- Евгения Станиславовна, в этом году после каникул вы вернулись в ДШИ № 6 в новом качестве. Было ли ваше назначение неожиданным?
- Я не рассматривала для себя руководящие роли на протяжении долгого периода. Мою карьеру во многом "притормаживало" семейное положение: дети были маленькими. Боялась не потянуть такую большую ответственность. Работа руководителя очень энергозатратная - это тяжёлый эмоциональный и физический труд. Плюс у меня грандиозный коллектив - хор PrimaVera. Например, в августе 2025-го он слетал на гастроли в Ноябрьск, а с одной из учениц мы побывали в Москве на съёмках "Большая опера. Дети" - пилотного проекта на канале "Культура". И это всё нужно совместить с должностью, которая сейчас обязывает меня заниматься документацией. У меня замечательная, давно сложившаяся, абсолютно профессиональная команда, где каждый знает свою роль и своё место. Поэтому больших проблем быть не должно и пока нет. Вопросы уже решаются. Скорее всего, в следующем году будет капитальный ремонт третьего корпуса, где занимаются художники. Экспертиза получена, одобрена довольно крупная сумма.

- Почему вы всё-таки решили принять предложение о повышении?
- В прошлом году у нас сменилось руководство. Владимир Георгиевич Аксаментов руководил почти 40 лет (с 1986 по 2024 гг. - прим. ред.), большинство людей в нашем коллективе прошли с ним весь этот путь. Он неоднократно предлагал мне заступить на этот пост. Помню, когда он уходил, я ему говорила, что не готова взять на себя эту ответственность, ведь я хочу спать ночами! Моя творческая деятельность тоже приносит эмоциональное волнение, но она не сопряжена с ответственностью за весь большой коллектив школы. В прошлом году мы сошлись на том, что придёт новый директор, а я остаюсь в прежней роли - руководителя PrimaVera. У меня как у преподавателя очень яркая, красивая творческая судьба. Я не могу отнять у себя любимое дело. Но обстоятельства изменились, мне пришлось принять этот вызов. И поскольку жизнь научила успевать всё, буду успевать и это. В первые недели было сложно - нахлынуло столько всего: событий, дел, документов, но я все ещё справляюсь.
- При этом вы уверены, что хотите остаться руководителем PrimaVera?
- Однозначно! И преподавателем вокально-хорового отдела, и хормейстером, руководителем творческого детского коллектива. Было бы преступлением резко закончить с тем, что ты взращивал очень много лет. Коллектив поставлен на рельсы, он едет, и резко тормозить нельзя - это будет авария для всех, и для меня в первую очередь. Надо мудро к этому подходить, грамотно распределять время и свои ресурсы. И пока я в расцвете сил, я могу себе позволить такое удовольствие.

- У вас изменились отношения с коллективом? Появились новые правила, навык держать дистанцию?
- Повторюсь, я не нахожусь в ситуации "дорвалась до власти" и "пошла устанавливать свои порядки". Конечно, у меня, как у любого профессионала, есть амбиции. Но они здоровые, не болезненные. У меня не было никогда желания кем-то руководить. А своим сотрудникам я сказала, что в наших отношениях абсолютно ничего не поменяется. Мне корона никогда не давила на мозг. Не было желания довлеть над кем-то, и оно не появилось. Сейчас у меня есть потребность помогать, развивать, вести коллектив вперёд и по мере своих возможностей расширять возможности школы.
- Расширение каких возможностей требуется, на ваш взгляд?
- В первую очередь, творческих. Например, вижу перспективу в возможности сотрудничества с разными фондами, которых в России достаточно много. Мы будем продолжать сотрудничать с фондом Владимира Спивакова, с фондом Оксаны Фёдоровой. Будет договор с Педагогическим колледжем культуры и искусств о кадровом сотрудничестве. Будем развивать сотрудничество с музыкальным училищем им. Шебалина. Я стараюсь установить прочные контакты с людьми, которые могут помочь нашей школе развиваться.

