Здесь не скрывают чувств: любовь и ненависть, счастье и боль артисты синтетического жанра выражают в вокально-хореографических постановках. Внимание современного зрителя и академиков Национальной премии захватывают мюзиклы театральных трупп из Красноярска, Новосибирска, Омска, Иркутска, Барнаула и Кемерова.
- Везде темы, которые связаны с историей России, причём с периодами, когда особенно остро стоят вопросы патриотизма, любви к Родине. Я вижу глубокие смыслы и важные ценностные посылы, - отмечает генеральный продюсер фестиваля и премии Дмитрий Калантаров, член Общественного совета при Минкультуры РФ.
В заполонившей общество "сердечной смуте" постановщикам проектов во всём словно хочется "дойти до самой сути". В исторических или же сказочных декорациях достучаться до сердец публики и построить диалог об истинных человеческих ценностях стараются современные режиссёры, композиторы, либреттисты и актёры.
"Солнечный удар" (16+)
Новосибирский музыкальный театр

Фото спектакля предоставлено Новосибирским музыкальным театром
Строки Ивана Бунина словно берут зрителя в окружение, действие развивается в период исторического разлома государства - в июне 1918 года. Кажется, увидеть свет и поверить в добро совсем непросто, но любовь не ждёт лучших времён. Её не должно было случиться, она родилась "вопреки". И пусть чувство таит в себе смертельную опасность, оно подарило двум людям новый смысл "быть" и бороться за завтрашний день.
- Сильнее всего в театре на публику воздействует синтез литературного языка и музыкального. Когда ты читаешь книгу, твоя фантазия ничем не ограничена; когда звучит музыка - от атмосферы, которую создаёт композитор проекта, ты тоже никуда не денешься. Мы все понимаем, что фундамент мюзикла - шоу. Но всё равно я вижу развитие российского мюзикла в сотрудничестве с мощной драматургией. Я не говорю об уходе от работы над внешним обликом спектаклей, нет. Я, скорее, подчёркиваю, что шоу может заключаться и в поиске внутренних смыслов. От таких исканий и появляются у зрителей эмоции, - делится мыслями художественный руководитель, главный дирижёр Новосибирского музыкального театра Александр Новиков.
По мотивам бунинских произведений "Солнечный удар", "Окаянные дни" и "Жизнь Арсеньева" либретто и тексты песен написала Нонна Кротова. Композитором спектакля выступила Ульяна Стратонитская. В 13 номинациях премии (из 18 возможных) представлен мюзикл из Новосибирска.
"Яга" (16+)
Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В. С. Золотухина

Фото спектакля предоставлено Алтайским государственным театром для детей и молодёжи им. В. С. Золотухина
Постановочная группа музыкального мифа предлагает зрителю задаться вопросом: что делает ведьму ведьмой? Страх тех, кто не желает слышать правду, или выбор, который совершает она сама в момент, когда мир от неё отворачивается? По классике - ответ у каждого будет свой. Труппа барнаульского театра представляет новое прочтение одноимённого мюзикла из Орла, ставшего в 2023-2024 театральном сезоне номинантом премий "Золотая маска", "Музыкальное сердце театра".
Автор идеи, композитор Андрей Григорьев совместно с либреттистом проекта Марией Малухиной написал магическую историю о прощении, искренний акт которого выглядит так диковинно в реальном мире. Их Яга - образ, сотканный из необузданной энергии; героиня, чьи принципы после финальных поклонов зритель с надеждой старается обнаружить в своём ранее "прописанном" кодексе жизни.
Та, чьим именем сотни лет стращают детей, вызывает на бой каждого молодца вовсе не ради забавы - она мечтает быть поверженной и вернуться в загробный мир к суженому, что преданно её там ждёт. Ведь от рождения "хромоножка", дочь мельника, что всю жизнь была изгоем среди сверстниц за сотворённое добро, оказалась одарена колдовской силой. Чары использовала лишь во благо общества, вблизи которого выросла. Больше жизни она полюбила равного - бога Велеса. Завистницы, друзья-предатели сделали всё, чтобы сорвать свадьбу, - жениха настигла смерть. Ярость Яги огнём охватила город. Однако посол мира мёртвых предлагает сделку: цена прощальной встречи с возлюбленным - прощение всех причастных к его погибели.
- Во многих номерах можно услышать немного дикости. Славянский фэнтези-фолк - так бы я охарактеризовал музыкальную составляющую нашего мюзикла. Как только я придумал идею спектакля, стал слушать много русской народной музыки. Она мне показалась слишком современной (улыбается): очень там всё весело, задорно. Плясок дикости я там не нашёл и захотел добавить в материал побольше этники - тяжёлого страшного звучания, - отмечает Андрей Григорьев, композитор мюзикла "Яга".
В этом году на "Музыкальном сердце театра" проект отмечен в 5 номинациях: "Лучшее пластическое решение", "Лучшие костюмы", "Лучшее световое оформление", "Лучшая сценография", "Лучшая исполнительница главной роли".
"Бой с тенью" (12+)
Красноярский музыкальный театр

