В интервью "Омск Здесь" Марина Алексеева расскажет, о чём её книжное детище, как совмещает множество своих увлечений, что привело её к переводу столетнего сборника южноамериканских рецептов, без чего не выжить творческому человеку и кто помогает ей на писательском пути.
- Марина, расскажите, чем вы сейчас занимаетесь и как давно развиваетесь в литературе.
- Рода деятельности у меня два, я фотограф и парфюмер. Пишу всю жизнь, в том числе пять лет проработала в журналистике. За большое произведение взялась всерьёз впервые.
Я так или иначе всегда своим творчеством рассказываю истории, это главное хобби и большая любовь. С 18 лет я мастер ролевых игр живого действия и уже лет пять - мастер настольных ролевых игр. В моём арсенале проекты того же любимого мною мистико-исторического жанра: четыре больших игры по волшебной Ирландии, три по Древнему Египту, две по Новому Орлеану, три по авторскому фантазийному миру. Это только большие проекты на 40-60 человек, не считая маленьких игр на самые разные темы.
Вот уже три года моя основная работа - это парфюмерия. У меня сейчас три десятка авторских ароматов, которыми я искренне горжусь и даже могу смело сказать, что полюбилась городу. Прошлой зимой в составе делегации я с коллекцией своих парфюмов представляла Омск на выставке "Россия" в Москве. А ещё я начала создавать линейку парфюмов, посвящённых персонажам своей книги "Ночные крылья". Пока я официально их не презентовала, думаю, что стоит приурочить это к завершению первой части.
- Нашим читателям вы как раз больше известны в качестве парфюмера, но, судя по ответу на первый вопрос, у вас очень широкий круг занятий и увлечений. Наверняка есть ещё что-то… И как это всё сосуществует в вас?
- Есть, я ещё танцую! Причём это трайбл, а у него весьма богатая эстетика и очень сложные и невероятно прекрасные образы. Так что в нём одном целый комплекс увлечений и задач.
Мне уже далеко не в первый раз задают этот вопрос, и я теряюсь, как на него ответить, потому что не знаю, как жить по-другому. Мир огромный, в нём целое море интересного, и многое хочется сделать частью своей жизни. У меня большой бонус - я восторженная. Я влюбляюсь в то, чем увлечена, это даёт море сил и стремлений.
Но вот своё расписание приходится планировать очень внимательно. Это нормально, что в разные периоды чему-то я уделяю больше времени, чему-то меньше. Когда произошёл большой скачок в моей работе парфюмером, фотографию пришлось отодвинуть на второй план, я почти перестала работать с людьми, снимала только фуд-фото, а моя собственная кулинарная книга встала на паузу. Когда я активно работала над книгой, пришлось снизить темп на работе. Можно сказать, я потратила на неё незапланированный отпуск.
- Как на всё хватает энергии? Вы сверхчеловек?
- Я обычный человек, просто считаю очень важным находить время на то, что дорого моему сердцу. Очень важно помнить: творческий ресурс конечен и его нужно не только тратить, но и набирать. Вдохновением, начитанностью и насмотренностью, общением с единомышленниками.
Себя нужно беречь и учиться распределять силы. И это тоже не всегда получается. Но даже самые большие задачи решаются, если работать над ними хотя бы по чуть-чуть. Нам всегда кажется, что час, а уж тем более жалкие 15 минут в день для работы, например, над книгой не дадут результата. Но потом ты видишь, как этот "час в день" складывается в целые главы красивого художественного текста. За это понимание я очень благодарна моим друзьям, которые полтора года назад пригласили меня в творческий челлендж. Суть его заключалась в том, чтобы заниматься выбранным видом творчества по часу в день 100 дней и отчитываться об этом. Я твёрдо могу сказать, что именно благодаря этому проекту "Ночные крылья" окончательно обрели силу. За три месяца я сделала в разы больше, чем за предыдущий год.
- А кстати, почему ушли из журналистики?
- К тому моменту я как писатель благополучно выгорела и в основном снимала для издания, а потом нас закрыли, многие коллеги разъехались, а я окончательно ушла в фотографию вне журналистики. Хотя иногда тоскую, особенно по людям.
