"Я решил сделать мюзикл максимально востребованным и любимым жанром в России"
Интервью с генпродюсером "Музыкального сердца театра"
С 14 по 24 ноября в Санкт-Петербурге пройдут показы лучших российских музыкальных спектаклей, номинированных на соискание премии "Музыкальное сердце театра" в 2025 году. В преддверии события мы поговорили с генеральным продюсером фестиваля, членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Дмитрием Калантаровым.
- Дмитрий, "Музыкальному сердцу театра" в этом году исполняется 19 лет: вспоминаются ли сегодня те обстоятельства и мысли, которые сопровождали идею создания проекта?
- Когда проект задумывался, мы вступали на неизведанную землю. Такой жанр, как мюзикл, в России толком никто не знал. Да, в 2006 году было достаточно спектаклей с музыкой, но внятного образа современного музыкального театра ещё точно не существовало. Наш первый фестиваль собрал 30 спектаклей, в основном из афиши московских театров. Лишь некоторые постановки были близки к жанру мюзикла, и хотя каждый спектакль тогда был по-своему хорош и оригинален, сегодня они бы не попали в наш шорт-лист.
- Что принципиально изменилось за эти годы? Как проект живёт после перезапуска в 2021 году и в чём вы находите подтверждение значимости этой инициативы?
- Проект перестал быть московским, стал путешествовать, и верю, что меняет культурный контекст тех территорий, где ему довелось побывать "в гостях". С 2021-го ежегодно добавляется 10-15 % участников. В этом году мы получили 111 заявок со всей страны. Расширяется география и меняется расстановка сил: из 14 номинантов только 5 из Москвы и Петербурга, а 9 - из регионов. А ведь ещё 4 года назад половина шорт-листа состояла из столичных спектаклей. Вместе с нашим "Музыкальным сердцем" жанр шагает по стране и развивается. Это самый важный показатель для нас, помимо экспертных оценок и борьбы регионов за право провести следующий фестиваль на своей территории.
- "Музыкальное сердце театра", по сути, это смотр лучших мюзиклов сезона. Изменилась ли за последние годы сама "формула успеха" в этом жанре?
- Формулы в готовом виде не существует, магический рецепт вам никто не выпишет. Для меня есть две важные составляющие: талант и профессионализм. Понятно, что без интересной истории и красивой музыки, без настоящих хитов успех проекта немыслим. Суперпрофессиональные постановщики, состоятельность театра, звёзды на главных ролях - всё это, конечно, усиливает шансы на успех, но его не гарантирует. Более того, одна и та же команда иногда может добиться феноменального результата, а в другой раз, повторив, по сути дела, ту же комбинацию, остаться ни с чем. Так что приходится экспериментировать с пропорциями "зелья" и, конечно, полагаться на горячее сердце чуть больше, чем на холодный ум.
- Вы "выдвигаете" сердце на первые роли, потому что это слово фигурирует в названии вашего фестиваля?
- Нет, потому что сердце есть в каждой хорошей постановке. Мы не случайно называемся "Музыкальным сердцем театра": любая история, рассказанная на языке музыки, не обходится без романтики и любви. Это может быть романтическое чувство между персонажами, а может быть любовь к делу, к людям, к своему Отечеству. Даже не сомневайтесь, в мюзикле точно живёт любовь.
- А что касается сюжетных линий, есть ли какие-то новые "тренды"?
- Сегодня я вижу обращение к истокам: реальным событиям или литературным сюжетам, связанным с историей нашей страны. Одно из последних моих сильных впечатлений было от посещения спектакля "Святая Анна" (16+), который был поставлен на сцене Театра Российской Армии по музыкальному материалу Максима Дунаевского. Видно, что над проектом работали суперпрофессионалы жанра. И в этом грандиозном спектакле, сделанном на огромной сцене, абсолютно по-новому раскрылись и артисты самого театра, и признанные звёзды мюзиклового жанра.
- Современные технологии позволяют создавать на сцене невероятные визуальные эффекты. Но ведь есть риск, что "спецэффекты" начинают затмевать саму историю и музыку?
- Не вижу прецедентов, когда спецэффекты отвлекают от чего-то важного. Скорее, бывают случаи, когда сияющей тряпочкой пытаются залатать зияющие дыры в материале. Такое видно. Настоящий же мюзикл куда сложнее препарировать, акцентируя внимание на определённых составляющих, за которыми стоит труд конкретного специалиста. Именно этим и занимается наша премия. У нас 16 персональных номинаций - это важнейшие позиции, без которых невозможно создание полноценного спектакля. А когда кто-то с упоением твердит о потрясающем воображение костюме героини или отдельном эффекте спектакля, часто это значит, что всё остальное в нём было крайне "бедненько". Чтобы отсечь от "Сердца" пустые постановки, мы с прошлого года ввели условие: в шорт-лист могут входить спектакли, которые номинированы минимум в трёх номинациях. А в каждой номинации у нас может быть не более восьми персональных номинантов.
