Свободное время  •  21 сентября 2024, 10:04, последнее обновление 21 сентября 2024, 12:02

Игры, которые создали целые жанры

Создать качественную игру сложно, но ещё сложнее выпустить такой проект, который задаст тренды для всей индустрии. Сегодня вспоминаем те игры или франшизы, которые породили многочисленных клонов или послужили источником вдохновения для других авторов.

Многие видеоигры связаны между собой - разработчики нередко признаются, что вдохновлялись другими проектами, создавая свои. Но бывают тайтлы, которые оказывают такое влияние на индустрию, что благодаря им появляются чуть ли не целые жанры.

Попробуй снова

В 2009 году японская студия FromSoftware под руководством геймдизайнера Хидэтаки Миядзаки выпускает игру Demon’s Souls (18+) - тёмное фэнтези про одинокого рыцаря, которому придётся сразиться с могущественными демонами.

Игроку нужно было путешествовать по локациям, бороться с обычными противниками и боссами и зарабатывать за победу над ними души - ресурс, который можно было обменять на разные улучшения. Если персонаж погибал, он оказывался на контрольной точке, а все его души оставались на месте смерти. У игрока всегда была возможность добраться до них, тем самым вернув накопленное, но, если по пути он терпел ещё одно поражение, души приходилось копить заново. Важное место в игре занимали битвы с боссами, победа над которыми позволяла продвинуться дальше.

Уже через два года после релиза игры FromSoftware выпускают новый хит - Dark Souls (18+). Этот проект стал ещё более популярным и получил два продолжения.

Скриншот из игры Dark Souls: Remastered (store.steampowered.com)

В Dark Souls персонаж исследует локации, которые соединены множеством маршрутов, что позволяет выбирать свой стиль и темп прохождения. Здесь также необходимо сражаться с боссами и копить души. Битвы с боссами в Dark Souls тоже заслуживают отдельного внимания. Поединки не сводятся к обычному затыкиванию врага своим оружием - у каждого противника свои паттерны атаки, тайминги и мёртвые зоны. Игроку в этой ситуации нужно понять, как именно атакует босс, чтобы использовать это знание в своих целях. Иной раз чтобы побороть противника, может потребоваться не один десяток неудачных попыток.

Игры Souls-серии вдохновили своим геймплеем целый ряд других проектов, которые стали известны в игровом сообществе как souls-like игры (souls-подобные). С выходом ещё одной игры от FromSoftware - Bloodborne (18+) - у неофициального жанра появилось ещё одно название, "соулсборны".

Помимо игры в японском сеттинге Sekiro: Shadows Die Twice (18+) и созданной с участием писателя Джорджа Мартина Elden Ring (18+) от всё тех же FromSoftware, есть множество других тайтлов, которые использовали элементы проектов Миядзаки.

Скриншот из игры Elden Ring (store.steampowered.com)

Влияние серии Souls узнаётся, например, в игре Nioh (18+), сюжет которой основан на незаконченном сценарии Акиры Куросавы, и её сиквеле. Узнаваемый стиль также побывал в сеттинге "далёкой галактики" в игре Star Wars Jedi: Fallen Order (16+).

Там есть и свои аналоги костров, у которых отдыхает герой, и очки копятся и теряются, как в Dark Souls. История джедая Кэла Кестиса отсылает к одному из источников вдохновения ещё и боевой системой, которая требует поиска подхода к каждому противнику. Разница лишь в том, что Fallen Order не такой зубодробительный, как оригинальные "соулсы".

Ещё более свежий пример соулсборна в неожиданном сеттинге - Lies of P (16+) 2023 года. Главный герой игры - марионетка Пиноккио, которому предстоит изучать город Крат. Проект, переосмысливший историю деревянного мальчика, многим напомнил творчество FromSoftware и был хорошо принят аудиторией.

Here we go again

Мало какая франшиза может состязаться с узнаваемостью и популярностью серии GTA (18+). Она появилась ещё в 1997 году, и первые две части выглядели мало похожими на то, чем славятся эти игры сейчас. Хотя ранние Grand Theft Auto тоже рассказывали историю преступника, провоцировали скандалы и споры о моральной стороне игр, геймплей разительно отличался от последующих частей.

