Чтобы каждый стал счастливым. Интервью с прозаиком и режиссёром в декрете
#встречисавтором  •  СИ «Омск Здесь» 21 июня 2023, 18:02  •  печать

Чтобы каждый стал счастливым. Интервью с прозаиком и режиссёром в декрете

Сегодня в проекте #встречисавтором прозаик Юлия Михалёва-Алфёрова. Она получила образование филолога и режиссёра, ставит спектакли с детским театральным коллективом во дворце культуры Омска, но сейчас в декретном отпуске. Литературное творчество появилось в жизни девушки ещё в детстве. Сейчас она отдаёт предпочтение коротким рассказам, недавно издала сборник "Игра в дурака" и работает над новой книгой.

В интервью "Омск Здесь" Юлия Михалёва-Алфёрова расскажет, зачем читать детскую литературу, какой эффект хочет производить на читателя своими текстами и как писательский талант помогал ей в жизни. 

- Как давно вы пишете?

- Пишу с детства, с тех пор, как научилась писать прописью. Сначала были стихи, рассказы, пьесы. В подростковом возрасте - песни под гитару. Потом был долгий перерыв, и продолжила писать только с периода пандемии.

- Вы пишете короткие и сатирические рассказы, новеллы, эссе. О чём они?

- Последние два года - об общественных, мировых проблемах. Я не могу оставаться "в домике" и делать вид, что ничего не происходит. Так, в одних произведениях я упоминала всем известную болезнь, в других - проблемы экологии (в Омске с экологией, как мы знаем, беда), в третьих - отсылки к современным психологическим проблемам: отношения между согражданами, между родителями и детьми и пр. Сейчас я работаю над книгой о Царстве зверей. Это сатирическая проза. Но это о нас. Людях.

- Как вы чувствуете себя в литературе?

- Комфортно, в своей тарелке. Писать я мечтала с детства и писала. Но потом перестала и больше ушла в театр. Сейчас я думаю, что литература - это то, что зависит только от меня. Я сама себе художник и режиссёр. Если я буду писать и не в стол, не буду лениться, то тогда можно будет продвинуться, чтобы были книги, чтобы их читали люди, чтобы они им нравились.

- Вы самостоятельно издали книгу. Как у вас это получилось и много ли сейчас возможностей у писателей для публикации?

- Книга издана в издательстве "Ридеро". Я связалась с издательством, прошла модерацию, и всё получилось. Честно говоря, у авторов сегодня много возможностей. Я сама о них недавно узнала. Если бы это случилось лет 10 назад, было бы здорово. У меня есть ещё один сборник, с ним мне помогали родители после школы. Сейчас есть интернет, соцсети, самиздат - этого не хватало 15 лет. Если бы ещё тогда были такие возможности делиться своим творчеством, то, возможно, было бы гораздо больше опубликовано. И было бы больше вдохновения. Потому что, когда видишь, что тебя читают и не только твой круг друзей, а ещё и посторонние люди, то подбадриваешься и хочется творить дальше.

- Насколько важно писателю издавать книги на бумаге?

- Я общалась с другими ребятами, которые пишут, они говорят, что это абсолютно не обязательно. Можно просто писать в интернете. Если ты имеешь материальную книгу, это не значит, что ты на ней зарабатываешь. А если у тебя нет ни одной материальной книги, ты пишешь исключительно в интернете и ведёшь блог, ты можешь хорошо зарабатывать, иметь много читателей, стать популярным писателем, и этого достаточно. Но меня не устраивает такой вариант. Я, наверно, в прошлом веке застряла в этом плане.

- Что из современной прозы вы рекомендуете почитать?

- Честно говоря, я не очень люблю современную прозу. Я очень многого не читала. Но порекомендовать могу рассказы Майи Кучерской, особенно тем, кто увлекается религией и философией. Роман Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза", в частности тем, кто пишет сценарии, потому что автор использует много художественно-выразительных средств, а ты читаешь и думаешь "что я делаю в литературе, если тут уже всё написано". И ещё рекомендую, чтобы было подобрее в жизни, читать детскую литературу. Это, конечно, классики - Анатолий Алексин, Виктор Драгунский. Из современных - Елена Ракитина.

- Что для вас значит литературное творчество? Смогли бы отказаться от него ради успеха в других областях жизни?

- Честно говоря, такое уже было. Я отказалась от литературного творчества. Просто нужно было зарабатывать на жизнь, и времени на писанину не было. Литературным творчеством, к сожалению, много не заработаешь. А художник хочет кушать и должен быть сытым. Ну а написание школьных сочинений на заказ или копирайтинг - это уже другое. Хлеб. А хочется ещё писать для души…

Я часто вывозила писаниной. Даже геометрию, по которой были двойки - написала пьесу про логарифмы, получила пять. Так и аттестовали. В колледже, когда училась на режиссёра и не знала, что поставить на сцене, писала свои зарисовки под чужим именем и ставила. Моя преподаватель обвинила автора моих пьес, т. е. меня, в плагиате. Мол, списала у кого-то эта авторша, которую ты ставишь.

Для меня творчество - это про любовь к себе и про желание жить. Но желанием жить и любовью к себе сыт не будешь.

- Вы театральный режиссёр во дворце культуры. Как литература и театр взаимодействуют в вашей деятельности сегодня?

- Сегодня - никак, потому что я в декрете. А года три назад мне приходилось писать инсценировки для своего детского театрального коллектива. Вообще, в этой сфере я начинала с распространителя билетов в одном из театров Томска. Иногда моя зарплата была менее 100 рублей.

- Какие вершины вы хотели бы покорить в творчестве?

- Я бы хотела написать такую книгу, чтобы каждый прочитал и после этого больше не делал зла другому. А ещё стал счастливым. Но это голубая мечта) Каждый читатель всё равно "вчитывает" свой жизненный опыт в произведения.

Из реального - найти своих постоянных читателей. И чтобы в трудную минуту им помогало моё творчество. К счастью, это уже начало исполняться)


Познакомиться с творчеством Юлии и услышать её рассказы в авторском исполнении можно здесь.

Фото: Мария Трофимова, Тамара Башаева, Евгения Каргаполова, а также предоставлены героиней публикации

Читайте также