"Хотя бы строчкой на Википедии". Юная поэтесса о том, как остаться в веках
#встречисавтором  •  СИ «Омск Здесь» 10 апреля 2024, 18:53  •  печать

"Хотя бы строчкой на Википедии". Юная поэтесса о том, как остаться в веках

Сегодня в проекте #встречисавтором - Ярослава Романенко. В своих стихах молодая девушка изливает душу, задетую неразделёнными влюблённостями. Особую страсть она питает к музыке и музыкантам. Однако спектр её увлечений широк - тут и словесно-музыкальное творчество, и рисование, и приятные беседы об искусстве, вечном и актуальном.

В интервью "Омск Здесь" Ярослава Романенко рассказала, зачем пишет стихи, почему сегодня необязательно получать профессиональное образование, чтобы состояться как творческая единица, и что поможет автору покорить сердца слушателей.

- Яра, как давно ты начала писать? И в какие моменты вообще тянет к поэзии?

- Я пишу стихи, наверное, лет с пяти. Понятно, что это были такие детские очень опыты, и так продолжалось, наверное, лет до двенадцати. А потом началось уже что-то более осознанное. Это был этап в моей жизни, когда появились вопросы к себе, к миру, к окружающим людям. И плюс это был достаточно одинокий период в моей жизни, у меня тогда не было близких друзей. И стихи тогда писались просто пачками, они были очень плохими, очень пафосными, ритмика хромала на обе ноги, с рифмой тоже всё плохо было. И к 16 годам я нашла свой стиль и подход к написанию стихотворений, но те, которые написаны в 15, мне, по крайней мере, ещё не стыдно перечитывать даже сейчас.

В какой-то момент я стала писать стихи, только когда прям очень сильно припрёт, когда мыслей и впечатлений настолько много, что они в тебя не помещаются и лезут из черепной коробки. Как, наверное, логично для девушки 16-19 лет, такие сильные эмоциональные переживания у меня вызывают в основном влюблённости, они у меня все безответные, мне как-то не везёт по жизни на взаимность.

- Ты также писала осмысленную прозу в формате текстовых квестов. Расскажи, что это такое? И чем осмысленная проза отличается от неосмысленной?

- Текстовые квесты - это интерактивная литература или текстовая игра. Похоже по формату на визуальные новеллы, но, соответственно, главным является не визуал, а текст. Сейчас на платформах, где пишутся квесты, можно привнести и элементы игры: сделать бои, шкалы симпатий, инвентарь. Ты уже сам решаешь, что ты больше хочешь иметь по итогу - книгу с возможностью посмотреть, что будет, если персонаж будет развивать отношения с одним персонажем или с другим, убьëт дракона или оставит в живых, или хочешь больше игру. Это очень интересный формат, и некоторые идеи раскрываются в полной мере именно в нём.

Про осмысленную прозу я сказала, потому что до этого я тоже что-то пробовала писать, мечтала, как напишу книгу и в таком духе. Текстовые квесты же всё-таки стали более осмысленными работами, у меня есть законченные, хотя я многое всё равно делала на чистой интуиции.

Пожалуй, по-настоящему осмысленную прозу я научилась писать только сейчас. У меня есть один пока незаконченный квест с прописанным планом, героями и самое главное - с осознанием ценностей и мыслей, которые хочется донести. Я не просто знаю, как и откуда пройдут герои - я знаю зачем. Осмысленная проза отличается от неосмысленной, пожалуй, именно этим. Ты в подробностях знаешь, какая цель у каждого абзаца.

- У тебя неоконченное среднее-профессиональное образование по специальности "Дизайн", ты ушла в академ. Почему приняла такое решение? И, как тебе кажется, творческому человеку в современном мире важно иметь профессиональное образование?

- Приняла такое решение из-за нескольких факторов, но главным стало понимание, что я не могу больше этим заниматься. Я очень люблю живопись, но с января не держала в руках краски, и думаю, не раньше осени, а то и зимы смогу вернуться к ним без отвращения. Я не бросила рисование совсем, но целиком ушла в диджитал-арт. От мысли что-то делать руками с ужасом вздрагиваю до сих пор.

В современном мире дела обстоят так, что сферы большинства интернет- и значительная доля офлайн-услуг (не только творческих) открыты для людей без диплома. Сейчас очень много по-настоящему крутых спикеров и курсов, и порой они дают гораздо более качественную, понятную и структурированную информацию, чем можно получить в учебном заведении. В тот же дизайн, по крайней мере графический, можно спокойно прийти на чистом самообучении и хорошем портфолио. Так что тут каждый решает для себя.

  

работы героини

- Кто тебя вдохновляет на творчество? Кого нравится читать и слушать?

- Если говорить о стихах и прозе, то самым главным источником вдохновения являются собственные переживания и получаемый опыт, здесь нет ориентиров, и я, честно сказать, очень мало читаю чужого в последние пару лет, просто не хватает времени.

