"У нас есть искусство, чтобы не умереть от истины", - писал Ницше. Именно истина во всей своей неприглядности, без ретуши и фильтров соцсетей гасит внутренний огонь главной героини нового спектакля Дома актёра "Биополе. Ярко". Постановка, ставшая второй частью трилогии о психических расстройствах от дуэта the.MANKA (Дарья Балашова и Мария Кот), исследует сложные вопросы: что делает человека гениальным? И какова цена этого дара? Девушки уже выходили к зрителю с "Наваждением" - спектаклем про обсессивно-компульсивное расстройство. Где-то в планах третья премьера, а пока - привет, биполярочка.
Фото с репетиции спектакля накануне премьеры
На сцене разворачивается не история с линейным сюжетом, зритель скорее погружается в пластический анамнез биполярного расстройства. "У девочки нет имени", главная героиня спектакля в исполнении актрисы Омской драмы Кристины Лапшиной и правда его лишена. И, подобно Арье Старк из "Игры престолов", девушка не подстраивается под ожидания общества, идёт своим запутанным путём, даже если он сложен и непонятен окружающим. Она - художница на фрилансе, по сути, затворница, чья жизнь балансирует между маниакальной эйфорией и опустошающей депрессией. Диагноз героиня ставит себе сама в первом же монологе: "Если вы хотите представить жизнь с биполярным расстройством, вообразите эмоциональный тумблер, включённый на максимум".
В маниакальной фазе она ощущает себя "архитектором безграничного", готовым создавать, летать и разрушать. Но за этим неизбежно звучит "голос тьмы и безумия", депрессия - тяжёлое погружение в апатию и потеря связи с реальностью. Во все эти моменты сцена наполняется символическими образами, хаотично сменяющимися под ритмы авторской музыки омской группы "Клёнин". Визуальная и звуковая перегрузка помогают зрителю "погрузиться" в ментальное состояние героини. Всё это работает на конкретную цель - дать людям в зале ощутить, что значит жить с таким диагнозом.
Хрупкую связь с миром и поддержку героини обеспечивает очень терпеливый молодой человек в исполнении Виталия Храмова (Омский академический театр драмы). Он как может поддерживает любимую, тратит на её убыточное хобби и прочие материальные потребности все доступные деньги. Однако кажется, что болезнь девушки он не понимает и стать для неё крепкой опорой всё-таки не способен.
Есть здесь и третий герой - друг, иногда собутыльник, иногда любовник (Даниил Орлов, "Пятый театр"). Мужчины, как и настроение героини, бесконечно меняются, выражая сложные эмоции через акробатические и пластические элементы.
Самое прозаичное и печальное открытие происходит в тот момент, когда близкие всё же уговаривают девушку обратиться за помощью. Лекарства помогают, и постепенно она превращается "в нормальную". Однако жизнь без крайностей для подсевшей на эмоциональные качели творческой натуры становится невыносима. Тяга к творчеству исчезает, "биополе гаснет". При этом неоднозначная концовка спектакля способна действительно шокировать зрителя.
Следующие два абзаца содержат спойлер, читайте с осторожностью!
- Наша задумка была в том, что её талант - не талант в классическом понимании, а результат болезни. Когда она исцелилась, жизнь для неё уже никогда не будет прежней. Её будто подменили, и без болезни она почувствовала себя лишённой крыльев. В финале героиня принимает решение: стать ветром, чтобы снова ощущать себя птицей… Мы хотим, чтобы наши постановки не просто развлекали, а заставляли задуматься, чтобы зритель выходил из театра с эмоцией, даже если она сложная.
Уже при зажжённом в зале свете зритель слышит финальное откровение:
"Я вылечилась.
Я здорова.
Я абсолютно нормальная.
Я не ветер.
Я рисую.
Я творю.
Я художник".
От автора
- В предпремьерном интервью к этому спектаклю вместе с актёрами и режиссёрами мы выяснили, где пролегает граница между безумием и талантом? И какова цена божественного творческого дара?
- А ещё создатели постановки Дарья Балашова и Мария Кот в нашем проекте #встречисавтором читали свои стихи, а в интервью признавались, как именно заряжают друг друга в творчестве.
- О работе девушек над первым проектом "Наваждение" можно почитать в этом материале.
Фото: Елизавета Медведева