
Общество • 5 декабря 2025, 15:01
Автор: Омск Здесь
Как стать музыкантом, если нет доступа к хорошим инструментам? В чём разность подходов музыкальных школ в России и Европе? Позволяет ли копирование стать мастером?
С 7 по 15 февраля в Омске состоится третий межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок идёт до 15 декабря, претендентам необходимо записать свою видеовизитку.
В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня наш собеседник Габриэль Джебран Якуб, член жюри по специальности "виолончель", виолончелист и мастер смычковых инструментов.

Габриэль Джебран Якуб
Я хорошо помню, что сломал мамин смычок, пока учил Баха дома. Мне было 11 лет. И тогда была первая практическая попытка отремонтировать этот смычок. Но мастерство мне нравилось с самого детства, потому что посещение скрипичного мастера для музыканта - это очень важная вещь. С инструментом все время что-то происходит, особенно при определённых погодных условиях, когда зимой очень влажно, а летом очень жарко. Для меня мастерство стало такой границей между музыкой и наукой. Я начал, естественно, с реставрации, а первую скрипку я сделал в 15 лет.
В детстве мне посчастливилось играть на старинном инструменте, в котором были элементы резьбы, инкрустации. Когда мне было три года, я увидел этот инструмент впервые в каком-то музее, и это очень долго сидело во мне. В Сирии [где я жил] хороших инструментов в принципе не было. Люди, приезжавшие из-за границы, были единственным шансом повидать достойный музыкальный инструмент. И когда я приезжал летом в Петербург, приходил в Эрмитаж или Мариинский театр, филармонию, это было как ведро холодной воды. Когда я уже научился этому делу, мне хотелось блеснуть мастерством. Я им блеснул, когда скопировал почти все инструменты, которые были сделаны. Раньше французские мастера, Амати и Страдивари в том числе, делали инкрустированные инструменты для разных элитных семей и дворцов. И всё, что есть в каталогах, я скопировал и теперь начинаю воплощать свои мысли.
Быть мастером и музыкантом - это большая привилегия. 95 % мастеров не умеют играть. Вести смычком по струнам не значит уметь играть. У тебя должно быть образование, ты должен уметь оценить себя самого как музыканта. Тебя научили нажимать на нотки и вести смычком, это не значит играть, потому что нужно знать все тонкости самого инструмента, специфику.
Вдохновляют меня на данный момент, допустим, новорождённые дети моих друзей. Вот рождается сын или дочка у моих близких друзей, и я посвящаю инструмент им. Это приятно, вдохновляет. Нужно 2-3 месяца работы, чтобы сделать виолончель, и это своего рода плёнка, которая записывает тот самый период в жизни, через который я прохожу. Это и весёлые моменты, и грустные, но они в себе несут эту часть моей жизни, определённую энергетику. Я стараюсь, чтобы эта энергетика всегда была позитивной.
Техника - это очень важно. Личность музыканта нужно в определённое русло как-то вводить. Если личность есть, то это человек очень талантливый, его нужно тренировать, давать азы техники и музыкальности.

У меня была очень интересная ситуация, из-за которой я перестал преподавать в Италии. У меня было достаточно большое количество учеников по виолончели. В Европе, конечно, по-другому. В России мы смотрим на музыку как на профессию. Если ребёнок учится музыке, значит вполне вероятно, что он выбрал себе эту профессию с самого детства. Это очень важно, потому что родители уже знают, что он станет музыкантом. Я мало могу припомнить случаев из моего детства, когда детей водили в музыкальную школу просто так, из любопытства. В основном хотели, чтобы они стали музыкантами. В Европе чуть-чуть другое отношение. Я считаю, что музыка - это дополнение в школе. Может быть, ребёнок не станет музыкантом и его занятия несерьёзны. Из-за этого я очень привередливо отношусь к технике, к тому, как молодой исполнитель сидит за инструментом, как он манипулирует, какова позиция его рук и так далее. Потому что музыкальность уже потом придёт, она написана в нотах. А умение правильно владеть инструментом очень важно, особенно в раннем возрасте.
Бывает, конечно же, что очень плохой инструмент ограничивает технически музыканта. Но я считаю, что все музыканты должны проходить через сложный инструмент. Это очень хороший тренажёр, потому что ты учишься владеть таким инструментом, извлекать звуки даже из него. В итоге мы упираемся в силу звука. Для молодых исполнителей, я считаю, очень полезно начинать играть на таких инструментах. В Европе всегда были доступны хорошие инструменты, даже достаточно молодые исполнители играли на них. И я увидел, что это очень сильно влияло на постановку рук и технику. Они не владели особо большой палитрой звукоизвлечения. Так что, да, на плохом инструменте можно научиться играть хорошо.
Учитесь любить, любите ваши мечты, старайтесь их добираться. Ставьте красивые цели и наслаждайтесь не тем, что вы их достигли. И наслаждайтесь именно этим путём, через который вы будете проходить к цели!
Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/90477.html