатывает серии сюрреалистичных квестов: Cube Escape (18+), Rusty Lake (18+) и другие.
Скриншот из игры Rusty Lake Hotel (Источник: https://store.steampowered.com/)
Сюжеты игр сплетаются в одну большую историю, которая охватывает несколько десятилетий. Игроку предлагают изучить множество тайн, включая загадку Ржавого озера и убийства Лоры Вандербум, которое расследует детектив Дейл Вандермер. Любители Дэвида Линча уже заметили сходство с Лорой Палмер и Дейлом Купером из сериала "Твин Пикс". Это не случайно - авторы Rusty Lake явно вдохновлялись творчеством главного сюрреалиста кинематографа, а это значит, что логичных загадок здесь не будет.
Большинство этих проектов сделаны для одиночного прохождения, но в один - The Past Within (18+) - можно сыграть с другом. Для этого понадобится две копии игры и связь по телефону или через голосовой чат. События этой игры разворачиваются в двух таймлайнах: прошлом и будущем. Геймеры выбирают, в каких временах они будут находиться, и решают головоломки, многие из которых не получится пройти одному, ведь подсказки для их решения может найти только ваш друг в другой эпохе.
Побегать, подраться: экшен, динамика и драйв
Многие игры помогают вам почувствовать себя настоящим героем, спасителем человечества или злодеем, разрушающим миры. Но такие приключения обычно занимают много времени. А как быть, если хочется получить заряд адреналина на пару часов? В дело вступают камерные шутеры, платформеры и другие проекты.
События одного из них разворачиваются в альтернативной версии Майами, где люди получают загадочные звонки, после чего город сотрясает шокирующая резня. Это - сюжет пиксельного top-down шутера (шутера с видом сверху - прим. ред.) Hotline Miami (18+) и его сиквела. Игра предлагает подходить к каждому уровню как к сложной задаче: главный герой погибает после первого же удара или попадания пули, а вот противники более живучие. Чтобы успешно пройти игру, нужно заучивать передвижения врагов, беречь патроны и правильно использовать способности, которые дают маски животных (их можно выбрать перед уровнем).
Другой проект, My Friend Pedro (18+) переносит игрока прямо в фильм про гангстеров. В нём главному герою нужно пройти через множество уровней, заполненных головорезами. Делает он это по приказу Педро - говорящего банана.
Скриншот из игры My Friend Pedro (Источник: https://store.steampowered.com/)
Динамику и стиль игры задают сальто, которые герой может крутить, и всё тот же буллет-тайм - чтобы перестрелки выглядели эффектнее.
Если хочется поиграть во что-то с товарищем, но у обоих мало времени, то прекрасным выбором станет A Way Out (18+) от Hazelight Studios. Её руководитель Юсеф Фарес развивает в своих проектах идею кооперативного опыта, что видно и по следующим его хитам: It Takes Two (16+) и Split Fiction (16+).
В A Way Out два игрока берут на себя управление Лео и Винсентом, двумя заключёнными, которые задумали побег из тюрьмы. Чтобы добраться до финала, нужно сотрудничать с напарником, договариваться и вместе решать возникающие проблемы. В среднем прохождение A Way Out занимает около 5-6 часов, так что двух вечеров будет достаточно для побега.
Скриншот из игры A Way Out (Источник: https://store.steampowered.com/)
Много времени не займёт и одна из необычных глав в истории серии Far Cry (18+). В 2012 году вышла третья часть франшизы, которую многие до сих пор считают непревзойдённым идеалом франшизы. А чуть позже к ней выпустили DLC c подзаголовком Blood Dragon, которое переносило игроков прямо в научно-фантастический фильм из видеосалонов. Мир Blood Dragon активно воссоздаёт эстетику боевиков в духе "Терминатора", но с большим количеством пародийного юмора.
Испугаться: хорроры и триллеры
Кому-то для того, чтобы держать себя в тонусе, нужно немного понервничать перед экраном монитора. К счастью, игровая индустрия может предложить множество проектов, которые не отнимут больше двух вечеров. Один из свежих - инди-хоррор MiSide (18+), который взлетел как в российских, так и зарубежных чартах в конце прошлого года. Этот проект рассказывает о молодом человеке, попавшем внутрь игры. Поначалу она выглядит как обычный симулятор свиданий в стилистике аниме, но вскоре оказывается, что главная героиня Мита не терпит отказов от реальных людей. Как только вскрывается пугающая натура виртуальной девушки, герой отправляется в путь по цифровым просторам видеоигры, встречает разные версии Миты и пытается отключить её, чтобы выбраться обратно в реальный мир.
