3 декабря в Доме актёра необычная премьера - спектакль о биполярном расстройстве "Биополе.Ярко" (18+). Авторы проекта - дуэт the.MANKA, Дарья Балашова и Мария Кот. Девушки уже успели покорить зрителей своим амбициозным "Наваждением" (18+), рассказывающим о борьбе, любви и эгоизме через призму обсессивно-компульсивного расстройства. "Биополе" продолжит исследовать сложную и многогранную тему психических расстройств, но при этом замахнётся на кое-что покрупнее - на гениальность. Главная героиня истории - художница с биполяркой, которая сталкивается с внутренними демонами, выражая свои переживания через искусство. Роли в постановке исполнят артисты Омской драмы Кристина Лапшина, Виталий Храмов и актёр "Пятого театра" Данил Орлов.
"Биополе" - это история о внутренней борьбе и попытка понять, как психические состояния формируют наше восприятие мира и самих себя. Авторы обещают зрителю яркий театральный опыт, который оставит их после просмотра с важными мыслями о грани между гением и безумием. Накануне премьеры мы заглянули на репетицию, пообщались с режиссёрами и актёрами об особенностях ментального (не)здоровья, синдроме спасателя и о том, что делать уже сумасшедшему, "если только искусство помогает не сойти с ума"?
- Как в вашей новой работе внезапно сошлись мода и биполярное расстройство?
Даша: "Биополе" - это история, где мы поднимаем вопрос: кто на самом деле платит самую высокую цену за подлинное искусство? Художник, его близкие или даже зрители? В мире много талантливых людей. Но кто решает, что они талантливы? Где прописаны эти критерии? Их ведь нет. Часто талант признаётся через успех и только. А мода в нашей постановке раскрывается в двух смыслах. Во-первых, это мода, к которой мы привыкли в обычном понимании: на вещи, одежду, стиль. Во-вторых, это мода на психологические расстройства.
Маша: Мы хотели подчеркнуть тот факт, что не все творческие люди психически устойчивы, так скажем. Есть в Театре живописи постановка, исследующая похожую тему: "Я - Караваджо" (16+). Гениальный бунтарь, автор непревзойдённых полотен Караваджо - также и обладатель вспыльчивого и не самого приятного характера. Что на самом деле питает его гений? Творит ли человек, потому что талантлив, или потому что на самом деле глубоко болен, и именно это его подстёгивает на невероятные творческие открытия? Вот на такие вопросы мы и приглашаем ответить зрителей нашей премьеры. Поскольку мы больше хореографы, чем режиссёры, мы всегда привыкли создавать что-то с нуля самостоятельно. И это тоже авторский проект, пьесу мы писали вместе. Но, конечно, по большей части мы создаём что-то в тандеме с другими творческими людьми, которые очень трепетно относятся к тому, что они делают и любят.
Кстати, совсем недавно девушки ярко анонсировали "Биополе" перед показом "Наваждения" - с модным показом и гаданием на Таро.
- Сейчас это стало своего рода трендом - приписывать себе какое-то расстройство, на которое можно списать особенности характера, лень, импульсивность: СДВГ, биполярочка, ОКР и т. д. Кристина, а в чём особенность твоей героини?
Кристина: У неё талант художника и дизайнера, а ещё - необычное мышление, которое, видимо, и диктуется её болезнью. Она сама говорит, что у человека возникает привыкание к такому мироощущению. Она сознательно раскачивает себя на острые эмоции. Это как с эпилептиками, которые получают удовольствие во время приступа. В маниакальном периоде она творит что-то невероятное, а затем наступает неприятное затишье. Сейчас я учу текст пьесы и чувствую через него всю её огромную боль. Начинаю понимать, как тяжело жить с таким мышлением. В период мании действительно сложно адекватно мыслить. Ты горишь идеей, а многим людям, у которых всё в жизни спокойно, муки творчества неизвестны.
- Ей можно как-то помочь, протянуть руку помощи? Что бы ты сделала, столкнись с таким человеком в жизни?
Кристина: Я бы, искала вдохновение и подпитку в творчестве, любви и позитиве, а не в агрессии. Научиться договариваться с собой, балансировать и выходить вовремя из этих маниакальных периодов, не допускать их. Вот это уже какой-то выход.