- Вы пишете в жанре исторического романа. Чем он привлекает вас?
- Деталями. Я очень люблю вникать в традиции, культуру, особенности менталитета разных народов в разный период времени. Америка XIX века - это такая восхитительная "солянка" из народов, стилей, обычаев. Особенно Юг, где происходят события книги.
К тому же у меня роман историческо-мистический (или мистико-исторический, не знаю, как правильнее и красивее звучит). Мистический пласт выглядит гораздо органичнее и правдоподобней, когда вписан в красиво поданную историческую канву. Это как представить, что всё, во что верят в языческих культах или о чём рассказывают городские легенды, существовало на самом деле.
- Какие авторы и произведения сформировали ваш писательский вкус и взгляд?
- Я большая поклонница Алексея Пехова, восхищаюсь им как писателем во всех отношениях. Очень стараюсь учиться у него описанию боевых сцен. Именно у Пехова, на мой вкус, они по-настоящему динамичные, интересные, красиво включённые в сюжет.
Всегда любила Ольгу Громыко. За то, как она способна создать уют в бытовых сценах, за остроумие и чувство юмора.
Со Стивеном Кингом у меня особые отношения. Мне дорого его умение перевернуть мир одной короткой фразой и его внимание к деталям, пусть порой и омерзительным. Мне тяжело с ним как читателю, но я не могу не восхищаться им как писатель.
Отдельное место в моём сердце занимает Джоанн Харрис. Её произведения - это та самая магия на кончиках пальцев, которая кажется неуловимой. Пронзительные истории персонажей и описания, такие невероятные, что окунают тебя в атмосферу с головой.
- Вы сказали, что на нашем проекте впервые "так громко" заявляете о своей книге. Как давно вы над ней трудитесь и как родилась идея? Какие планы на дальнейшую жизнь "Ночных крыльев"?
- Идеи персонажей возникли около пяти лет назад, и примерно четыре года прошло с тех пор, как я решилась делать наброски и начала подумывать о художественном формате. Плотная работа идёт последние два года. Конечно же, с перерывами, но стабильно. Нельзя сказать, что всё это время я писала в стол, но у книги была совсем небольшая аудитория - только друзья и близкие.
Сейчас я постепенно обретаю голос, потому что поверила наконец, что справлюсь и история будет закончена. Первая книга близка к завершению, осталось совсем немного, я надеюсь справиться за ближайшие несколько месяцев. Но уже готовы довольно серьёзные в плане сюжета и объёма наработки для второй книги.
Про дальнейшую жизнь думать пока страшно. Страшно, как и всё неизвестное. Я очень хочу, чтобы история увидела свет, буду вести переговоры с издательствами. Как только первая книга будет закончена, я этим займусь.
- О чём ваша дебютная книга?
- Моя книга - это в первую очередь история о семье. О семье по крови и семье по духу. Здесь, конечно, много тем и смыслов, но я хочу поделиться одним наблюдением.
Героиню воспитывает приёмный отец, но лучшего отца невозможно и желать.
"Крылья" вообще история о девочке, воспитанной мужчинами. Книга изобилует очень разными по типажам, яркими и харизматичными мужскими персонажами. Но самый большой отклик и самый большой "фан-клуб" именно у отца главной героини.
Мне самой очень в жизни повезло, у меня был восхитительный отец. Так, к сожалению, сложилось далеко не у всех.
И я вижу по своим читательницам, насколько (любой) девочке на самом деле нужен папа. Настоящий, искренний, любящий и сильный. С которым ничего не страшно. Наверное, наблюдение за такими отношениями, хотя бы со страниц книги, - своего рода терапия любовью.
- Кроме собственного романа, вы работаете над переводом и адаптацией книги креольской кухни 1905 года. Расскажите подробнее об этом проекте. Каков язык оригинала? И почему такой выбор?