Исполнительный продюсер Сэм Хаузер, который внёс огромный вклад в то, что мы сейчас называем GTA, хотел создать в цифровом формате наиболее достоверную симуляцию жизни. Для этого нужно было отказаться от вида сверху из первых двух GTA и перейти в полноценное 3D. Это случилось в GTA III (18+), переносящей игрока в Либерти-Сити - виртуальный аналог Нью-Йорка.

Скриншот из игры GTA III (www.rockstargames.com)

Следом за третьей частью на том же движке вышли GTA: Vice City (18+), которая давала возможность перенестись в атмосферу Майами 80-х, и GTA: San Andreas (18+), в которой было сразу три города: Лос-Сантос (Лос-Анджелес), Сан-Фиерро (Сан-Франциско) и Лас-Вентурас (Лас-Вегас).

Раз за разом разработчики из Rockstar делали города в своих проектах ещё более проработанными и детализированными. Мир в GTA - это не просто локация, в которой разворачиваются события игры, а огромный парк развлечений, в котором можно найти десятки активностей, способных хотя бы на несколько минут затянуть игрока и дать передышку от основного сюжета.

Популярность GTA III и последующих частей повлияла на то, как разработчики стали подходить к созданию игр в открытом мире. До сих пор выходят новые громкие релизы, которые развивают идеи, заложенные во франшизе Rockstar, но в своих сеттингах.

В 2006 году вышла первая часть Saints Row (18+), которая стала известна благодаря возрастающему градусу безумия от части к части. Дошло до того, что в Saints Row IV (18+) на Землю нападают пришельцы, которые погружают людей в симуляцию, прямо как в "Матрице". Привычный большой город здесь разбавлен многочисленными мини-ивентами вроде атак на группы пришельцев или гонки. Формула GTA здесь дополнена суперсилами и безумным оружием - как, например, пушкой, стреляющей дабстепом.

Скриншот из игры Saints Row IV: Game of the Century Edition (store.steampowered.com)

Ubisoft также запускали свою франшизу с узнаваемым стилем. События её первой части происходили в городе Чикаго, а главным героем выступал мужчина по имени Эйден Пирс - хакер, который мог использовать все уязвимости "умного города" в своих целях при помощи телефона. Помимо привычного геймплея со стрельбой и поездками на многочисленных видах автомобилей в Watch Dogs (18+) было важно взламывать различные системы: воровать информацию из телефонов, отключать светофоры, провоцируя аварии и прочее. Серия эксплуатировала актуальную тему влияния и слабости окружающих человечество технологий, но особого успеха не добилась: у игры вышел сиквел, события которого разворачивались в Сан-Франциско, и триквел в Лондоне с подзаголовком Legion (18+). Хотя первые две части были в целом приняты хорошо, серия остаётся в тени других франшиз Ubisoft. Возможно, это исправит фильм по мотивам серии, съёмки которого запустили этим летом.

Игры, которые напоминают проекты Rockstar, принято называть "клонами GTA", что часто воспринимается как уничижительное сравнение. Это вполне справедливо, учитывая, что хорошие игры приносят свою специфику и геймплейные фишки в форму, которую задали в Rockstar. Так делают даже сами Rockstar - они выпустили школьную GTA в игре Bully (16+), детективную GTA в L.A. Noire (18+) и, конечно, вестерновую GTA в Red Dead Redemption (18+). Каждая из этих игр похожа на проекты культовой франшизы в своём фундаменте, но назвать их клонами друг друга просто невозможно.

Скриншот из игры L.A. Noire (store.steampowered.com)

Объёмный 2D-мир

2D-платформеры - на первый взгляд, очень простой жанр. Можно вспомнить игры про Марио или Соника, в которых есть персонаж и цель - добраться из точки А в точку Б, преодолев все ловушки. Есть платформеры попроще, есть посложнее, а есть такие, которые вносят в геймплей новую глубину, создавая целый поджанр.

