- Даша, когда случилась твоя любовь с театром? С первого взгляда?
- Помню, в школе в театры ходить было интересно. Но происходило это очень редко, по инициативе учителей. Нас водили в ТЮЗ и тогда ещё существовавший "ТОП Театр" Александра Гончарука. Процентов на 70 мы ходили в театры ради буфета, на который по этому случаю всегда и всем давались деньги. Так что любви с первого взгляда тогда не случилось. В таком бессознательном возрасте тебе точно нужен проводник в лице взрослого, чтобы объяснил, почему это хорошо, что вообще у тебя перед глазами происходит, и что всё это не только для развлечения и вкусняшек.
- Ты особенно любишь Омский драматический театр. Помнишь ли ты момент, когда первый раз пришла туда? Какой это был спектакль и сколько тебе было лет?
- Как ни странно, тот поход я помню очень хорошо. Дело было в 2011 году, мне 13 лет. Нас повели на премьеру спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Кузина с невероятным Сергеем Сизых в главной роли. Помню, была прям ошарашена красотой здания, обстановки, до этого в подобных местах я не бывала. И всё это так сильно контрастировало с моим наполненным обыкновенными уличными приключениями детством! Сам спектакль был удивительный и, главное, понятный для детского восприятия, я потом его ещё много раз смотрела уже во взрослом возрасте. Думаю, хоть и неосознанно, но вот это как раз и была любовь с первого взгляда.
- А с Омской драмой сразу случилась любовь?
- Обучаясь на первом курсе факультета журналистики, я узнала о скидке в 50 % на посещение учреждений культуры, классная тема. Так я случайно с подругой забрела в Омскую драму, хотела оценить обстановку и репертуар. Помню, какой шок испытала, когда увидела афишу премьерного спектакля "Амадей" (16+) Анджея Бубеня в 2017 год. Накануне я как раз посмотрела культовый фильм Милоша Формана и уж точно не ожидала увидеть в театре постановку об этом. Я-то думала, театр - это про какую-то рафинированную классику, скучные школьные произведения. В общем, из детских походов я не вынесла ничего и очень туманно себе представляла этот мир. Так что это был момент переломный, восприятие буквально перевернулось. Особенно после просмотра спектакля. Он к тому же стал одним из моих любимых в принципе, минувшей зимой посмотрела его 10 раз!
А дальше пошло-поехало. Снимала студенческий видеоблог, конечно, в Драме, познакомилась с кое-кем из руководства, стала расти лояльность к учреждению в целом. Затем появилась работа, которая позволила втянуться в это ещё больше.
- Ты по праву можешь себя называть театральным блогером, это подтверждает и премия, которую тебе вручил Драмтеатр, - "Блогер сезона". Скажи, зачем нужен театральный блогер? Кому прежде всего: зрителю, артисту, режиссёру?
- Честно говоря, я не собиралась становиться никаким театральным блогером. Блогер - это же как работа, монотонная, многогранная. Моя страничка zalpomtheater, посвящённая театру, находится в запрещённой соцсети Instagram (Деятельность социальной сети Instagram признана экстремистской и запрещена в Российской Федерации.), и я даже в описании профиля изначально указала "складываю театральные приключения на виртуальную полочку", таким образом как бы подчеркивая, что это скорее альбом воспоминаний, чем блог. Но потом сама захотела подать заявку на конкурс от любимого театра, формат у меня как раз подходящий. Просто благодаря моей работе в какой-то момент так много накопилось мыслей, фото и видео. А делиться всем этим в таком количестве в соцсетях "Омск Здесь" я не могу. Нужно как раз такое место специализированное, где человек точно знает, что получит, подписавшись. Вот профиль про театр, и от меня люди и ждут именно моих историй, театральных приключений. Это приятно!
Кстати, название zalpomtheater взято неслучайно и вдохновлено творчеством московской музыкальной группы "Залпом", большая часть участников которой - близкие к театру люди, студенты МХАТа. Эта группа в какой-то момент жизни сильно перевернула моё музыкальное восприятие. А их полностью театрализованные, я бы даже сказала, дикие по энергетике концерты - это что-то.
- В чём главная сладость этой деятельности для тебя?
- Главная сладость оказалась в общении, новых знакомствах, обратной связи. Я познакомилась с замечательными людьми, которые солидную часть свободного времени тратят на искусство, не только на театр. Эти связи меня обогащают внутренне, как-то успокаивают, придают смысл.
- Какой омский спектакль особенно любим тобой? Почему?
- В Омской драме это: "Время женщин" (16+), "Амадей", "Гроза" и был ещё такой чудесный спектакль "Жизнь" Бориса Павловича, но сняли. По другим театрам хожу не так часто, хотелось бы исправить ситуацию, но вот такой список могу предложить: "Мастер и Маргарита" (16+) в "Галёрке", "Семейные истории" (16+) в Лицейском, "Берегиня" (12+) в Пятом, уже архивный в ТЮЗе "1984", "Секрет Дориана Грея" и "Наваждение" (18+) в Доме актёра. Категория именно любимых спектаклей - это что-то очень на личном, то, что внезапно трогает какие-то твои самые сокровенные струнки души так, что потом годами это из головы выкинуть не можешь.
