Мы поговорили с руководителем Школы Телевидения Телеканала "Продвижение" Светланой Друковской и автором идеи, ведущей шоу "#КЕМБЫТЬ" Соней Волковой.
- Соня, похоже, что ты привыкла побеждать?!
- Если это касается телепроекта, то да, в последнее время участились победы. Я не то чтобы привыкла, но мне это очень нравится!
- Участие в конкурсах - это твоя инициатива или продвижением шоу "#КЕМБЫТЬ"занимается руководитель школы - Светлана Друковская? Кто выбирает выпуски для участия в конкурсных проектах?
- Да, Светлана - наш генератор, она говорит, где мы участвуем, а я всегда соглашаюсь. Мы вместе - всей нашей командой (операторы тоже голосуют) - согласовываем, что отправить на конкурс, что, по нашему мнению, более современно, круто и прикольно: у нас есть свой топ в двух сезонах, из него мы собственно и выбираем.
- Светлана, программа "#КЕМБЫТЬ"в конце октября вышла в финал "ТЭФИ-Регион", теперь вы победили в престижном конкурсе НАТ "Включайся!". Ожидаемый результат?
- Конкурс "Включайся!" проходит на протяжении 15 лет. Мы, к сожалению (или к счастью) рискнули испытать удачу только в этом году. Обычно этот конкурс проходит в офлайн-формате и славится очень интересными мастер-классами, шикарной образовательной программой. В этом году всё было переведено в онлайн, благодаря чему мы имели доступ (все ученики нашей школы) ко всем тренингам и занятиям. Финальное мероприятие прошло в режиме онлайн: все города были на связи, подключились к конференции и… мы выиграли!!! Среди участников были и держатели ТЭФИ, на этом конкурсе очень высокий уровень работ. Это детское телевидение и телевидение для детей, то есть, программы, которые создают дети, и программы, которые создаются для детей. Когда я говорю "дети", то имею в виду "до 18" - не совсем малышню, конечно, а детей и подростков.
Светлана Друковская и Соня Волкова
- Света, а можно ли было посмотреть, с кем нашим детям пришлось конкурировать в рамках этого конкурса?
- Можно было посмотреть все работы, причём только в этом году был открыт доступ и даже запущено зрительское голосование, вернее, голосование среди участников. Мы могли посмотреть все работы и проголосовать за одну понравившуюся в каждой номинации, кроме своей.
- Соня, вы в школе охотно смотрите чужие работы?
- Всегда смотрим. И после прошлогоднего "ТЭФИ-Регион", когда мы тоже вышли в финал, но уступили статуэтку коллегам, смотрели. Мне кажется, когда много смотришь, то способен оценить непредвзято: "Это лучше, а вот это хуже, эти ребята недотягивают до нас". Да, иногда, признаюсь, смотрели и расстраивались - ну круто, объективно. Обидно, когда осознаёшь, что недотягиваешь чуть-чуть. Но с другой стороны, это нормально не задирать нос и равняться на лучших. У нас крутой контент, и надеюсь, что в будущем проектов станет больше.
- Соня, какие есть критерии "крутого контента" с точки зрения молодёжи и твоей личной "базы насмотренности"? Куда в своём творчестве идут твои молодые коллеги из других городов, те, на которых хочется равняться, куда идёте вы?
- Шоу должно быть стильным, должна быть сочная и динамичная картинка. Гость и интервьюер должны выглядеть стильно, должно быть содержание, а не какие-то примитивные ходы и вопросы. Нужно быть на одной волне с героями, надеюсь, что у меня это получается.
Фото: instagram.com/pro_schooltv
- Какие темы сегодня волнуют вас? Пока вы молодые звёздочки, но скоро вам предстоит стать так называемым рупором своего поколения. Про что вы хотите разговаривать?
- Нас всех волнует наше образование. Как вообще определиться с тем, что тебе нужно делать в этой жизни. Куда идти. Развитие. Стиль. Не просто образ, а стиль жизни. У меня вообще цель: я хочу сделать стиль.
- Соня, а что значит "сделать стиль"?
