Мы побеседовали с известным омским блогером, пишущим о книгах, о важности литературы в современном мире и в жизни каждого человека. О Бабе-яге и Гарри Поттере. О великих классиках и школьной программе. О вечном и поверхностном в книгах. О Достоевском, Пушкине, Тарковском, Хокинге и Сапольски. О том, почему иногда книги читать больно, но жизненно необходимо. А также об искусстве, которое украшает жизнь.
- Саша, как произошло первое знакомство с книгой? Кто научил читать?
- Читать научила мама, до школы ещё, лет в пять. До этого мне много читали мама и бабушка. Бабушка, учитель литературы, особенно любила Пушкина, и, когда после многочасового чтения у неё заплетался язык, я тащила ей сказки Александра Сергеевича со словами: "От Пушкина полегчает" (смеётся). После первой самостоятельно прочитанной книги меня уже было не остановить. Сейчас то же самое наблюдаю у дочери. Её читать никто не учил, к четырём годам она научилась сама.
- Помнишь свою первую книгу?
- Самую первую книгу не помню. Но зато помню ту, что в первом классе прочитала пять раз подряд, без перерыва. Это была "Маленькая Баба-яга" Отфрид Пройслер. Книжку взяла в сельской библиотеке, она была ветхая и очень потрёпанная, зачитанная до дыр в прямом смысле слова. Помню, как поразила тогда меня героиня, которая пошла наперекор всему ведьминому клану.
- Можешь сказать, сколько книг ты уже прочла?
- Точно не знаю. Много! Последние лет девять читаю по 70-80 книг в год. Как-то было почти 100 за год.
- Что такое в твоём понимании литература?
- Литература - это такой прекрасный, разнообразный, многомерный мир, в котором можно найти всё. Испытать сильные ощущения без риска для жизни. Литература помогает увидеть новые смыслы. Понять, как действуют законы этого мира. Узнать, каким разным бывает человек, и почувствовать, что главное в нём всегда остаётся неизменным. Найти "своих". Прикоснуться к великим идеям, проникнуться человеческой силой духа, и самому от этого стать сильнее. Литература учит видеть за частными историями общие закономерности, отличать глубокое от поверхностного, ценное - от мишуры. И, самое главное, - литература учит нас думать, задавать вопросы и размышлять.
- Почему важно читать и любить книги?
- В детстве и юношестве - чтобы развивались определённые отделы мозга, отвечающие за воображение, построение образов будущего. Для развития эмпатии и эрудиции. В зрелом возрасте - чтобы мозг не закис. При этом я считаю, что хорошо бы читать познавательную литературу - книги по истории, антропологии, педагогике (на вкус и цвет, как говорится). А художественные книги во взрослом возрасте читать уже можно по велению души. И замечательно, если это не только приятное времяпрепровождение, но и повод задуматься над новыми вопросами себе и миру.
- Как бы ты изменила школьную программу по литературе?
- Последние годы перечитываю как раз книги из школьной программы - Достоевского, Горького. Книги-то гениальные. Отличные, очень интересные и глубокие. Другое дело, что человек 13-17 лет не всегда способен уловить те смыслы, что в них заложены. Вот и вырастают люди с ненавистью к классике, травмированные школьными уроками. У сына (он в четвёртом классе) спрашиваю недавно: "Что ты про Пришвина знаешь?". Он мне отвечает: "Ну что-то нудное там у него мы читали...". Да и сама помню, как в начальной школе Пришвин был для меня унылым грибником. А на самом деле же огонь-дядька был! Охотник, собиратель фольклора. Очень интересную жизнь прожил, яркую. Вот если это детям рассказывать, показывать писателей живыми людьми, если у учителя будут у самого глаза гореть, то и дети не будут скучать, а хотеть прикоснуться к миру книг. Вот я бы включила в школьную программу что-то живое. То, что интересно современным детям. "Гарри Поттера" даже, может быть. Мой сын, не любивший читать, благодаря Дж. Роулинг стал заядлым читателем.
Вообще, вопрос это сложный. И здесь дело не только в содержании программы, но и в том, как происходит взаимодействие учителя и ученика. Заинтересован ли учитель в своём предмете? Мне с этим очень повезло. У меня был прекрасный учитель литературы Галина Николаевна Смолина. Она такие формы работы придумывала, что весь класс был задействован и заинтересован. Мы так "Обломова" проходили, что все на всю жизнь запомнили.
- Кто из классиков вызывает восхищение?