- Это совершенно уникальное культурное явление. Сейчас в моём арсенале 16 блюд, планирую довести до двух десятков и переходить к самому сложному - к оформлению рецептов и вёрстке. Это чистая поэзия - красок, вкусов, сочетаний. У креольской кухни невероятный колорит. Я очень люблю контрасты, а здесь удивительным образом сочетаются традиции изысканной французской кухни и блюда, которые готовились в бедных чёрных семьях. Люди, с чьих слов записывали эти рецепты, зачастую даже не умели читать. Книга была издана в 1905 году, но на самом деле рецепты в ней гораздо старше. Рецепты здесь зачастую выглядят просто как список ингредиентов с минимальными рекомендациями. Никаких километровых описаний и точных мер, как в современных кулинарных изданиях. Это книга для тех, кто умеет готовить, умеет чувствовать, выбирать и сочетать продукты. Она написана так, будто всё интуитивно понятно и закономерно. Для людей, привыкших к этой кухне, пожалуй, так и было.
Оригинал на английском языке, им я владею на достаточном уровне. Правда, в книге много специфичных терминов, с которыми мне зачастую не могут помочь даже друзья-переводчики. Спасаю себя как раз тем, что сама в контексте выбранной темы. Самым большим вопросом у нас встало блюдо, которое называется "сладкий хлеб". А в описании рецепта речь шла о мясе. Оказалось, что сладким хлебом называли особое мясо - зобную железу, которая "по вкусу напоминает свежий хлеб". Вот с переводом этого эпизода было сложно. Хотя в кулинарии это довольно известное явление. Его ещё называют просто сладким мясом или зобной железой.
На самом деле моё увлечение креольской кухней возникло как следствие написания романа. Для героев это быт и повседневность, очень важная часть жизни. И я могу позволить себе теперь "приправлять" роман описанием необычных блюд, совершенно точно зная, как они выглядят и каковы на вкус.
- Что самое важное для творческого человека?
- Я очень много общаюсь с творческими людьми из разных сфер, и слишком часто вижу, как неуверенность, апатия, излишняя скромность, страхи убивают очень много искусства. Очень хотелось бы поделиться капелькой сил, вдохновения, уверенности в себе с теми, кому этого не хватает, кому это необходимо, чтобы пустить в мир своё искусство. Каждый из нас находит для себя какой-то символ, возможно, маленький, но очень важный знак, который ведёт его по пути. Это твоя маленькая вера, неважно, к чему она относится, неважно, есть ли на твоём пути единомышленники. Когда в тебе горит искорка веры в себя или в то, что ты делаешь, ты, пожалуй, способен на всё. И нам, наверно, всем нужна капелька вот этой веры в себя и понимания собственной ценности и значимости. Нас слишком долго и часто учили, что это стыдно. Стыдно верить в себя, гордиться собой. Но это не стыдно - это очень важно. И ты сам - это самое главное, что у тебя есть. Если не ценить себя, не верить в себя, наверное, не будет уже больше ничего.
Чем больше искренности, которая идёт изнутри, из твоего сердца, тем больше она побеждает излишнюю скромность, страхи, переживания. Если ты знаешь, что и для чего ты делаешь, если в тебе есть любовь к своей работе, страхи отступают.
- Как близкие относятся к вашему творчеству?
- В последнее время моя любимая присказка: хочется быть тем идеальным человеком, которым меня считают мои друзья. С близкими мне просто несказанно повезло. Муж помогал создавать персонажей и саму историю. И продолжает поддерживать на всём пути - вычитывает эпизоды, даёт советы, корректирует боевые сцены, он много лет занимался и преподавал самооборону.
Моя лучшая подруга тоже вычитывала текст, делилась впечатлениями, поддерживала, задавала вопросы о персонажах. Своей заинтересованностью в истории она вытащила меня из тяжёлого творческого ступора, когда желания рассказать историю было достаточно, а сил и навыков маловато. Ну и, конечно, страх парализовывал. Что не получится, что не закончу. Другая моя подруга нарисовала авторскую обложку, по сути, подарив облик главным героям.
Очень помогли ребята с творческим челленджем. Мы все недооцениваем важность и ценность обратной связи, а она невероятно поддерживает и мотивирует!
У меня на самом деле очень мощная группа поддержки. Ну разве могу я теперь их подвести?
Ранее "Омск Здесь" совместно с Мариной Алексеевой разработал и презентовал коллекцию сюжетной парфюмерии. Подробнее об этом читайте здесь и здесь.
Фото: Илья Петров