- Сделать круто, так, чтобы нравилось всем. Да, нравиться всем не всегда хорошо, но ты просто очерчиваешь рамки своего "всем" - получается определённый круг лиц, с которыми тебе по пути или хочется идти одной дорогой. Наше шоу "#КЕМБЫТЬ" смотрят не только подростки, но и взрослые, получилось же вызвать интерес.
- Какой интернет-контент ты потребляешь сама?
- В последнее время мне нравятся всякие информационные штуки - интервью и новости, которые поданы не примитивно. Например, я смотрю Лебедева, как он со своим "покерфейсом" делает опять же стиль, рассказывает о новостях со своей точки зрения. Я люблю интересные интервью. Познер нравится.
- Ты в каком году родилась?
- В 2004-м.
- То есть, стиль Познера для человека, который родился в 2004 году, может быть интересен? Я думала, что для вашего поколения он "телединозавр" или чудом сохранившийся "медийный мамонт"?
- Может, для других и так, потому что я среди своих сверстников не знаю больше человека, который смотрел бы программы Познера. Мне нравится, что он выбирает интересных гостей. Я про самого Познера узнала по Земфире. Ковырялась у неё на страничке, смотрела, что там у неё есть. Помню, что первая вкладка была - интервью у Познера, и я подумала: "Посмотрю-ка...". У него такие вопросы суперские, цепляет с самого начала. И знаете, я посмотрела все интервью с ним - вот серьёзно.
- Интервью с Познером у Дудя смотрела? Кто кого "сделал" в этом интервью?
- Естественно, Познер!!! Мне кажется, что к Дудю сейчас предвзятый пиетет - он крутой только потому, что может спросить того, что не могут спросить другие. Но другие-то тоже могут спросить, они просто дорожат своей репутацией. Не всем приятно разговаривать про размеры - физиологических явлений и гонораров… А Дудь не боится такое спрашивать. Может, это его плюс, но в моей картине мира Познер, конечно, круче.
- Света, признавайся, в процессе обучения ты давишь на детей - реализуешь свои телемечты через них? Вижу, Соня улыбается и потупила глазки…
- (к аудитории) Дети, разве я на вас давлю? Конечно, я высказываю своё мнение, но вообще, у нас такая атмосфера, что каждый имеет на это право. И слава богу, так сложилось, что я настолько чувствую себя здесь комфортно, что я могу позволить себе искренность. Я никогда не "замазываю" перед ними каких-то важных вещей, но всегда слушаю их аргументы. У нас здесь совместное творчество, но всегда от их лица. Я могу сказать, что мне не нравится, или что я бы сделала по-другому, но мы ни разу, по-моему, не воплощали лично мою идею. Хотя нет. Один раз был: мы делали проект "Мамы" ко Дню матери. Это единственное, что я очень хотела сделать их силами.
- Вообще "школа" - слово с академическим оттенком. Учить телевидению сложно, слишком быстро меняются ориентиры. Как сохранить актуальность, как дать "неустаревающие" знания и при этом оставить право на свой голос, а не "шаблонность"?
- У меня только два правила: первое - необходимо учиться самому (действительно, очень быстро меняется картинка, и если ты сам не будешь "хватать и успевать", то ты ничего дать им не сможешь). А второе - это совпадение базовых ценностей. Это не только про школу и журналистику. Если ценности совпадают - нам по пути. Иногда мы берём на себя смелость их... формировать ("насаждать" - плохое слово). Скорее даже, мы делимся своими ценностями. Мы, например, не сделаем проект ниже собственной планки. Мы стараемся в любой развлекательный контентик вложить сверхзадачу, смысл. Дети здесь не "красуются на радость обеспеченным родителям" - как мне однажды кто-то язвительно сказал, они ищут себя, учатся управлять своим голосом и выражать своё я. Разумное, доброе и светлое должно быть в каждом шаге.
- Если говорить о преподавателях, кто формирует для детей картину мира?