В музыке же моим безусловным маяком и ориентиром является группа "АлоэВера" и солистка этой группы - Вера Мусаелян. Это самый повлиявший на меня человек из медийных лиц, и музыкально мне хотелось бы делать что-то в ту сторону. Вообще, я слушаю довольно много разной музыки: и русский рэп, и иностранную альтернативу, и нежно любимое мной инди, и поп-музыка... Если говорить о ещё каких-то ориентирах, то это Mary Gu, Асия и "Обе Две".

- О чём ты мечтаешь?

- Больше всего мечтаю переехать в Москву и всё-таки начать музыкальную карьеру. Я играю на гитаре, играю очень плохо, но надеюсь, что однажды более или менее её освою, и в Москве у меня уже есть друзья.

- Как ты выбрала именно гитару? Почему не фортепиано или укулеле, например? Тебе легко сочетать в себе автора и музыки, и слов?

- Всегда очень любила звучание гитары, и по сей день это остаëтся моим любимым инструментом со слушательской точки зрения. Наверное, так или иначе выбрала бы её, разве что взяла бы акустику (у меня классика), но гитара мне досталась бесплатно и вообще изначально бралась временно, погонять-попробовать. Похоже, так и останется у меня. Её владелица давно уехала из города и сама музыкой не занимается, не уверена, что она помнит вообще о том, что у неё была гитара.

А насчёт сочетания автора музыки и слов - я ведь пока ничего не сочетаю. У меня бывали робкие попытки что-то придумать, но пока мне, по-моему, всё ещё не хватает опыта и знаний, чтобы грамотно написать музыку к своим текстам. Я на самом деле была бы не против, может, делать музыку совместно, но пока не познакомилась с человеком, которому можно было бы это предложить.

- А почему не хочешь оставаться в Омске? Развитие представляется более перспективным в Москве?

- Да, в Москве вся музыкальная тусовка, огромное количество моих любимых инди-артистов дают концерты только там, культурная программа в целом намного обширнее, и развиваться и пробиваться там будет гораздо проще. Плюс у меня там очень хорошие друзья и знакомые, и это уже в каком-то смысле близкий мне город, не будет такого, что я буду уезжать в никуда, где меня никто не знает.

- Как тебе кажется, человек для места или место для человека?

- Смотря какое место, наверное. Человек, если он приходит в какое-то место, должен определённо стараться делать его лучше. Если местом обозначить город, например, или страну, то кажется, что место тоже должно быть для человека. То есть, если ты стараешься что-то делать, ты как будто бы должен получать отдачу, чтобы тебе хотелось продолжать это что-то делать, и чтобы всё становилось лучше. И вот, наверное, если это место может такую отдачу давать, то было бы хорошо. Должен быть симбиоз, я думаю.

- Что ты можешь сказать о современном искусстве? И какой вклад ты хотела бы внести в него?

- Наверное, каждый человек мечтает о бессмертии. И, на мой взгляд, для этого есть два способа: дети и творческая деятельность - чтобы остаться хотя бы строчкой на "Википедии", но остаться. Я хочу, чтобы мои песни приносили радость людям, чтобы хотя бы, условно, следующее поколение меня помнило, даже когда меня не будет. И в этом тоже будет какое-то бессмертие. А насчёт тенденций… Это такой удивительный век невероятного разнообразия. Если говорить о музыке - она, конечно, невероятно развилась, именно когда стала доступной. И сейчас любой человек может купить микрофон за 10 тысяч, аудиокарту за столько же и что-то записать, проявиться, чтобы его заметили. Конечно, раньше это было невозможно. Но наш век, конечно, очень переполненный информационным шумом, очень много людей стали себя проявлять, и ты за всеми не успеваешь следить. Некоторые очень классные, но они теряются в этом море. Но мне кажется, всё-таки лучше, когда каждый имеет возможность что-то попробовать и быть замеченным, чем когда у тебя этой возможности просто нет.

- Сейчас очень много разнообразной, простой и сложной музыки. Что поможет покорить сердца слушателей?

- Думаю, прежде всего грамотно выстроенная маркетинговая стратегия. Шучу. Но с солидной долей правды. Я не тешу себя иллюзиями о том, что хочу и буду делать что-то уникальное. Самородков, которых действительно сложно с кем-то сравнивать, единицы, в большинстве же своём люди делают музыку, похожую на ряд групп и исполнителей. Поэтому, чтобы люди раз за разом выбирали именно тебя, нужно делать так, чтобы люди в тебе видели друга и избавление от одиночества - чтобы слушали и говорили: да, это про меня. Это очень мощный стимул. Особенно если поддерживать его - находиться в контакте со своей аудиторией, отвечать на сообщения, поощрять творчество. Ну и делать крутой звук, разумеется.

При этом важно всегда оставаться честным, даже если пишешь не только про свой опыт - фальшь очень хорошо считывается. Я для себя вижу вектор развития именно в том, чтобы научиться так погружаться в чужие истории и пропускать их через себя, чтобы они звучали так же честно, как свои.

Фото: Илья Петров, а также предоставлены героиней публикации

Читайте также