В рамках шестого Национального кинофестиваля "Движение" прошёл круглый стол "Существует ли в российском кино сценарный кризис". Участники фестиваля встретились, чтобы обсудить вопрос о том, почему актёры и продюсеры стали жаловаться на низкое качество сценарного материала. А также о том, появляются ли сегодня новые авторы и каковы подходы к интерпретации реальности.
Кинофорум идёт уже второй день. На открытии зрители уже успели посмотреть картину Михаила Идова "Юморист". До конца недели в кинотеатрах города омичам будет представлено 29 фильмов, большая часть которых - дебютные работы молодых режиссёров. 13 фильмов созданы женщинами.
Как отметил модератор встречи, программный директор "Движения" Стас Тыркин, фокус шестого фестиваля не только женский, но и драматический. Большинство представленных в конкурсной программе картин - драмы. Какая жизнь - такие и песни, уверен он.
Кризиса может и нет, ведь фильмы снимаются, истории рассказываются. Но с другой стороны, когда вспоминаешь стародревние имена, сразу на ум всплывают имена выдающихся драматургов. Понимаешь, что, наверное, сейчас не лучший период в этом смысле. Но какая жизнь, такие и песни. Может, просто ничего не располагает к тому, чтобы появились новые сценарные идеи, - считает Тыркин. - Происходит мутация драматургии и, может быть, она полностью перешла на телеэкран. В кино остаётся чисто визуальное.
Режиссёр Михаил Идов перешёл из письменной сферы в кинематографическую. Именно его картину "Юморист", первыми увидели зрители "Движения-2018".
Михаил Идов
- Сценарное дело изначально и была моя специальность. Я не могу сказать, что для меня это был какой-то переход из мира слов в мир образов, но я понимаю свои ограничения как режиссёр. Главная для меня вещь - это сценарий. Мой подход к фильму - довести сценарий до максимально готового фильма по мере своих возможностей. Качественно написать сценарий, и качественно его смонтировать, - поделился с коллегами Михаил Идов.
Драматург московского театра "Гоголь-центр" Валерий Печейкин в отличие от Михаила Идова специального образования не имеет, и делает акцент на том, что не является и индустриальным автором. Его также можно назвать дебютантом. В октябре в прокат выйдет фильм "Кислота", к которому Печейкин написал сценарий. За свою профессиональную деятельность сценарист успел побыть и кинодраматургом, и театральным автором.
Валерий Печейкин
- "Кислота" - моя первая работа, до этого я был соавтором. Для меня эта работа была очень сложная. Я не индустриальный автор, и я не знаю, как делается кино. Мне пришлось это узнавать в процессе, - признаётся Печейкин. - Я понял, что писать сценарий о современности сложно. Оптика прошлого у нас настроена блестяще, а современность у всех разная. <…> На Западе сценарист просто сидит и рассказывает историю, а наш обтекает камнем. Перед ним стоят преграды, а там этих запретов меньше.
Солидарны в этом плане оказались актрисы Ксения Кутепова и Алиса Хазанова. По их мнению, хороших сценариев сегодня артистам не предлагают.
- Читаю много сценариев, но хороших мало, - была лаконична Кутепова.
- Действительно, сейчас мало предлагают. Я в какой-то момент поняла, что хочу иметь больше контроля над ситуацией. Поэтому написала в соавторстве сценарий. Поэтому сняла кино как режиссёр, - говорит Алиса Хазанова.
Продюсер Юлия Мишкинене считает, что в современных сценариях есть недосказанность, а хорошие работы сегодня всё чаще уходят в сериальное производство.
- Я читаю очень много сценариев, и мне кажется, что многие актуальные вещи уходят в сериальное производство. Сериалы затрагивают очень много важных тем, но все они, к сожалению, там поверхностно рассматриваются. <…> Если и есть какой-то сценарный кризис, то он в глубоком понимании, в том, чтобы познать реальность, в темах, которые существуют сейчас, и будут понятны через 20-30 лет, - говорит она.
Продюсер Елена Яцура отметила, что для хорошего сценария необходимы большие средства. Проблему всего российского кинопроизводств она видит в окружающей среде, которая находится в состоянии турбулентности. Член жюри фестиваля, продюсер Кира Саксаганская согласилась с коллегой в том плане, что финансовая проблема существует, но добавила, что интеллектуальный кризис тоже имеет место быть.
В качестве представителя интеллектуального кино выступил продюсер Артём Васильев. На его взгляд, только половина из всех предлагаемых сценариев сегодня попадает в точку.
- Все сценарии не могут быть гениальными, это нормальный рабочий процесс, - отметил он. - Есть ещё юридические и экономические проблемы.
Юлия Мишкинене, Елена Яцура и Ксения Кутепова
По мнению российского кинорежиссёра и сценариста Алёны Званцовой, успех сценариста в "скалачивании табуретов" и умении высказываться, а также говорить о своих проблемах и проблемах окружающих. Также необходимо иметь единомышленников, например, продюсера, который сможет поддержать сценариста в период творческого кризиса.
- Необходимо владеть ремеслом, освоить азы профессии. Здесь недостаточно полёта мысли, - говорит она, - Не нужно бояться высказывать свою точку зрения. В сценарии должно быть что-то про себя, иначе это мертвое дитя.
В конце беседы эксперты сошлись во мнении, что всё же большинство сценариев "не убиваемы". И, как правило, картины с такими историями открывают и закрывают омский фестиваль "Движение". Фильмом закрытия фестиваля станет вторая режиссёрская работа Кирилла Плетнёва - "Без меня".