Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Как сломанный смычок привёл на большую сцену
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  5 декабря 2025, 15:01  •  печать

Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Как сломанный смычок привёл на большую сцену

Как стать музыкантом, если нет доступа к хорошим инструментам? В чём разность подходов музыкальных школ в России и Европе? Позволяет ли копирование стать мастером?

С 7 по 15 февраля в Омске состоится третий межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок идёт до 15 декабря, претендентам необходимо записать свою видеовизитку.

В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня наш собеседник Габриэль Джебран Якуб, член жюри по специальности "виолончель", виолончелист и мастер смычковых инструментов.

Габриэль Джебран Якуб

Об интересе к профессии скрипичного мастера

Я хорошо помню, что сломал мамин смычок, пока учил Баха дома. Мне было 11 лет. И тогда была первая практическая попытка отремонтировать этот смычок. Но мастерство мне нравилось с самого детства, потому что посещение скрипичного мастера для музыканта - это очень важная вещь. С инструментом все время что-то происходит, особенно при определённых погодных условиях, когда зимой очень влажно, а летом очень жарко. Для меня мастерство стало такой границей между музыкой и наукой. Я начал, естественно, с реставрации, а первую скрипку я сделал в 15 лет.

В детстве мне посчастливилось играть на старинном инструменте, в котором были элементы резьбы, инкрустации. Когда мне было три года, я увидел этот инструмент впервые в каком-то музее, и это очень долго сидело во мне. В Сирии [где я жил] хороших инструментов в принципе не было. Люди, приезжавшие из-за границы, были единственным шансом повидать достойный музыкальный инструмент. И когда я приезжал летом в Петербург, приходил в Эрмитаж или Мариинский театр, филармонию, это было как ведро холодной воды. Когда я уже научился этому делу, мне хотелось блеснуть мастерством. Я им блеснул, когда скопировал почти все инструменты, которые были сделаны. Раньше французские мастера, Амати и Страдивари в том числе, делали инкрустированные инструменты для разных элитных семей и дворцов. И всё, что есть в каталогах, я скопировал и теперь начинаю воплощать свои мысли.

Быть мастером и музыкантом - это большая привилегия. 95 % мастеров не умеют играть. Вести смычком по струнам не значит уметь играть. У тебя должно быть образование, ты должен уметь оценить себя самого как музыканта. Тебя научили нажимать на нотки и вести смычком, это не значит играть, потому что нужно знать все тонкости самого инструмента, специфику.

Об источниках вдохновения

Вдохновляют меня на данный момент, допустим, новорождённые дети моих друзей. Вот рождается сын или дочка у моих близких друзей, и я посвящаю инструмент им. Это приятно, вдохновляет. Нужно 2-3 месяца работы, чтобы сделать виолончель, и это своего рода плёнка, которая записывает тот самый период в жизни, через который я прохожу. Это и весёлые моменты, и грустные, но они в себе несут эту часть моей жизни, определённую энергетику. Я стараюсь, чтобы эта энергетика всегда была позитивной.

О том, что важнее для конкурсанта - техника или артистизм

Техника - это очень важно. Личность музыканта нужно в определённое русло как-то вводить. Если личность есть, то это человек очень талантливый, его нужно тренировать, давать азы техники и музыкальности.

О том, что члены жюри подмечают в конкурсантах

У меня была очень интересная ситуация, из-за которой я перестал преподавать в Италии. У меня было достаточно большое количество учеников по виолончели. В Европе, конечно, по-другому. В России мы смотрим на музыку как на профессию. Если ребёнок учится музыке, значит вполне вероятно, что он выбрал себе эту профессию с самого детства. Это очень важно, потому что родители уже знают, что он станет музыкантом. Я мало могу припомнить случаев из моего детства, когда детей водили в музыкальную школу просто так, из любопытства. В основном хотели, чтобы они стали музыкантами. В Европе чуть-чуть другое отношение. Я считаю, что музыка - это дополнение в школе. Может быть, ребёнок не станет музыкантом и его занятия несерьёзны. Из-за этого я очень привередливо отношусь к технике, к тому, как молодой исполнитель сидит за инструментом, как он манипулирует, какова позиция его рук и так далее. Потому что музыкальность уже потом придёт, она написана в нотах. А умение правильно владеть инструментом очень важно, особенно в раннем возрасте.

О том, "скроет" ли плохой инструмент талант конкурсанта

Бывает, конечно же, что очень плохой инструмент ограничивает технически музыканта. Но я считаю, что все музыканты должны проходить через сложный инструмент. Это очень хороший тренажёр, потому что ты учишься владеть таким инструментом, извлекать звуки даже из него. В итоге мы упираемся в силу звука. Для молодых исполнителей, я считаю, очень полезно начинать играть на таких инструментах. В Европе всегда были доступны хорошие инструменты, даже достаточно молодые исполнители играли на них. И я увидел, что это очень сильно влияло на постановку рук и технику. Они не владели особо большой палитрой звукоизвлечения. Так что, да, на плохом инструменте можно научиться играть хорошо.

Напутствие участникам конкурса им. Шпета

Учитесь любить, любите ваши мечты, старайтесь их добираться. Ставьте красивые цели и наслаждайтесь не тем, что вы их достигли. И наслаждайтесь именно этим путём, через который вы будете проходить к цели!


Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

Читайте также