- Сейчас перечитываю "Петра Первого" Алексея Толстого. Вот это мощь! Это я про Толстого. Такую громадину поднял, такое количество героев, событий, и, при этом - ни одного лишнего слова! Ярчайшая книга, масштабная! Прошлым летом заново открыла для себя Горького. Его проза - великолепная, яркая, живая, интересная, образная, певучая литература. А сам Горький - гениальный художник! Недавно перечитывала Лескова. Чистый, ясный, прекрасный голос русского классика, которого не читала со школы, прояснил мой мозг и как будто заново настроил камертон на "моё-не моё" в литературе. Достоевский, конечно же. Первый раз "Братьев Карамазовых" я прочитала запоем на втором курсе. Тогда книга оставила очень позитивные впечатления, было ощущение света и вдоха. Прошло 19 лет, и книга воспринимается совсем по-другому. Я увидела, что она многослойная, многосмысловая. Ощущение объёмности, громадности - главное в этот раз, наверное. Как будто каждая страница не просто бумажный тонкий лист, а толстенный том. И поэтому в итоге впечатление такое, что ты не одну книгу прочитал, а протащил на горбу целую библиотеку.
Ещё я очень люблю Чуковского. У него есть прекрасные книги про Горького, Репина, Чехова. В книге "Дни моей жизни" он такой живой, сложный, мятущийся человек. Не мифический дедушка, читающий детям "Крокодила", а страдающая душа, самокритичная до крайности. Очень советую эту книгу всем, кто любит литературу Серебряного века, тем, кто интересуется историей нашей страны, тем, кто предпочитает хороший русский язык и выверенность текста, а также тем, для кого живые, настоящие люди дороже мифов и штампов.
Ну и ещё одна моя большая любовь - Анатолий Мариенгоф - гениальный мастер слова. Тот случай, когда каждая строчка - чистая радость. В один абзац он способен уместить целую жизнь, мировоззрение, судьбу народа. Из нескольких десятков слов, правильно подобранных и расставленных, в голове читателя разворачивается целое полотно, а на нём - цветасто, ярко, трагично и иронично происходит жизнь.
- Перечитываешь понравившиеся книги и есть ли среди них самая-самая?
- Перечитываю, но очень редко. Некоторые, бывает, по три раза, но это уж совсем исключение. Самых-самых много, у меня даже списки такие есть, где десятки любимых книг, которые я советую читать тем, кто хочет полюбить этот процесс.
- А любимый жанр?
- Любимый жанр... Нет, наверное, нет. Я люблю, чтобы книга большая была, объёмная. Чтобы можно было погрузиться в неё надолго. Хотя некоторые рассказы я тоже читаю и очень люблю. Регулярно в моём списке для чтения есть нон-фикшн - книги по антропологии, истории искусства. Очень люблю Хейердала, Хокинга, Дробышевского, Сапольски и других популяризаторов науки. Скорее, есть жанры нелюбимые - я совсем не читаю ужасы и почти не читаю детективы (за редким исключением). Совсем не понимаю комиксы.
- Какую книгу ты отложишь, едва начав читать или вообще не возьмёшь в руки?
- Ох, как сложно мне было "не дочитывать до конца". Буквально пересиливала себя первое время. Сейчас достаточно легко бросаю книги, не дочитав. Если не цепляет, если понимаю, что слишком легковесно написано, если не нравится язык или перевод. Не читаю книги в духе "Как за 10 дней стать богатым/счастливым/худым или успешным". Не возьму в руки ту книгу, про которую понимаю, что она слишком поверхностная что ли. Я даже в юности не могла читать женские романы - воротило от них. Какое-то пустое убивание времени. Или что-то вроде Коэльо и Р. Баха и эзотерической литературы - не моё это.
- Почему некоторые книги заставляют плакать, а некоторые, даже на серьёзные темы, могут не вызвать никаких чувств?
- Тут, я думаю, несколько факторов важны - талант автора, настрой, возраст, опыт, открытость или, наоборот, скептичность читателя. Какие-то книги надо прочитать, что называется, вовремя. Например, в 11-м классе я запоем читала трилогию Германа "Дело, которому ты служишь". И слёзы лила, и переживала. А когда перечитывала её недавно, такого эффекта уже не было - наивности столько оказалось в этой книге, категоричности. Или в третьем классе рыдала над "Четвёртой высотой" Ильиной. Потом перечитывала в 25 лет, и только ностальгия меня заставила эту книгу дочитать до конца.
Вот кто меня сейчас заставляет плакать - это Михаил Тарковский - один из моих самых любимых современных писателей. Вообще, я почти никогда не плачу ни над фильмами, ни над книгами. А тут наворачивались слёзы почти на каждой странице. Тарковский через свои простые рассказы про людей из посёлка на Енисее обращается к чему-то глубинному. Через образы своих героев он побуждает задать самому себе вопросы: где я, кто я и для чего я? Он как будто будит в человеке человеческое, важное, самое главное. То, о чём мы сами уже забыли. То, что пробуждать больно, тяжело, но жизненно необходимо.
- Можно ли снять кино по книге, чтобы получилось лучше, чем оригинал?