- Если не ошибаюсь, академиков "Музыкального сердца" более 150 человек: как тут можно договориться и как всё же принимается решение о победе того или иного спектакля на премии?
- Действительно, у нас 157 академиков. И для всей нашей команды ключевой критерий - профессионализм. Хотя мы понимаем, что в любой выдающейся работе есть божья искра, а любая оценка субъективна. В первые годы у нас было жюри, состоящее из 7-10 человек, и недопониманий было больше. Сегодня нам доверяют и в наших решениях не сомневаются. Мы не пытаемся всем понравиться, никого не обидеть или пустить пыль в глаза утешительными дипломами "за особые взгляды" и "новые прочтения". Всё прозрачно. Каждый академик, просматривая работы, ставит баллы. Можно выбрать не более трёх работ из восьми в номинации, проранжировав баллами: "3", "2" и "1" - такой условный пьедестал. Можно не голосовать ни за кого в какой-то номинации, если работы не вдохновляют. Можно проставить все три балла, а где-то, например, выбрать только двоих, поставив "3" и "2" или "2" и "1". Голосование заканчивается, мы получаем результат, который визирует президент нашего фестиваля.
- Как быть с теми спектаклями, которые приходится отсматривать не живьём, а в записи? Это не портит впечатление? Можно ли номинантам надеяться на симпатии членов жюри? Или это заведомо проигрышное положение?
- Это данность. Конечно, ничего не может быть лучше спектакля, который идёт на родной сцене. Даже на супероснащённой гастрольной площадке он может проигрывать самому же себе в домашних условиях. Но и здесь есть нюансы. А качественная видеозапись (мы не говорим про художественный монтаж, превращающий сценическую историю в телеспектакль) со зрительским взглядом у подавляющего большинства экспертов, которые обладают насмотренностью и сами участвуют в создании постановок, не вызывает вопросов и трудностей в оценках. У нас есть требования к качеству видео, но практически все театры справляются с задачей многокамерной съёмки: очень редко приходится просить что-то переснять, скорректировать. Любой профессиональный руководитель должен фиксировать успешные постановки своего коллектива, чтобы использовать этот контент для демонстрации и участия в фестивальных программах. Так что у всех абсолютно равные шансы. Каждый, кто вошёл в шорт-лист, может надеяться на искренние симпатии членов жюри. Вопрос, кто наберёт большее количество баллов.
- "Музыкальное сердце театра - 2025" станет первой в мире церемонией вручения премии, которая будет транслироваться в вертикальном формате. Почему было принято такое решение?
- Мы просто анализировали: большинство тех, кто смотрит нашу церемонию в режиме онлайн, делает это с телефона. Огромное количество людей по всей стране болеют за свои театры. Чтобы сделать просмотр удобным и максимально доступным, мы решили в этом году пойти на такой эксперимент. Что из этого выйдет, поймём по отзывам. И либо создадим новую традицию, либо откажемся от этой идеи.
- Что мотивирует именно ваше продюсерское сердце оставаться музыкальным и биться каждый год за внимание людей к этому жанру?
- Может, это родительское воспитание: хорошие мультфильмы, пластинки с музыкальными спектаклями. Подростком я впервые услышал рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда" на английском языке, затем увидел одноимённую постановку в театре Моссовета. Я тогда поступал в ГИТИС на продюсерский факультет. Педагоги рассказывали о системах Бродвея, Вест-Энда, как там всё устроено… Мне импонировала идея не авторитарного директорства, а атмосферы сотворчества, поиска вместе с командой. В моём мире продюсер должен был стать соучастником процесса: не администратором, а, скорее, зачинщиком всей истории. В какой-то момент я сделал вывод, что мой долг, исходя из личных возможностей и желаний, - сделать мюзикл максимально востребованным и любимым жанром в России. С этим стремлением я живу много лет. И рационализировать этот процесс я не могу. Точно так же, как невозможно объяснить, что такое любовь.
Авторы текста: Татьяна Шкирина, Виктория Абзамилова
Оформление: Татьяна Лисмент
Фото: Виктор Дмитриев, Михаил Денисов