Речь о метроидваниях, которые получили своё название от слияния имён двух франшиз Metroid и Castlevania, которые задали стандарты для десятков игр.

Специфика метроидваний заключается в исследовании мира, состоящего из связанных локаций. По ходу прохождения игрок будет находить препятствия, мешающие ему продвинуться дальше: большие пропасти, которые не перепрыгнуть, стены, на которые не взобраться и так далее. Чтобы преодолеть их, игроку нужно найти предмет, способность или информацию, которая даст ему новые возможности.

Бывают проекты, совмещающие метроидванию с другим жанром, который также носит название одной конкретной игры. В 1980 году вышла игра Rogue, в которой было нужно исследовать подземелье. Из тайтла появился целый жанр roguelike или "рогалик". В играх такого вида игроку нужно исследовать последовательно расположенные комнаты, сражаться с противниками и погибать. Смерть в таких проектах - неизбежный элемент, после которого персонаж начинает свой путь сначала, но с новыми способностями. Рано или поздно игрок раскачает своего персонажа настолько, что тот сможет пройти всё условное подземелье до конца.

В жанре рогалика есть свои хиты. К примеру, инди-проект The Binding of Isaac (18+) или Hades (16+).

Скриншот из игры Hollow Knight (store.steampowered.com)

Что касается сплавов разных жанров: соединив метроидванию и рогалик, можно получить Dead Cells (16+), а из соединения метроидвании и соулслайка получился прекрасный Hollow Knight (12+), продолжение которого фанаты ждут уже очень давно.

Лучшие в своём жанре

Вышеперечисленные проекты показали свою жизнеспособность за годы существования. Помимо этого, есть и те игры, которые задают тренды на ближайшие годы, но при этом сами прекрасно занимают созданную собой нишу. Условная GTA является прекрасным примером для разработчиков, которые создают игру в открытом мире, и аудитория неизбежно будет сравнивать каждую похожую игру с творениями Rockstar. Несмотря на это, громкие тайтлы, в которых можно заметить след GTA, будут появляться всегда.

Этого не скажешь, например, о жанре MOBA (многопользовательская онлайн боевая арена), который обязан своим существованием Dota 2 (16+) и League of Legends (16+) и больше не нуждается в других попытках скопировать успешную формулу.

В своё время два гиганта так сильно впечатлили игроков, что и по сей день выходят игры в таком жанре, но никто не может и приблизиться к успеху проектов от Valve и Riot Games, даже учитывая их уже почтенный возраст.

Есть относительно известные SMITE (16+) или Heroes of the Storm (16+), в которой можно играть за персонажей из разных проектов Blizzard: StarCraft (16+), Warcraft (16+), Overwatch (16+) и Diablo (18+). В остальном же MOBA-игры были жанром, в котором добиться какой-либо узнаваемости было крайне сложно. Примером тому может послужить MOBA по вселенной Толкина - Guardians of the Middle-earth (16+), канувшая в неизвестность.

Скриншот из игры PUBG: Battlegrounds (store.steampowered.com)

Большей живучестью может похвастать жанр королевской битвы, который захватил рынок на много лет после выхода PUBG (16+), хотя она и не была первой в своём роде. Сегодня, помимо неё, существуют суперпопулярный Fortnite (16+), Apex (16+), Call of Duty: Warzone (18+) и другие проекты, которые всё ещё привлекают миллионы игроков.

Конечно, заманчивая идея присоединиться к тренду преследовала многих разработчиков, которые выпускали свои королевские битвы, также оставшиеся в тени успеха других игр. На этом спотыкались даже такие крупные студии, как Ubisoft, выпустившая Hyper Scape (16+), которая должного интереса у игроков не вызвала.


Искать вдохновение и заимствовать какие-либо элементы у других успешных проектов - это стандартный творческий процесс, если делается это с уважением к первоисточнику и не воруется под ноль, а сопровождается новыми, свежими идеями. Ряду разработчиков удалось создать такие проекты, которые определили границы целых жанров, и это далеко не всегда значит, что последующие игры от других авторов пытаются скопировать формулу успеха, не привнося ничего своего.

Главное фото создано с помощью Midjourney

Читайте также