Фото спектакля предоставлено Красноярским музыкальным театром
В прошлом году мюзикл этого театра "Орёл и ворон", основанный на историческом романе Александра Пушкина "Капитанская дочка", стал лауреатом премии МСТ в 8 номинациях, среди которых и главная награда Национального фестиваля - за "Лучший спектакль". В этот раз команда Красноярского музыкального театра представляет проект по сказке Евгения Шварца и претендует на 10 призов, среди них - статуэтка за "Лучший спектакль для детей и подростков". Композитор постановки вновь Артур Байдо. Арии учёного с драматичным развитием и дерзкий рэп его Тени гармонично сосуществуют в пространстве неоновых огней города, который населяют герои известных сказок. Только вот их жизненный уклад "немного" отличается от их публичной жизни на страницах книг: людоеды безнаказанно живут и работают в канцелярии; злодей вовсе не повержен рыцарем, он женится на Принцессе.
Кстати, после показов мюзикла в Красноярском музыкальном театре организовывают встречи с психологом, который вместе со зрителем разбирает типы поведения персонажей, чтобы извлечь из искусства опыт, применимый к реальной жизни. В театре говорят, что после просмотра этого спектакля на лицах молодых зрительниц часто можно увидеть макияж, "сдавшийся" эмоциям. И тушь, уплывающая с ресниц на периорбитальную область, - подтверждение тому, что материал трогает.
- Достоверные показатели того, что люди 20 лет ходят в театр - результаты нашей реализации программы "Пушкинская карта". Молодые студенты уже не принимают участие в школьных, порой добровольно-принудительных, массовых культурных походах, эти люди самостоятельно принимают решение о походе куда бы то ни было - и дай бог, чтобы они выходили за пределы экранов своих смартфонов. Наша же задача - предложить молодёжи материал, который её "зацепит", и жажда этих приятных ощущений вновь приведёт человека в театр. Этот сегмент нашей аудитории ходит в театр всё активнее и скоро начнёт "соревноваться" с публикой среднего возраста. Ставка на молодёжь - беспроигрышна, - уверена директор Красноярского музыкального театра Ольга Романова.
Подробнее об управлении современным музыкальным театром Ольга рассказала нам в интервью, а с самыми яркими номерами из популярных мюзиклов Красноярска можно познакомиться в выпуске шоу "Обсудим в антракте", посвящённом проектам "Орёл и ворон", "Бой с тенью".
"Летят журавли" (12+)
Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского

Фото спектакля предоставлено Иркутским областным музыкальным театром им. Н. М. Загурского
По словам режиссёра Анастасии Гриненко, этот спектакль о человеческих судьбах, в которые безжалостно вторглась война. Во имя победы любви и мира над ужасами кровопролитных сражений она работала над постановкой. Сюжет истории знаком каждому, кто видел одноимённый культовый фильм 1957 года, снятый на пьесе Виктора Розова "Вечно живые".
В 15 номинациях фестиваля представлена музыкальная драма, что была специально написана для Иркутского областного музыкального театра лауреатами Российской национальной театральной премии "Золотая маска" драматургом Константином Рубинским и композитором Артуром Байдо.
- В этом году я сотрудничал с театрами Красноярска, Иркутска, и для меня стало открытием, что региональные театры горят идеями постановок известных историй с абсолютно новым музыкальным решением! Они открыты свежим театральным идеям. Не секрет, что люди сегодня по-особенному тяготеют к театрам. Возможно, это ещё "постковидное", возможно, связано с происходящим в мире, но в театре люди находят отдушину, чувствуют сопричастность с тем, что переживают актёры. Это перетекание энергии - от зрителя к артисту и наоборот - притягивает! Это живое искусство, живая материя, - говорит композитор мюзиклов "Орёл и ворон", "Бой с тенью", "Летят журавли", лауреат национальных премий "Золотая маска", "Музыкальное сердце театра" Артур Байдо.
"Антигона" (16+)
Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского

Фото спектакля предоставлено Иркутским областным музыкальным театром им. Н. М. Загурского
9 номинаций у второй, участвующей в конкурсе 2025 года, постановки Иркутского музыкального театра. В фундаменте спектакля афинский афоризм: "Выше всего в жизни людской - закон, и неписаный закон - выше писаного". Герои трагедии Софокла на сцене 21-го века выражают мысли, исполняя песни на стихи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама.
- Поэты Серебряного века переосмыслили античную литературу и внесли эти идеи в культурный код своего времени. Они, как и мы, находились в ситуации начала века. Жанр "рок-опера" подразумевает под собой внутренние потрясения, сильные эмоции, протест, который в свою очередь выражают герои постановки. Эти элементы спектакля отлично сливаются с традициями античной драматургии. Если говорить про идентичные приёмы: в проекте по тексту Софокла, как и много веков назад, задействован хор, а на площадке царит драйв. И само слово "рок" - "судьба": главные герои сталкиваются с роком, который ставит их в ситуации выбора, которые простому человеку зачастую решить не под силу, - отмечает Анастасия Гриненко, главный режиссёр Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского.
Спектакль - дань культурным традициям. "Антигона" - ремейк одноимённой рок-оперы композитора Владимира Соколова, премьера которой в Иркутске состоялась 30 лет назад. Тогда критики об этом материале написали: "Он перевернул эстетическое кредо театра и стал знаковым культурным событием в театральной жизни Иркутска", мнение академиков Национальной премии "Музыкальное сердца театра" насчёт современного переосмысления успешного спектакля узнаем 24 ноября - на церемонии объявления лауреатов.
- В этом году мы действительно очень ярко ворвались в список номинантов Национальной премии "Музыкальное сердце театра". Сразу два наших спектакля претендуют на высокие награды: рок-опера "Антигона" и музыкальная драма "Летят журавли" отмечены авторитетным жюри в 9 и 15 номинациях соответственно. Безусловно, такая высокая оценка нашего труда профессиональным сообществом вызывает невероятные эмоции и чувства, - делится директор Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского Татьяна Мезенцева. - Что касается конкуренции - это же здорово, что так много блестящих спектаклей ставится в жанре музыкального театра по всей стране! В нашем общем деле мы, скорее, соратники, чем соперники, ведь мощные и эффектные работы коллег всегда вдохновляют на новые творческие свершения, мотивируют расти и развиваться, тем самым повышая уровень всей театральной сферы. Естественно, каждый номинант мечтает о победе. А победа в компании достойных претендентов - ещё приятнее.
"Александр Невский" (12+)
Музыкальный театр Кузбасса им. А. К. Боброва

Фото спектакля предоставлено Музыкальным театром Кузбасса им. А. К. Боброва
В партитурах эпического мюзикла композитор и музыкальный продюсер Ким Брейтбург реконструирует чувства и переживания полководца, что известен отсутствием поражений на своём счету. На сцене - микс истории и художественного вымысла. Александр Невский предстаёт перед публикой не в героическом плаще, а раскрывается как сложная личность, которой порой овладевают тяжёлые думы и глубокие сердечные переживания. Спектакль заявлен в пяти номинациях: "Лучшая музыка", "Лучший дирижёр", "Лучший продюсер", "Лучший исполнитель главной роли", "Лучшая исполнительница главной роли".
- Фестиваль "Музыкальное сердце театра" - это важное и единственное событие для музыкальных театров страны! Поэтому я горжусь, что, работая в театре всего один сезон, я смогла попасть в личную номинацию. Это стимул для моего творческого и профессионального роста. Наш спектакль, как когда-то и сам Александр Невский, объединяет и вдохновляет самых разных людей. Как это происходит на спектакле, когда исполняется массовый номер "Русь православная", зал поднимается единым порывом, поддерживая нас, - говорит артистка-вокалистка Музыкального театра Кузбасса Наталья Баталова.
"22 июня…" (12+)
Омский областной театр юных зрителей имени ХХ-летия Ленинского комсомола

Фото спектакля предоставлено Омским областным театром юных зрителей имени ХХ-летия Ленинского комсомола
У саунд-драмы о памяти, что сильнее смерти, 5 номинаций. В этой истории фронтовые письма-треугольники - "нити", связывающие дорогих друг другу людей. Рукописные строки подкрепляли надежду: "Вернутся. Обязательно", а пока почтальоны на другой конец страны доставляли последние признания в любви, люди пели. Отчаянно. Внешне - с улыбкой, внутри - навзрыд, но всегда с необъятной верой в страшно желанную встречу с любимым человеком. Песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Валерия Гаврилина, Алексея Хвостенко сливаются в полифонию воспоминаний о страшных событиях, которые пережили наши соотечественники в ХХ веке.
Очная программа Национального фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра" включает в себя показы части постановок шорт-листа. Спектакль омского театра дал старт марафону игры лучших проектов из регионов на площадках Санкт-Петербурга. На сцене ТЮЗа им. Брянцева выступили сибирские артисты.
- Было очень много знакомых лиц - экспертов разных фестивалей и театральных критиков, которые пришли за нас поболеть. Они нам сказали, что мы попали в их сердечки и у них были мурашки от нашего выступления. Это очень радостно. Для нас это большая честь! - отмечает Анастасия Старцева, главный режиссёр Омского ТЮЗа. - Очень приятно, что в зрительном зале была молодёжь, которая правильно интерпретировала, заложенные нами в спектакль смыслы. В личные сообщения группы нашего театра в социальных сетях приходят отзывы, мы получаем положительные разборы. Например, нас хвалят за "нестандартный подбор музыки для спектакля о войне", за "реальность отчаяния", которое переживает героиня на сцене или за "классный костюм у Смерти".
Подробнее о том, как в Омском ТЮЗе нашли "Новый способ поговорить о боли" - узнаете здесь.
Напоминаем, что ранее о формуле успеха создания мюзикла в России, актуальных трендах жанра и "расстановке сил" номинантов мы пообщались с генеральным продюсером "Музыкального сердца театра" Дмитрием Калантаровым; а об истории фестиваля, его трансформации, локациях, рекордах и инновационных идеях двадцать пятого года - рассказали в специальном материале.
Главное фото: Михаил Денисов
