В преддверии рождественского сезона, о котором поёт всем известный снеговик по имени Олаф, подводим итоги года, касающиеся нашего жанра музыкального театра. Пока мы отмечали день вампира, вспоминая выпущенные интервью с артистами "Бала", жизнь российского мюзикла, современные тенденции которого мы традиционно стараемся определить и обсудить в этой рубрике, кипела. Осенью прошло два фестиваля, во время которых публика Новосибирска и Самары запечатлевала ощущения от качественных театральных проектов, а мы не переставали разбираться - чем сегодня дышит мюзикл в России. Что и кто в топе, как фестивали влияют на развитие жанра и почему так важно расширять "мюзикловое покрытие" регионов? Расскажем обо всём по порядку.
В первой части материла мы в деталях вспомнили программу всероссийского фестиваля новых музыкальных проектов "Другие берега", который проходит в Новосибирске. Сегодня речь пойдёт о фестивале, который состоялся в Самарской области.
Национальный фестиваль и Премия "Музыкальное сердце театра"
(15-25 ноября, Самара - Тольятти)
До 2021 года "Музыкальное сердце театра" существовало лишь в форме премии, поощряющей отечественные постановки музыкального театра на ежегодном гала-концерте. В 2021 году формат расширился: теперь МСТ стало включать в себя мастер-классы, творческую лабораторию для начинающих авторов мюзиклов и, конечно, показы лучших постановок сезона. Главное - фестиваль стал проводиться по принципу ротации регионов. Первым местом действия стал Новосибирск, а главным информационным партнёром в том году выступил телеканал "Продвижение".
С тех пор сердцебиение жизни музыкального театра учащалось в Екатеринбурге, Кузбассе и в Самаре. В 2024 году на 11 дней мюзиклы со всей страны обосновались у берегов Волги. Фестиваль национальный - лицензионные постановки по критериям не могут принимать в нём участие, поэтому в шорт-листе и северный мюзикл "Лунная история" из Ханты-Мансийска, и хип-хопера из Казани "Флешка, рэп и любовь". Спектакль играли на татарском языке.
Вернёмся к вопросу: почему Самара? На выбор локации для фестиваля повлияло несколько факторов: во-первых, по форме на карте Самарская область напоминает сердце. Во-вторых, организаторов "Сердца" с Самарским театром юного зрителя связывают долгие партнёрские отношения. Ещё в 2007 году "Вино из одуванчиков" от Самарского ТЮЗа стало одним из первых лауреатом в номинации "Лучшая пьеса". Третья причина - в Самаре до сих пор нет музыкального театра, но в прошлом году творческие коллективы словно бросили себе вызов: взялись за постановку мюзиклов. "Обыкновенное чудо" (12+), появившееся на свет именно в Самаре, стало одним из лауреатов "МСТ-2023". Так что в этом году встреча фанатов "нелёгкого лёгкого" в двух городах Самарской области - подарок благодарной публике и поддержка театрального потенциала региона.
В рамках фестиваля на сценах самарских театров были показаны мюзикл Евгения Загота и Филиппа Разенкова "Три товарища" (16+), постановка Глеба Матвейчука "Хозяйка медной горы" (12+), мюзиклы из Орла и Санкт-Петербурга в постановке Дарьи Борисовой "Яга" (16+) и "Сказка странствий" (12+), "Остров сокровищ" (12+) от Ивановского музыкального театра и водевиль "Медведь" (12+) из Северной столицы. Ежедневный солдаут - лишь доказательство "жадности" зрителя и его потребности в звучной и чувственной реальности. Подробнее о каждом из дней "Музыкального сердца" и о том, что осталось за кулисами, рассказываем в нашем специальном репортаже.
Финал фестиваля - традиционная премия. Когда итоги известны - слова излишни. Условный топ Национального фестиваля и Премии "Музыкального сердца театра - 2024" выглядит так:
"Айсвилль"
Театр на Садовой (г. Санкт-Петербург); режиссёр: Алексей Франдетти;
композитор: Евгений Загот; 2024 год
Первый а капелла-мюзикл Алексея Франдетти, где история Островского "Снегурочка" разворачивается совсем иным образом, - лауреат сразу нескольких номинаций: "Лучший спектакль малой формы", "Лучшее световое оформление", "Лучшая исполнительница роли второго плана", "Лучшая сценография", "Лучший музыкальный руководитель" и "Лучшая оркестровка".
С Мананой Гогитидзе - исполнительницей роли Бо и Бо, забравшей статуэтку за лучшее исполнение роли второго плана, в большом интервью мы ранее обсудили тенденцию парафраза классики в форме мюзикла и, конечно, раскрали некоторые секреты острова Айсвилль, где замерзает всё, кроме голоса.