- Как руководитель вы больше тяготеете к сохранению традиций или хочется привнести что-то новое?
- Я думаю, что грамотный руководитель должен быть как консерватором, так и новатором в одном лице. Надо сохранить то, что школа уже имеет, потому что пройден очень долгий путь. Можно, конечно, чуть-чуть скорректировать направление движения, но не пытаться ломать систему ни в коем случае. Не привносить что-то новое нельзя, иначе ты остановишься в развитии и начнётся стагнация. Новые интересные проекты - это продолжение пути, а не покушение на устои. Тем более в этом году нашей школе исполняется 65 лет. Это будет грандиозный проект, который мы реализуем на сцене, скорее всего, Омского государственного музыкального театра. Праздновать юбилей будем ярко, масштабно, как любит наша школа, потому что у нас просто потрясающие коллективы! Цели, задачи у нас одни и те же - удержаться на высоте той планки, которую мы когда-то взяли для себя.
- Ваш рабочий день сейчас сильно отличается от того, что был ещё весной? Работы с детьми стало меньше?
- Перемен не очень много. Я же трудоголик. Как приходила одной из первых, а уходила позже всех, так и сейчас я делаю. Просто сейчас убавилась творческая часть. Работы с детьми действительно стало меньше. У меня не будет столько индивидуального вокала, как было. Раньше около 30 детей ко мне приходили, сейчас столько не будет. Хора будет меньше. Но концертная деятельность не убавится. Может быть, они будут ездить выступать без меня, потому что у меня есть помощники - мои выпускники и родители детей, которые готовят их к выходу на сцену.

- Вы уже упомянули, что большинство преподавателей работает в ДШИ давно. А как решается вопрос с привлечением молодых педагогов?
- Всё здорово. Я люблю работать с молодёжью, уважаю их, и буду стараться поддерживать их не только морально, но и материально. Потому что помню, как сама начинала. Я знаю, как это сложно. Особенно в нынешних реалиях, на эту зарплату сложно держаться на плаву. Мы прекрасно понимаем, что сейчас молодёжь ищет более простой путь, и, наверное, меньше становится "маньяков" своего дела. Мы маниакально любили свою профессию, несмотря на то что золотых гор на горизонте видно не было. А поколение до нас, вообще, в 90-е годы без зарплаты работало. Они приходили на работу "бесплатно" и просто занимались делом своей жизни. Думаю, для музыканта, актёра, художника творчество первостепенно. Но хочется застать время, когда молодёжь будет востребована и заслуженно поощрена материально. Мы постараемся, чтобы молодые педагоги не выживали, а жили в комфорте. Я за своих детей заступаюсь, и за своих педагогов я стану горой.
- Молодым педагогам комфортно вливаться в устоявшийся коллектив?
- Да, потому что в нашем коллективе главное условие - помогать и не мешать. Помогать и пресекать профессиональный снобизм. Считаю, если можешь - помоги, если умеешь - покажи, если не умеешь - промолчи и дай дорогу. В такой позиции профессионалы постарше всегда будут помогать младшим.

- В вашем голосе на этих словах зазвучали стальные нотки…
- Нет, "металла" нет (улыбается). Но целеустремлённость, стержень, конечно, есть. Без них в этом кресле делать нечего. Должна быть позиция, своё мнение, но при этом характер управления должен быть совещательным. Я очень уважаю Владимира Аксаментова и нашего завуча Ольгу Николаевну Орёл. Мы друзья и единомышленники. Когда мы с ними обсуждали этот момент [назначения на должность директора], я сказала, что соглашусь, только если они мне будут помогать. Поэтому благодаря им и их поддержке я на этот шаг пошла. Коллектив рад, доволен. Я в этом коллективе уже больше 20 лет преподаю, к тому же я окончила эту музыкальную школу.
- Кстати, в одном из интервью вы говорили, что вам в детстве не нравилось ходить в музыкальную школу.
- Ну, понятное дело, потому что там же пахать надо. А кому хочется? (улыбается.) Если дать ребёнку выбор - трудиться или не трудиться, он, уверена, выберет второе. Это редкий случай, когда ребёнок целенаправленно, с удовольствием идёт в школу. Это ведь самоограничение получается, потому что надо много заниматься и переступать через себя. Пока есть направляющая рука, как правило, мамина, дети в музыкальной школе учатся. А вот после пятого класса, наверное, уже возникает любовь. Не все, конечно, остаются в музыкальной школе к этому периоду, ведь не каждому дано умение доводить дело до конца.
- Сейчас вы видите задачу школы в том, чтобы у всех детей была база для построения профессиональной музыкальной карьеры?
- Я сама не умею заниматься поверхностно и категорически плохо отношусь к профанации в наших творческих кругах. Кто-то из выпускников школы обязательно продолжит обучение в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях, и будет достаточно неловко за некоторую необученность. Наши дети должны быть конкурентоспособными, поэтому я и дальше буду выжимать из них по максимуму, расширяя границы возможного, достигая новых горизонтов. Я уверена, что мои коллеги со мной одной крови и в вопросе воспитания будущих артистов, художников и театралов абсолютно солидарны.
Фото: Илья Петров