- Что, на твой взгляд, не хватает омским театрам, постановкам?
- Здоровой качественной критики, чтобы постановщиками больше осознавалось, что и зачем ставится, чтобы создаваемое было в контексте времени. Вот так очень абстрактно, но я бы этого всем театрам пожелала. Омскому драмтеатру бы пожелала больше открытости новому, взаимодействия со зрителями, каких-то творческих встреч, может, театральной гостиной, этого прям совсем не хватает. Мне нравится в этом плане, что делает наш Музыкальный театр и Омская филармония.
- Ты пишешь рецензии на премьерные спектакли, и они не всегда лестные. Как в театрах к этому относятся?
- В целом отлично, ни разу никто слова не сказал, зовут дальше и с удовольствием. Главное же - заинтересованность в этом деле, видно искреннее внимание и участие с моей стороны. У нас, как я понимаю, в городе уже нет театральной критики настоящей. Мне кажется, это печально для такого заполненного театрами города. Критики - люди очень образованные, разносторонние и в таком деле необходимые. Может, в другой жизни была бы критиком.
Есть ещё такой момент, что на меня подписаны в основном режиссёры постановок и артисты. Это нужно понимать, когда публикуешь что-то, касающееся их труда. Если критика - то обоснованная, никаких оскорблений и всплесков негативных эмоций. Вот я не могу так прямо в лицо человека обижать, хоть что со мной делайте. Но я заметила, что из-за этого люди часто даже не понимают, что рецензия негативная, бегут покупать билеты, вдохновившись моим рассказом. Не знаю, как к этому относиться. Не так давно писала рецензию на "Плоды просвещения" (16+) в Омской драме. Плохой спектакль - сумбурный и несуразный. Но я не захотела так об этом говорить, полезла копаться в историю, инсайты. Получилось такое мини-исследование, которое имеет обратный эффект и, скорее, людей привлекает. А я просто хотела показать, что можно не поверхностно смотреть, смыслы-то всё равно заложены интересные, даже если реализовано неудачно.
- Кто лично для тебя - величайший деятель театра?
- Ох, в этом вопросе я пока плаваю, поскольку не очень хорошо знакома именно с историей театра. Мне интересно то, что делается сегодня у меня перед глазами, что я могу посмотреть и почувствовать. Но это незакрытый гештальт, потихоньку погружаюсь в контекст, всему своё время. Вот недавно посмотрела фильм Светланы Веретенниковой "Лёгкое дыхание" про 150-летнюю историю драмтеатра, очень познавательно и красиво. Вообще не так давно прочитала автобиографию "Моя жизнь в искусстве" Константина Станиславского. Впечатлена тем, какую жизнь он прожил, как нестандартно и масштабно мыслил. Его система, подход к актёрской игре и вклад в развитие театрального искусства просто неоценимы. Это до сих пор читается с большим наслаждением. Такие люди двигают прогресс в принципе. Из тех, с кем я общалась, меня впечатлил питерский режиссёр Роман Габриа, который пару лет назад ставил "С днём рождения, Папа" (18+), а недавно случилась премьера "Похороните меня за плинтусом" (16+). Он известный в театральной среде режиссёр, идеи из него просто фонтаном бьют. Никогда такого не встречала, посмотрите его репертуарный лист, разнообразие как у Стивена Кинга.
- В последнее время интерес к театру только растёт. Как ты думаешь, почему?
- Никакой кинематограф не похоронил театр, так и никакой GPT, каким бы выдающимся изобретением он ни был, не похоронит качественное писательское мастерство. Интерес к театру растёт, потому что люди ищут живых эмоций и настоящего взаимодействия, бешеной энергетики, творящейся в моменте на сцене. Это таинство, магия, если хотите. Главное, чтобы хорошо работала навигация. Очень плохо, когда человек попадает не на свой спектакль или сдаётся после пары неудачных походов. Вот для этого я в своих рецензиях прежде всего погружаю его в атмосферу постановки и пытаюсь воссоздать эмоциональный фон. Посмотрите вот эту рецензию на спектакль "Похороните меня за плинтусом". Прочитали, посмотрели картиночки и уже как будто одной ногой там побывали.
- Что лично для тебя театр? Зачем он миру?
- Место паломничества и духовного просветления. Место, чтобы отдохнуть с друзьями и близкими вечером, посмотреть на красивых талантливых людей, зарядиться их энергетикой. Место, чтобы покрасоваться, выгулять наряды. Иногда работа. Но в основном это люди и обмен смыслами, энергиями. Видите, как много всего здесь может быть. Театр нужен миру, потому что он помогает нам лучше понимать себя и других. Он отражает человеческие переживания, задаёт важные вопросы и заставляет задуматься о том, о чём в потоке бытовых мыслей ты, может быть, и не догадывался. Театр объединяет людей, создаёт ощущение общности и, что очень важно, переживания совместного опыта. Он, конечно, обогащает нашу культуру и делает мир более чувствительным и осознанным. И это прекрасно.
Дарья пишет не только рецензии, но и стихи и прозу. Свои произведения она зачитывала в проекте #встречисавтором. А о том, почему в качестве тем выбраны любовь, смерть и красота, читайте в интервью с Дарьей.
Фото: Алина Ясинская, Илья Петров
- Поделиться:
- RSS