В интервью "Омск Здесь" Игорь Федоровский расскажет о том, боится ли одиночества и почему прозаиков сейчас заметно меньше, чем поэтов.
- На записи мы приготовили для вас чайный пакетик в качестве предмета для размышления (это фишка нового сезона). Какое у вас ощущение от чайного пакетика?
- От чайного пакетика странное ощущение. Это ощущение быстроты сегодняшней жизни, и чайный пакетик - это один из элементов моей главной темы, над которой я иронизирую. Эта тема быстротечности жизни, обыденности. Куда ни придёшь, тебя постоянно встречает вот такой чайный пакетик. Никто уже не предложит свежезаваренный чай, крупнолистовой, белый или улун на рабочем месте. И мы уже как-то свыклись с этим, мы начинаем понимать, что это на самом деле так и должно быть. Но так не должно быть! Потому что в любой работе есть место чему-то душевному, чему-то такому, что требует времени. И чтобы встретиться с человеком, требуется время, потому я не очень люблю чайные пакетики. Я не пью чай из них. Я всегда стараюсь даже на своей работе сохранить вот эту душевную связь, которая, может (кто его знает) продлиться не один и не два года, а всю оставшуюся жизнь.
- Какое место вы отводите себе в литературе?
- Я не отвожу никакое место, скорее, место само находит меня. Потому что те вещи, о которых я пишу, постоянно находят меня сами. На автобусных остановках, в дороге, когда я еду в автобусе на работу, с работы, на литературных семинарах, куда я иду общаться с такими же, как я, пишущими людьми. Общение необходимо любому человеку, не только творческому, живое общение. Я подчеркну - живое, когда люди встречаются, когда можешь пожать человеку руку. И место в литературе, я считаю, определяется не здесь и не сейчас. Главное - ты занимаешься тем, чем заниматься должен. Потому что я знаю, что могу написать, увидеть так, как никто не может, и, может быть, это будет кому-нибудь важно и, может быть, даже больше, чем мне самому.
- Для кого вы пишете стихи и вообще зачем занимаетесь литературой?
- Я пишу не для себя. Ни одного стихотворения я для себя не написал. Так же и с прозой у меня происходит - я стараюсь в каждой вещи показать, вот это время - "нелучшее время", но этот "мгновенный фотоснимок времени" (стихотворение - прим. ред.), может быть, потом, через много-много лет, как мы сейчас рассматриваем старые фотографии, кто-нибудь прочтёт и подумает "ого, как жили люди, а мы-то живём в совершенно другой стране, неужели были у нас на свете "нелучшие вещи настоящего времени".
Если я что-то сделаю своими строками, вот чтобы было лучше не мне одному, а десяткам, сотням, тысячам людей, то это будет очень хорошо. Именно в этом, я считаю, призвание творческого человека, а не в самораскрытии, не в саморазвитии, не в самокопании тем более. Приближение к читателю, попытка жить его проблемами, его болью, попытка понять, что у него сейчас в голове, чем он живёт, искренен ли он сейчас. Потому что для меня очень важно быть искренним и иметь определённую позицию. Любить можно всех, любить нужно всех, но определённую позицию творческому человеку нужно иметь. Иначе будешь просто болтаться, не зная, к какому берегу прибиться - так тоже нельзя.
- Как поживает литература в Омске? Кажется, что поэзия больше, чем проза, в чести у пишущих омичей…
- Литература в Омске живёт-поживает и добра наживает. Медленно, неторопливо. То, что поэзия больше в чести, - неверно, скорее, она больше раскручена, и вы молодцы, что приглашаете в проект и прозаиков. И время такое, что требует анализа ситуации, поневоле (поневоле ли?) и поэты становятся прозаиками, такие опыты встречаются мне часто. Поэзии всегда было больше, больше компашек, где встречаются молодые (и не очень) авторы, и стихотворцы объективно чаще на виду, их и приглашают на мероприятия чаще, и сами они чаще организуются, чтоб в каком-нибудь баре стихи почитать, даже групп во "ВКонтакте" больше поэтических. Прозаикам светиться некогда - если хочешь написать что-то хорошее, проанализировать время, в котором живёшь, нужно не в интернете сидеть, а ходить по улицам, накапливать материал, а потом сидеть безвылазно в комнате и упорно писать-писать…
- Ваш цикл стихотворений называется "Нелучшие вещи настоящего времени". А какие вещи в настоящем вы могли бы назвать хотя бы хорошими, если не лучшими?
- Ну даже здесь, в этом цикле, есть приятные вещи, к которым на самом деле часто обращаешься. Это счастливые эпизоды из детства, из взаимоотношений с любимым человеком, из жизни нашей страны, когда смотришь и ощущаешь с ней незримую связь. Разве же это не является чем-то хорошим? Я считаю, что хорошие вещи есть даже в плохом. И задача - выявить даже в нелучших вещах лучшие, лучшие моменты. Конечно, всегда есть то, что берёт за душу. И хорошо, что это есть, есть те, кого мы любим и кто нам близок. И чем больше людей попадают в этот круг близких-родных людей, тем, может быть, мы больших и сможем согреть своими стихотворениями.