- Я из тех людей, что всегда говорят: книга лучше! Но есть приятные исключения. "Собачье сердце", например. Или "Полная иллюминация", снятая на основе одноименной книги Джонатана Сафрана Фоера. В фильме, как обычно бывает, большей части важного и ценного из книги нет. Но мне очень нравится главная мысль, которую передал режиссёр. Общность. Не важно, где ты, и с кем: в Нью-Йорке с американскими клерками или во Львове с украинскими гопниками. Важно то, что у нас у всех есть общее, гораздо большее, чем то, что нас разделяет. Или "Прислуга". Сама по себе книга очень кинематографичная. Недаром на её основе есть хороший фильм, очень тонко отражающий атмосферу, созданную Кэтрин Стокетт. Или "Вселенная Стивена Хокинга". Это не экранизация. Но когда смотришь этот фильм, вспоминаются все те книги, что прочитал у Хокинга, и это вызывает восхищение. "Крёстный отец" опять же. Конечно, книгу мне было читать гораздо интереснее, чем смотреть фильм. В ней много тонкостей, психологических моментов, нюансов, пояснений, которые в фильм просто не впихнёшь. Но гениальная операторская работа, основанная на картинах Караваджо, делает этот фильм отдельным произведением искусства.
- С кем из современных писателей ты хотела бы встретиться?
- Ой, это большой список. С Михаилом Тарковским, Андреем Рубановым, Василием Авченко, Захаром Прилепиным, Ариной Обух, Элизабет Страут, К. Маккэнном, Юн Чжан, Хуа Юй, Х.Хельгасон, Дж. С. Фоером. Честно говоря, я даже не знаю, что бы я у них стала спрашивать - они ж всё в книжках написали. Некоторых просто с большой благодарностью обнять хочется. Арину Обух, например. Такая она прекрасная.
- Если бы сама писала книгу, то о чём она бы была?
- О книгах! И такая у меня уже есть! В 2018 году мой муж в секрете от меня издал книжку с моими рецензиями, которые я писала несколько лет и выкладывала в группе "Влюблённые в книги". В ней больше сотни отзывов, цветные картинки, качественная печать и гладкая мелованная бумага. Книгу приятно держать в руках, листать и нюхать. Весь тираж муж подарил мне на день рождения. Дело было в ресторане в компании моих друзей. Я была в таком шоке, что дар речи потеряла. Даже друзья мои прослезились от такого подарка. Так что можно сказать, что первую книгу я уже написала (улыбается).
- Что ещё тебя вдохновляет, кроме чтения?
- Я очень люблю историю искусства. Началось опять же с чтения книг по этой теме, продолжилось посещениями лекций Галины Чербы. Галя - уникальный человек. Мне кажется, она влюбит в историю искусства любого! Ещё я брошки делаю. С изображениями писателей-поэтов и с картинами известных и малоизвестных художников. Когда-то кулинария была увлечением. Пироги пекла в каких-то невероятных количествах. Сейчас отпустило.
- Как ты пришла к профессии "книжный блогер"?
- Ну не то чтобы это профессия... Скорее то, что меня наполняет, даёт мне ресурс. Вообще, я по образованию психолог. Окончила ОмГУ им. Достоевского. Когда-то работала по специальности, но длительный декрет всё исправил. Теперь главный мой интерес - литература.
Как пришла… В 2014-м году однажды вечером, дочитав очередной шедевр, я, переполненная чувствами, пришла к мужу и, захлёбываясь от восторга, стала рассказывать про книгу. Он меня слушал-слушал, а потом говорит: напиши! Ну я и написала. А потом ещё и ещё. Постепенно я стала замечать, что написание рецензии влияет на моё восприятие книги - оно стало более глубоким что ли, более объёмным. Часто мне очень хочется поделиться с людьми, на весь мир прокричать: "Лююдиии, посмотрите, как это написано! Гениально же!".
Так появился блог, а я стала книжным блогером. Пишу рецензии на разные книги - современные и классику, художественные и нон-фикшн, делаю тематические книжные подборки. Долгое время писала отзывы только на те книги, которые понравились. Сейчас почти на всё, что прочитаю. Меня очень греет то, что на мои рецензии есть отклик. Знаю несколько человек, прежде совсем не читающих, которые стали заядлыми любителями литературы после моих рецензий. Я думаю, что в этом разнообразии, которое предлагает нам книжный мир, человеку неискушённому можно растеряться. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы знакомить своих подписчиков с качественной литературой и учиться выбирать своё.
* * *
Специально для читателей сайта "Омск Здесь" Александра Макарова будет публиковать тематические подборки книг с краткими рецензиями. Уже завтра, 6 февраля, в рубрике #влюблённыевкниги мы представим книги о сильных людях. Вы сможете сориентироваться в сложном мире литературы и выбрать для себя самое интересное.
Фото: личный архив Александры Макаровой