Оплатить проезд в своём смартфоне. Что мешает появлению в Омске геооплаты
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  4 декабря 2025, 14:40  •  печать

Оплатить проезд в своём смартфоне. Что мешает появлению в Омске геооплаты

Омичи всё больше привыкают расплачиваться в общественном транспорте картами или смартфонами. Не исключено, что для их удобства появится ещё один сервис.

Из омских автобусов исчезает наличка, и в городе готовы сделать ещё один "удар" по ней. Внедрение оплаты по геолокации рассматривалось на сегодняшнем заседании комитета Горсовета по вопросам транспортной инфраструктуры. Технология сопоставляет позицию транспортного средства (она отслеживается по GPS-датчику) и смартфона пассажира, автоматически фиксирует посадку человека, определяет стоимость проезда, а оплата производится в специальном мобильном приложении.

АО "Пассажирсервис" сейчас ведёт переговоры с компаниями, которые предлагают такое технологическое решение. Это три разработчика: "Датапакс", "2ГИС" и "Яндекс Go". ООО "Датапакс" внедряет своё мобильное приложение в разных городах России. Оно подготовило специальную версию "ОмскТранспорт" и протестировало его в июле. "2ГИС" и "Яндекс" предлагают внедрить возможность оплаты по местонахождению человека в свои продукты на основе городских карт.

Как происходит процесс оплаты?

Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо на смартфоне включить геолокацию, установить приложение и привязать к нему банковскую карту, с которой будет списываться оплата. Пассажир, заняв место в транспорте, тут же оплачивает проезд, и ему не нужно взаимодействовать с кондуктором, передавать через весь салон карту водителю или тянуться через других людей к валидатору. Он открывает приложение, находит на карте транспорт, в который сел, и подтверждает свой маршрут. Далее возможны два варианта в зависимости от возможностей приложения. Первый - он получает уведомление с предложением оплатить проезд и подтверждает покупку билета. Второй - пассажир сканирует в приложении QR-код внутри салона. В любом случае в приложении сохранится электронный чек, который можно будет показать контролёру.

Какие проблемы у геооплаты в Омске?

Чтобы сервис работал исправно, необходим стабильный мобильный интернет. В нашем городе пока не готовы его обеспечить, когда это произойдёт - неизвестно. И сейчас это главное препятствие для внедрения технологии.

Обсуждение в горсовете завершилось следующим решением: геооплата появится в местном общественном транспорте лишь тогда, когда проблема со связью решится. К примеру, Минцифры РФ может включить сервис в "белый" список сайтов, работающих в условиях ограничения интернета. "Яндекс" предлагает альтернативную технологию, и для неё интернет вообще не нужен. Это оплата по технологии BLE с помощью беспроводных платёжных Bluetooth-маяков, которые компания готова установить на транспорте бесплатно для муниципалитета.

А как у других?

С 2023 года сервис подключили более десятка крупных городов и регионов. Среди них Санкт-Петербург, Подмосковье, Казань, Курск, Нижний Новгород, Тверь, Пермь, Ярославль (этот город первым внедрил систему). Геооплата работает не только в автобусах, троллейбусах и трамваях. Калининградцы расплачиваются так в пригородных электричках, петербуржцы и казанцы - в метрополитене.

Читайте также