- Скажите, что отражает сегодняшняя литература? И как вы вообще оцениваете то, что сейчас в литературе происходит?
- Литература может и должна отражать разные течения и тенденции. И позиций тут может быть сколько угодно. Я надеюсь, что и к вам приходят люди с определённой позицией, со своей мотивацией писать, у него есть свой язык, свой стиль, своё желание что-то рассказать людям. И то, что мы разные, это идёт в плюс, потому что мы постоянно учимся. И главное - не стыдиться этого. Учимся даже у тех, кто нам не особо близок. Если ты автор, условно, патриотического направления, то ты будешь читать только своих, авторов патриотического направления, а если ты пишешь, условно, без знаков препинания с одним потоком сознания, ты должен прям читать только таких же авторов без знаков препинания. Нет! Каждый для себя находит определённый круг литераторов, порой настолько разных, что удивляешься, как они в копилку одного творческого человека попали - из разных кругов. Я читаю авторов совершенно разных, и среди моих друзей очень много, условно говоря, (хоть я вообще не люблю это слово) почвенников, которые пишут на патриотические темы. Но в патриотическом направлении столько на самом деле, если копнуть, разветвлений, и мне в этом интересно копаться. В каждом поэте интересно находить такие нотки, такие интонации, которые прежде я и не надеялся, может быть, у него услышать, обнаружить.
- Какие современные авторы нравятся вам?
- Мне нравятся современные молодые авторы. В них угадывается, чувствуется настоящее время. Путешествую по семинарам, чтоб углядеть, выцепить, подсмотреть таких новых авторов. Конечно, кто-то нравится больше, кто-то меньше, но в каждом (подчёркиваю) я ищу родную душу. Я не люблю перечислять конкретные имена/фамилии, чтоб никого не обижать, но знайте, мои товарищи, кто хоть раз пересекался со мной на семинарах, переписывался в интернете, встречался на Омских (и не только!) улочках - вы в этом списке))) Если говорить о поэтах, с которыми, увы, уже не встретиться и не поговорить - это Дмитрий Александрович Пригов, Всеволод Некрасов, Алексей Парщиков, Александр Ерёменко, Борис Слуцкий, Юрий Кузнецов - вы можете заметить, что и это абсолютно разные поэты, которым и в одном ряду-то, может, стоять неудобно. Так и мои сегодняшние сверстники - все разные, и за то я их люблю.
- А каких авторов вы бы порекомендовали нашим читателям?
- Я бы рекомендовал сформировать свой круг авторов для чтения. Но вообще я противник того, чтобы кому-то что-то рекомендовать, потому что в моём понимании читать нужно всегда и читать нужно хорошую поэзию, и, конечно, всегда нужно читать и перечитывать Пушкина. Потому что сейчас, когда начинаешь его перечитывать, понимаешь, что Пушкин живёт с нами, и ходит, и дышит нашим же воздухом. Строки, которые он написал, они о нашем времени, о нашем дне. Так же и любой другой хороший поэт, опять же подчеркну, он вне времени, он не умирает, строки его не умирают. И если стихотворения хорошего поэта примерить на сегодняшний век и прочитать их условному читателю, то он не поймёт, из какого они века, XIX, XX или XXI. Хорошее стихотворение - вневременное, оно интересно всем поколениям и будет интересно ещё через сто, через двести лет после нас.
- Вы несколько раз подчеркнули, что вам важно общение с людьми, особенно живое. Почему? Какой станет ваша жизнь, если в ней будет меньше живого общения? Боитесь ли вы одиночества?
- Общение важно, потому что сложно жить в собственном вакууме. Да, мы - творцы - создаём собственный мир, но главное - в нём не закиснуть. Потому и происходят встречи, беседы, общения. Наши миры соприкасаются. Надеюсь, что-то даю и я - всем, а уж я стараюсь выкладываться по полной, энергию не беречь, потому что другому, может, она важнее, чем мне. Нужно не бояться больше отдавать, потому что для писателя это естественно. Зато в конце большого пути - стихотворения или романа - автор не только возместит растраченное, но и получит такую эмоциональную подпитку, что хватит ещё не на один десяток бесед. Нужно не бояться стать под солнцем - вообще автор ничего бояться не должен. Сегодня у нас много спорных тем в литературе, где порой писатели не желают чётко свою позицию обозначить. Эта осторожность сродни лжи - ведь обращаемся-то к читателю мы с правдой, со своей правдой, которой кому-то очень не хватает. Если бояться сказать правду самому себе, то ты и читателю её не скажешь.
Вот и боязни отсутствия общения - нет. Если (что невероятно) такое произойдёт, буду разбирать черновики - у меня накоплено сюжетов и строчек на очень и очень долгое время. Заходите ко мне в ВК, поделюсь)
Послушать стихотворения из подборки "Нелучшие вещи настоящего времени" в авторском исполнении можно здесь.
Фото предоставлено героем публикации