- Практики. Люди, добившиеся успеха в своей области. Только успешный человек имеет ресурс, чтоб им поделиться. Случайных у нас нет. У нас нет такого, что я увидела какого-нибудь классного человека и сказала: "Давай вот на три пары к нам приходи". Это люди, которые хотят делиться знаниями, своим опытом и умеют работать с детьми. У нас был неудачный опыт с преподавательским составом в первый год работы. Пригласили профессоров одного омского вуза, и они полтора часа читали лекцию, не поднимая глаз на детей. Они не смогли найти к ним подход, потому что привыкли работать со взрослыми. Так мы проработали полтора месяца, и всех преподавателей поменяли. Поменяли на людей, у которых горят глаза. Наверное, это и поныне главный критерий - желание помочь детям на их пути, найти такую форму подачи, от которой у них будут гореть глаза и сердце.
- Соня, здесь есть дети, которых "выпнули" в телевидение родители, а они на самом деле не хотят сюда ходить?
- Я таких не знаю, если честно. Поднимите руку, сдавайтесь с поличным. Я не знаю таких. Возможно, что родители привели. Я думаю, так и есть, даже без "возможно", а потом… Я не знаю, стоит ли про это сейчас говорить, понравится ли это моей маме. Вообще, это она хотела быть журналистом, но работает на железной дороге инженером. Возможно, что я здесь потому, что…
- Ты воплощаешь её мечту?
- Возможно, но это звучит ужасно. Это звучит так, будто это не я решаю, а моя мама, но это не так совсем. Я здесь, потому что мне в этой школе гиперкомфортно. Я много лет здесь по собственному желанию.
- Кстати, твой проект как раз про подзабытые детские мечты взрослых. Ты звала свою маму в проект "#КЕМБЫТЬ"? Она могла бы попробовать себя в роли журналиста или она не соглашается?
- Она пока отказывается, но я активно её уламываю. Некоторые герои сложные, их приходится долго уговаривать. Но я не теряю надежды! (смеётся)
- Соня, что тебе дала школа? Вот если говорить про тебя как человека?
- У меня долгий путь. Я здесь уже шесть лет. Я помню себя лет в 10, когда я пришла и была вот таким вот "комком"…
Светлана Друковская: Нет, ты была не комком! Очаровательная девчушка с вот такими глазищами, с длинными, красивыми волосами. У Сони и сейчас красивые волосы, правда, уже короткие. Она вот такие всё время локоны вила. Она вообще всегда девочка-прелестница. Никаким комком не была!
- Я чувствовала себя комком. Потому что здесь были ребята, которые занимались здесь уже много времени. Они что-то тут обсуждали: "Это делаем, это не делаем". А я мало что понимала. Потом я как-то вошла в колею, начала участвовать в проектах. До сих пор есть "Кадры", в которых я такая смешная, какая-то очень странная, задаю дурацкие вопросы. Ох, сколько же "компромата" здесь на меня всякого! (смеётся) Теперь я умею делать кучу штук, например, выставлять баланс в камере. Знаю, какой ракурс круче. Буквально недавно я научилась монтировать, как раз это была такая хард-работа перед конкурсом. Мы с оператором Евгением сели и решили, что сделаем крутой ролик, и действительно мы сели и смонтировали.
- В обычной школе твои умения и навыки "эксплуатируют"?
- Да, у нас есть в школе проект, который мы защищаем, и так как я постоянно болтаю о чём-то, то мне легко заболтать человека, чтобы он поверил, что это действительно нужно. И вот скоро у нас будет проект, к которому я очень готовлюсь, чтобы показать всю силу и всё, на что я способна. Потом расскажу, сдам я его или не сдам.
- А в ребятах что меняется? Я в своё время пошла на телик, потому что была очень застенчивой настолько, что я с людьми не могла заговорить. Есть ли у вас такие "застеняшки"?