"Орёл и ворон"
Красноярский музыкальный театр; режиссёр: Дмитрий Белов;
композитор: Артур Байдо; 2023 год
Пушкин по классике не теряет своей актуальности и пользуется спросом у зрительской аудитории и критиков. Все герои сюжета "Орла и ворона" (12+) сталкиваются на своём пути с выбором. Но только Пётр Гринёв и Маша Миронова меняются: они вырастают, в них крепнет способность нести ответственность за свою жизнь и любовь. Интерпретация "Капитанской дочки" забирает награды "Лучший спектакль", "Лучшая пьеса", "Лучший текст песен", "Лучший дирижёр", "Лучшие костюмы", "Лучший исполнитель главной роли", "Лучший режиссёр" и "Лучший композитор".
"Три товарища"
Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина, (г. Санкт-Петербург); режиссёр: Филипп Разенков; композитор: Евгений Загот; 2023 год
"Три товарища" - мюзикл - гимн жизни, который стал лауреатом в номинациях "Лучший продюсер" и "Лучшая исполнительница главной роли" (Пат - Вера Свешникова). Победительница уверена, что любые премии и признание артиста - это радость в первую очередь для фанатов. Артистке в жёстком графике о победах думать некогда, зато есть время прожить интересную судьбу и сполна насладиться работой.
- А вот вы скажите, может ли в жизни поменяться эта позиция, кроме как "здесь и сейчас"? Мне кажется, что это постоянный стимул к движению, постоянный мотор, я думаю, что эта позиция всегда будет актуальна. Если не тут, значит, это и не ты, значит, это кто-то другой проживает твою жизнь здесь и сейчас, - поддерживает Иван Коряковский, артист, исполняющий роль Роберта.
Пустота сцен мюзикла "Три товарища" - символический образ гигантского мира, который разбит на осколки. Заполнить эту пустоту и собрать по крупицам мир способна лишь сила беззаветной любви.
"Сказка странствий"
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр "Карамболь" - "Сказка странствий"; режиссёр: Дарья Борисова; композитор: Альфред Шнитке; 2023 год
"Лучшим спектаклем для детей и подростков" признана "Сказка странствий" - перенос на сцену одноимённого фильма, построенного на музыке Альфреда Шнитке. Его партитуры, по словам артистки оркестра, поражают красотой диссонансов, что звучат терпко и современно. Пьесу для спектакля переработал Александр Митта, стихи написал Юлий Ким, а режиссёром-постановщиком мюзикла о полёте мечты, спасении души и веры в добро выступила Дарья Борисова.
"Бременские музыканты"(6+)
"Театр имени Моссовета" (г. Москва); режиссёр: Евгений Марчелли; композитор: Геннадий Гладков; 2023 год
Это история на все времена, а гениальный сыщик - персонаж, который остаётся в памяти навсегда. Награду за исполнение "Лучшей мужской роли второго плана" на "Музыкальном сердце театра - 2024" получил Валерий Ярёменко.
"Медведь"
Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева (г. Санкт-Петербург); режиссёр: Илья Архипов; композитор: Андрей Алексеев; 2023 год
Этот спектакль становится обладателем памятного "Сердца" как лауреат в номинации "Лучшее пластическое решение" (хореограф - Никита Борис). "Медведь" - водевиль, в котором никто не защищён от купидона твёрдым убеждением "Я одинок, нежные чувства мне отныне чужды", открывал фестиваль. Он был показан и в Тольятти, и в Самаре. Участники местного театрального клуба "112 стульев" остались под впечатлением.
- Мне показалось, что это было какое-то чёрно-белое кино времён Веры Холодной. Было волшебно и чудесно - это была феерия! - поделилась зрительница Татьяна Куликова. - Мы стараемся ходить на все фестивали. И чем больше их будет, тем лучше! Людям хочется прекрасного, доброго и вечного. Ходите в театр почаще, это здорово!
- Как же это было чувственно! Знаете, выходишь, и такое чувство внутри - реально любви хочется! Мы любим каждый день, и без любви невозможно жить, - отмечает зритель Матвей Никеев.
Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения
Гранд-премия за творческие достижения отдаётся в руки Марку Розовскому - художественному руководителю театра "У Никитских ворот". Человеку, который работал над популяризацией жанра, когда само слово "мюзикл" в стране было под запретом. В восьмидесятых свои первые проекты "История лошади" и "Бедная Лиза" молодой режиссёр ради легального показа называл "литературно-музыкальными представлениями".
-
Фото: скриншоты Musical Universe