- У главной героини есть ощущение, что она хочет оставить след в искусстве. Как это желание развивается по ходу постановки? Это больше про гордыню или про поиск смысла?
Кристина: Моя героиня не ищет тщеславия или популярности. Она просто хочет творить, чтобы люди смотрели на неё и понимали, что она способна на безумные вещи. Она хочет делать то, что нужно людям, чувствует, что может и знает, как это сделать. Это нормально для всех творческих людей - желание сделать что-то гениальное. У неё высокие требования к себе и большие амбиции, что отражается в её произведениях. Она хочет, чтобы всё было ярко, чувственно и так, знаете, на нервах.
- Уже по кусочку репетиции вижу, что, как и в "Наваждении", в новом спектакле будет куча пластики и движухи. Как вы продумываете всю эту хореографию, чем вдохновляетесь?
Даша: Мы хотим уйти от того, что было у нас в "Наваждении": драматическая сцена, хореографический номер, снова драматическая сцена. В "Биополе" мы попытаемся каждый кусочек спектакля наполнить движением, чтобы оно стало продолжением истории наших героев и в целом смысла спектакля. Нам хореография и танец нужны тогда, когда мы не можем что-то выразить словами. Например, мы рассматриваем биполярное расстройство, в котором есть две полярные стадии: маниакальная, когда ты навеселе, бёрешь много задач - это легко показать драматической частью. А вот депрессия - это намного серьёзнее. Человек во время неё даже не может подняться с кровати, почистить зубы, сходить в туалет. Передать это состояние словами тяжело, и вот здесь нам на помощь приходит бытовая пластика. Мы делаем всё максимально понятным для зрителя, чтобы он прочитал в движении то, что мы писали ручкой. Мы хотим сделать простой театр, чтобы люди могли посидеть, послушать, посмотреть и не чувствовать при этом усталости.
- Кристина, у тебя уже был опыт пластического спектакля в Омской драме - с постановкой "Синяя борода". Помогает ли тебе это в работе над новым проектом и чувствуешь ли ты сходство со своей героиней?
Кристина: Вообще мне очень нравится то, что у нас получается. Это талантливо, чутко, нежно. Мы, конечно, пока в процессе, смотрим на эту историю прежде всего как художники. И мне нравится, как у нас всё складывается. Девочки говорят, что писали эту пьесу, имея в виду меня, мою психофизику. Когда ты изучаешь актёрскую профессию, ты как слепой котёнок ищешь инструменты для выражения задач режиссёра. Это сложный путь, и не хотелось бы вернуться в исходную точку, потому что это эмоционально и физически тяжело. В "Синей бороде" я не боялась пластических сцен, а здесь меня это всё пугало. Я думала, что от меня будут требовать фантастических движений. Но, к счастью, эта задача лежит на парнях. Я больше выполняю простые актёрские движения. Но опыт "Синей бороды" мне помог, я успокаивала себя, говоря, что это со мной уже было. Я принимаю, что я не балерина и от меня ожидают другого.
- В спектакле говорится о цене таланта. Как думаете, талант может быть одновременно даром и проклятием? И чтобы вы выбрали: талант как проклятие или спокойную жизнь без потрясений?
Даша: Тем, кто имеет талант как проклятие, всегда хочется спокойствия без потрясений. Но талантливый человек, который живёт какое-то время в спокойствии, понимает, что без таланта ему существовать уже нельзя.
Кристина: Я думаю, что мир устроен интересно, и нет только двух полюсов. Талант может быть проклятием в том смысле, что он требует времени и затрат. Если у тебя есть предрасположенность к чему-то, то тебе придётся много работать, тебе нужно самовыражаться. В этом есть определённая большая ответственность. Я не считаю, что вообще есть люди, у которых прям всё спокойно. Я бы выбрала то, что имею, сочетание одного, другого и третьего.
Маша: А я выберу талант как проклятие.
- Какие моменты в спектакле самые сильные и важные для раскрытия характера героини, как думаете?