- Конечно, есть! Я тоже была застеняшкой. Буквально год и все начинают… Вообще ты приходишь, и тебе коллектив сначала совсем не известный, а потом ты узнаёшь этих людей. С одной стороны, это интересно, потому что вы все не просто так пришли сюда и вас что-то связывает. С другой стороны, хочется показать себя. Думаю, что у каждого это есть, кто сюда приходит. Конкуренция какая-то есть, и вольно-невольно ты раскрываешься. На занятиях по актёрскому ты не можешь сидеть и просто молчать. Потому что, во-первых, это интересно, во-вторых, тебе не дадут этого делать. Если ты, конечно, хочешь, то да - сиди и молчи, но долго это ни у кого не получается. Буквально год - и всё. Ребята, пришедшие в прошлом году, уже сидят в "Кадрах", уже берут интервью. Не совсем ещё свободно, но всё же они идут к этому, и это величайший, огромный опыт в 14-15 лет.
- Соня, а кто кумиры вашего поколения? Или вы поколение, свободное от кумиров?
- Это очень сложный вопрос. Думаю, что второй вариант ближе. Но всё равно есть люди, на которых равняются. Мне кажется, что в этом вопросе можно без фамилий. Мы хотим просто делать клёво и всё. У меня нет кумиров.
- Светлана, расскажите, как попасть к вам? С какого возраста пора идти "в телевизор"?
- В этом году у нас есть две детские группы с 6 и до 10 лет. Основные группы с 10 и до 17 лет, они бьются на подгруппы с 10 до 13 и с 13 до 17. Группы, чтобы не было отстающих, делятся по программе обучения. Есть группы первого года обучения, где проходят все основы, и есть группы второго года обучения, где ребята погружены в практику. Таким образом, нам удаётся брать все лучшие идеи от новичков и аккумулировать и весь опыт от старичков - и всё идет на благо проекта "Школа телевидения".
- Соня, в вас много любви вложено?
- Мы в ней купаемся. Все реально хотят, чтобы у нас всё было круто и мы чему-то научились и чтобы потом из нас что-то получилось, и мы могли что-то дать этому миру. Я вообще кайфую здесь. Я часто не хочу идти в обычную школу, а хочу идти сюда, потому что мне очень нравится формат такого обучения, когда тебе не говорят какие-то нудные вещи с лицом "либо ты сейчас запомнишь, либо я тебя съем", а тебе просто говорят: "Если тебе это нравится и это тебе пригодится - запоминай, не хочешь - значит, это тебе не надо". Мне здесь очень нравится. Мне кажется, я научилась презентовать себя, не зажиматься перед новыми людьми, открыто общаться. Хотя я до сих пор не люблю рассказывать про себя…
- Света, любой ребёнок может прийти сюда? Или всё-таки должна быть какая-то предрасположенность?
- Буду откровенна и скажу, что прийти может любой, а остаться не каждый. Сюда приводят детей не только для того, чтобы реализоваться в телевизионной сфере, но и чтобы изменить картину мира ребёнка. Понятно, что можно сказать про новых друзей, про новые возможности, про более уверенное ощущение себя в этом мире - это всё есть. Я уже говорила, у каждого ребёнка есть огромный потенциал, и наша задача - помочь его раскрыть. И когда этот потенциал раскрывается, вот здесь приходится только удивляться и направлять в нужное русло. Мы за семь лет существования нашей школы научились это делать.
- Мы уже как-то говорили, что есть родители, которые предъявляют к ребёнку очень завышенные ожидания, как с этим работать и получается ли урегулировать этот "конфликт поколений"? Включаетесь ли вы в это?
- Да, мы включаемся, потому что тут же мы все в одной лодке и гребём в одном направлении на пути к успеху. Никто нам так не дарит крылья, но, к сожалению, и никто так их не режет, как наши близкие. Поэтому мы работаем и с родителями тоже. Дать ребёнку возможность протопать свой путь - это тоже нужно большим мужеством обладать. Убрать немного руки от дочери или сына, убрать гиперзаботу, строгость и посмотреть, как он пойдёт по своей дороге - это же очень круто! Это даётся не сразу, не легко, и не всем, но когда спустя время родители видят результат, они успокаиваются, и тут складывается уже совсем другая картина. Поэтому "Школа телевидения" - это место, где мы все заодно. Мы всё делаем вместе. Это и есть самое важное человеческое - услышать, поверить и довериться.
Фото: Илья Петров