Первое сообщение о "тошнотворном секрете производства омского сыра" появилось 25 марта. Информационное агентство "СуперОмск" опубликовало скриншот страницы из социальной сети "ВКонтакте" одного из работников "Торгового дома "Сыры". Молодой человек продемонстрировал всем своим друзьям фотографии, сделанные, как впоследствии установил Роспотребнадзор, на предприятии. На них была запечатлена компания мужчин, купающихся в молочной ванне, которую используют для производства сыра. Помимо этого, на странице у сотрудника ТД "Сыры" находилось видео, где несколько полураздетых парней голыми руками купают сыр в пластиковых тазиках с белой жидкостью.
Спустя сутки с жалобой в Роспотребнадзор обратились возмущённые омичи. Под натиском обращений ведомство опубликовало пресс-релиз, где сообщалось об организации внеплановой проверки предприятия по производству сыра. В это же время стало известно, что фотографии с сыроделами, купающимися в молоке, были сделаны во время корпоратива. Прокуратура Омской области поддержала начинания Роспотребнадзора, и специалисты начали выяснять, соблюдается ли в ТД "Сыры" санитарно-эпидемиологическое законодательство. На предприятии в итоге были обнаружены грубые нарушения. В связи с этим Роспотребнадзор передал материалы проверки в судебные органы для принятия решения об административном приостановлении деятельности ТД "Сыры".
Социальные сети в эти дни бурлили подобно кипятку. Омичи негодовали, тренировались в остроумии, завидовали принимающим ванны Клеопатры сыроделам и объявляли бойкот омским продуктам. Знакомые с "Фотошопом" пользователи в свою очередь заполонили интернет различными коллажами, фотожабами и демотиваторами, в которых так или иначе фигурировал сыр-косичка. В это время скандал вышел на федеральный уровень. Ведущие московские информационные агентства начали сообщать об инциденте, "сырные новости" стали занимать верхние строчки информационных разделов поисковых интернет-систем, и в итоге об омском предприятии написали даже зарубежные СМИ.
Неожиданно в информационном пространстве появился видеокомментарий одного из купальщиков. Молодой человек, улыбаясь, заявил, что плескаться в ванне ему понравилось. Что касается молока, то оно, по словам работника ТД "Сыры", впоследствии пошло на производство. Сыродел также отметил, что после огласки произошедшего всех "пловцов" уволили, а сам он уже устроился поваром в другую организацию.
На шестой день муссирования "сырной" информации в СМИ свою позицию относительно скандала наконец высказали чиновники. Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталий Эрлих заявил, что именно работники его ведомства побудили Роспотребнадзор организовать проверку Торгового дома "Сыры". Однако глава надзорного ведомства Александр Крига сообщил, что проверка была инициирована после обращения журналистов. Главный защитник потребителей в Омской области отметил, что работники предприятия не хотели пускать специалистов на территорию, всячески препятствовали этому. Тем не менее, провести проверку удалось. Репутация других омских производителей пострадала из-за "сырного скандала". Виталий Эрлих сообщил, что в свете событий покупатели стали подозрительно относиться ко всем продуктам, произведённым в Омске и области. Между тем сыры "Чечел" торговых марок "Сыроедово" и "Адыгея" начали изымать из продажи по всей стране.
Шоумены Первого канала не отказались получить свою порцию пиара от омского скандала. Известный юморист и телеведущий Иван Ургант рассказал об инциденте в своей передаче, предложив Торговому дому "Сыры" для восстановления репутации ввести новые рекламные слоганы. Их шоумен, естественно, сформулировал сам: "Омские сыры. Только натуральные ингредиенты", "Омская горгонзола. Едите с плесенью? Поедите и с волосами!".
Работников предприятия в период простоя заставили бесплатно проводить уборку и ремонт. Однако увольняться добровольно никто не собирался - слишком уж хорошую зарплату платило руководство за производство сыра. Как рассказал на условиях анонимности один из сотрудников ТД "Сыры", получка формовщиков варьируется в пределах 25-40 тысяч рублей, "тянульщиков" - 60-70 тысяч.
Инцидент с "молочными ваннами" заставил директора завода плавленых сыров отказаться от брата. Глава ООО "Ястро" (бывшее ООО "Омский завод плавленых сыров") Максим Плетюк заявил, что его предприятие не имеет никакого отношения к ТД "Сыры", который возглавляет его родной брат Аркадий Плетюк. Последний на заседании суда, где принималось решение о закрытии предприятия, заявил, что "его работники купались не в молоке, а в водичке, которая является смывом со стенок ванны". Комментировать резонансную видеозапись, где заснят процесс приготовления "косичек", Аркадий Плетюк отказался, выдвинув напоследок версию, что всё происходящее - чей-то "заказ". Суд в итоге решил закрыть ТД "Сыры" на 40 дней.
Ближе к развязке в СМИ появился список городов, куда поставляло свою продукцию омское предприятие. Оказалось, что чаще всего сыр-косичку смаковали москвичи. В это время у сыроваров-купальщиков на горизонте замаячил тюремный срок. Следственный комитет инициировал уголовное разбирательство по факту производства продукции, не отвечающего требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Было установлено, что жидкость, в которой купались сотрудники, была не "водичкой", а именно молочным сырьём. Следователи призвали горожан сообщить о фактах отравлений сыром-косичкой, если таковые имелись. Купальщикам-сыроделам, по информации "Омск здесь", грозит двухлетнее тюремное заключение. Само предприятие может закрыться насовсем. Источник нашего информационного агентства сообщил, что такой настрой у руководства ТД "Сыры" есть.
Вот за такое я и ценю всемирную паутину...