Пощекотать нервы можно и в платформе Limbo (16+), и в его идейном продолжении Inside (18+). В первом проекте игрок оказывается в чёрно-белом мире, в котором преобладает мрак. Главный герой здесь - безымянный мальчик, который пытается найти сестру. Отсутствие диалогов и хоть каких-то внятных объяснений породило множество трактовок сюжета: от того, что действия игры разворачиваются в загробном мире, до теорий, что мальчик и есть главный злодей истории. Так или иначе, игра достаточно короткая, чтобы можно было ознакомиться с ней за один вечер и самостоятельно интерпретировать события.
Скриншот из игры Limbo (Источник: https://store.steampowered.com/)
Пожалуй, именно любителям леденящих кровь историй проще найти короткие игры: библиотека Steam полнится инди-хоррорами разного качества, которые не занимают много времени. К примеру, можно изучить игры от японской студии Chila’s Art. Их проекты как правило не пестрят скримерами или экшеном, но пугают на другом уровне - бытовом. The Closing Shift (18+) позволяет почувствовать себя работницей кофейни, которая вышла в ночную смену. Parasocial (18+) предлагает познакомиться с историей витуберши, которая стримит прохождения игр и сталкивается с настоящим сталкером. Атмосферу игр дополняет намеренно неуютный визуальный стиль и модельки персонажей, которые непременно вгоняют пользователя в "зловещую долину". Все эти проекты проходятся за пару часов и работают по похожему принципу: хотя большую часть хронометража игр не происходит ничего пугающего, напряжение в них чувствуется всегда.
Многие уже известные хорроры тоже были довольно лаконичными. Outlast (18+) про жуткие эксперименты в отдалённой психиатрической лечебнице, Slender: The Arrival (18+) про легендарного безликого персонажа интернет-фольклора, Amongthe Sleep (16+) про детские кошмары, Neverending Nightmares (18+) про подсознательные страхи в нарисованном мире - все эти игры уже стали классикой хорроров и все они также достойны упоминания в этой подборке.
Скриншот из игры Slender: The Arrival (Источник: https://store.steampowered.com/)
Поизучать: симуляторы ходьбы и другие расслабляющие игры
После долгих раздумий, жарких сражений и путешествий в тёмные уголки сознания остаётся только одно - созерцание и релакс. Некоторые игры доказывают, что ходьба тоже может быть интересной.
Одним из главных созерцательных хитов остаётся Firewatch (18+) - игра про смотрителя пожарной вышки Генри, глазами которого можно изучить природу штата Вайоминг, США, параллельно узнав его непростую историю.
Скриншот из игры Firewatch (Источник: https://store.steampowered.com/)
Другая игра, The Stanley Parable (16+), представляет собой постмодернистское высказывание, в центре которого оказывается Стэнли - обычный офисный работник. Его решения и поступки зависят только от игрока, который может подчиняться или противиться указаниям закадрового голоса рассказчика. Естественно, рассказчик окажется недоволен, если Стэнли будет слишком свободолюбивым. Это игра в ненавязчивой форме напоминает о значимости выбора в жизни.
Ещё одна короткая игра, в которой нужно много изучать, но вот передвигаться не обязательно, - Do Not Feed the Monkeys (16+) про загадочную организацию киберсталкеров. В ней игроку предстоит следить через экран монитора за разными людьми и локациями, изучать их, находить компромат, продвигаться по карьерной лестнице неизвестной организации. При этом нужно не забывать и про бытовые проблемы: например, своевременно платить за квартиру и есть, чтобы не умереть с голоду. Игра сочетает в себе приятный визуальный стиль, простоту освоения геймплея и мысли о том, что надо бы заклеить веб-камеру ноутбука изолентой.
Бонус: ностальгические игры
Технически почти любую игру можно пройти за один вечер. Спидраннеры давно доказали, что и Dark Souls (18+), и Elden Ring (18+), и другие проекты могут пасть за считанные минуты. То же самое касается и классических ретро-игр, многие из которых были бы не такими длинными, если бы не их сложность. Для примера, Super Mario Bros. (6+), Sonicthe Hedgehog (6+), Streets of Rage (16+) и старые тайтлы проходятся за пару часов. Но вот чтобы суметь пройти их за пару часов, можно потратить не один десяток попыток.
* * *
Не все игры требуют от вас долгого и полного погружения. Да, всё ещё выходят тайтлы, соразмерные Red Dead Redemption 2 (18+) или долгожданной GTA VI (18+), под прохождение которой люди будут брать отпуска и больничные, но индустрия всё ещё подпитывается короткими играми - они врываются в библиотеки игроков, дарят впечатления и запоминаются надолго.