Даша: Мне кажется, один из первых монологов, который мы на прошлой репетиции построили пластически, был очень сильным. Когда мы отошли от сцены, у меня мурашки побежали. Он даст зрителю намёк на то, насколько тяжело и непросто всё то, через что проходит героиня.
Маша: В этой сцене Кристина с ребятами весело рассказывает о жизни других людей с расстройствами в формате такого клоунского абсурда. Всё это кажется смешным и забавным. Но как только она начинает рассказывать про себя, сцена сразу меняет окраску. Переживать за себя всегда сложнее, чем за других. У нас есть сцены разговоров с родителями, которые меня лично трогают сильнее всего. У нас потрясающие родители, их голоса будут записаны в качестве звонков, а самих родителей на сцене не будет. Кем будут эти родители, пока оставим в секрете. Но у меня уже от одной мысли об этом мурашки бегут.
- В постановке, помимо героини Кристины, ещё два мужских персонажа. Кто они?
Маша: Парни в нашем спектакле - это Виталий Храмов и Данил Орлов. Они воплотят на сцене много разных образов. Порой это ветер, птицы или настоящие люди, с которыми героиня встречается в реальной жизни. Такой большой набор человеческих и художественных образов поможет раскрыть мир художницы, показать её воображение, сны, порыв творческих чувств, который часто испытывают творцы. Будет и любовная линия, куда без этого.
Виталий: В основном я играю парня главной героини. У моего персонажа есть диалог с другом, который приглашает его на тусовку. Но он отказывается, аргументируя это тем, что должен помогать своей девушке. У него синдром спасателя, ему постоянно нужно всем помогать. На протяжении всего спектакля он стремится поддерживать её финансово. Естественно, у моего героя тоже случаются психи на этой почве, но он всё равно пытается вытащить её из этих негативных состояний и проблем. Находит психолога, поддерживает во всём, тратит последние деньги и стремится вытащить девушку из болезни. Из-за спасательского синдрома он чувствует себя нужным, но не до конца понимает, правильно ли всё делает. Наверное, можно эти отношения назвать и любовью. Но это любовь на грани.
- В "Наваждении" был очень классный плейлист. Парочка песен даже принадлежала местной музыкальной группе. Услышим ли мы ещё их песни?
Даша: Да, в Омске есть замечательная группа "Клёнин". И мы сотрудничали с ней в работе над "Наваждением". Её солист Егор уже загорелся нашим новым проектом и специально для него пишет новую песню. Она будет звучать на поклонах.
- А что интересного ждёт зрителей в визуальном плане?
Маша: Мы за простоту в сценографии и художественном оформлении. Уже заказали белые лонги и спортивные штаны. Такая стилистика лучше всего впишется в атмосферу нашей истории. Кстати, в нашем спектакле будут стилизованные рубашки, с которыми ребята будут взаимодействовать. За них хочется поблагодарить маму Даши - Марию Балашову. Именно она так талантливо закастомизировла их.
- Финал спектакля - это больше про надежду или всё-таки он оставит зрителям вопросы без ответа? Как вы видите завершение своей истории?
Маша: Спектакль закончится, но, когда люди будут уходить из зала, они услышат фразу, которая будет как бы в спектакле, но и не в нём. Планируем, что это подарит зрителю надежду.
Даша: Или наоборот, кто как поймёт. Для кого-то это будет спасением, а для кого-то - совсем наоборот.
Драматерапия о человеке с биполярным расстройством пройдёт на сцене Дома актёра 3 декабря и 23 января в 19:00.
- Кстати, Мария Кот и Дарья Балашова уже не первый раз делятся с нами своей творческой энергией. В проекте #встречисавтором девушки представляли свою поэзию, которую оценят прежде всего те, кому нужен подорожник для души.
- Актриса Кристина Лапшина к крупной премьере фильма "Воздух", в котором она сыграла одну из главных ролей, рассказывала о своих впечатлениях от съёмок.
- А молодой артист Виталий Храмов, только недавно официально вступивший в труппу Омской драмы, в прошлом году дебютировал в спектакле "Магнит. Омская история", посвящённом скандальному омскому поэту Аркадию Кутилову.
Фото: Елизавета Медведева