Продолжаем разговор об ИТ-образовании с завкафедрой "Математические методы и ИТ в экономике" ОмГТУ, руководителем ГК "Сатори Консалтинг" Юрием Бахмутским. Мы говорим об энергии преподавания и о том, как утолить кадровый голод - на кафедре и в компании. Узнали, стоит ли пытаться "выравнять" силы студентов, в ситуации, когда одни торопятся, а другие тормозят. А ещё подняли вопрос использования ИИ и попытались понять, какой потенциал есть в ИТ-образовании у Омской области.
- Юрий, есть преподаватели, которые горят своей работой, они все в профессии и ведут за собой своих студентов, зажигают эту искру в них. А есть те, кто пришёл, выдал информацию аудитории и ушёл - без энтузиазма. Так же и в школах. Как разжечь искру интереса к профессии, к преподаванию?
- Знаете, если человек ментально не готов зажигаться, то сделать это за него невозможно. Я не психолог, и, возможно есть варианты, но мне кажется, что людей в преподавании можно разделить на две категории. Те, которые, действительно, хотят студентам, школьникам преподавать интересно, не игнорируют тех, кто не тянет, а помогают. И те, которые работают от звонка до звонка - выдал материал монотонно и ушёл. Кстати, вторые тоже полезны для определённых базовых дисциплин. Они их спокойно читают и ничем, кроме этого, не занимаются. Это не значит, что их надо всех выгонять. А вот первую категорию всегда видно, и выявлять таких преподавателей в штат можно только в процессе общения с ними. Например, я сейчас общаюсь с вами и вижу, что вам как минимум интересно и вы на позитиве, - я бы вас взял на карандаш. Тут только общение помогает определить огонь в глазах.
Юрий Бахмутский
Поэтому классная система, когда мы новых преподавателей берём не извне, а выращиваем из собственных выпускников, студентов, которые, к тому же, начинают полноценно работать в ИТ-бизнесе где-то на 3 курсе, совмещая с учёбой. После 4 курса получают диплом бакалавра и официально имеют право преподавать.
- И что дальше?
- Дальше такая схема. Они устраиваются, например, в дружественный нам колледж - так мы решаем проблему с педагогами в колледже. Некоторые идут в школы учителями информатики, математики. И этот поток выпускников с ИТ-образованием, идущих в школьные и колледжные преподаватели, каждый год увеличивается. Параллельно эти ребята продолжают и свою учёбу в магистратуре, работу в ИТ-компаниях. В итоге через два года они получают хороший опыт преподавания в школе, колледже и становятся классными преподавателями в вузе, продолжая работать в реальных ИТ-компаниях.
В результате получается преподаватель-производственник, достаточно опытный, который ко всему прочему прочувствовал, что преподавать - это классно, интересно. По такой схеме получаются самые классные преподаватели, которые горят своим делом. Уловный цикл подготовки такого человека - 3-4 года, но, важно что работать и приносить пользу новым поколениям он начинает не через 4 года, а сразу.
- Опять же время, которым сфера почти не располагает.
- Да, но это вложение в перспективу. Моя компания этим начала заниматься в 2014 году. Тогда нам казалось, что это просто прикольно – работать со студентами. И пока остальные коллеги занимались только бизнесом, мы занимались ещё и ИТ-образованием. И мы понимаем, что вот там растут посаженные нами деревца. Мы и свою компанию обеспечиваем кадрами на 100 %, и кафедру и еще и друзьям-коллегам из других компаний помогаем.
- У вас кадрового голода нет?
- У нас на кафедре его реально нет. Когда проходят деканские совещания на факультете и каждый заведующий отчитывается о деятельности своей кафедры, мне коллеги немного завидуют. Почти все из них обозначают проблему нехватки педагогов, а у нас такой проблемы нет, у меня другие проблемы: не хватает времени, денег, ещё чего-то, но не кадров. У нас есть скамейка запасных, постоянный кадровый резерв. Ежегодно включаем туда 5-6 фамилий из числа наших студентов, сотрудников партнерских ит-компаний, проводим с ними работу, отбираем тех, кто готов преподавать и устраиваем их в колледжи, школы. Вот сейчас деньги, которые даёт "1С", деньги гранта позволят создать дополнительные ставки для преподавателей, и часть этих молодых ребят принять в вуз на постоянную работ. К сожалению, обычная система вуза не позволяет мне взять и сказать "а давайте мы возьмём ещё трёх преподавателей, они окупятся через 3 года, но вложиться надо сейчас". Вузы - государственные организации, они так не могут. Тебе дали 20 ставок, когда тебе надо 23, - как хочешь, так и вертись.
А за счёт дополнительного финансирования от реального ИТ-сектора я могу создать дополнительные две-три внебюджетные ставки. Взять на них вот таких молодых специалистов, раскидать нагрузку более равномерно. Высвободившееся время использовать для правильного подхода к системе образования, методике и прочее, прочее. То есть деньги нам нужны не потому, что мы хотим больше зарабатывать, а зачастую просто для того, чтобы привлечь нужных специалистов и за эту работу им достойно платить.
- Вы на конференции сказали, что первокурсники приходят в вуз с разным уровнем подготовки. В итоге одних преподаватели подтягивают, других тормозят, чтобы выровнять. Как уйти от такого подхода? Ведь так можно у первых отбить желание учиться, а у вторых - потушить огонь.
- Это мы так грустно шутим, ведь абсолютно во всех вузах больше внимания уделяется студентам, которые зачастую плохо учатся, хуже схватывают материал. Мы их в кавычках называем "иные". Мы вынуждены с ними заниматься больше, писать им, тянуть их. А те, у кого по учёбе всё нормально, уходят как бы на второй план: у тебя всё хорошо и бог с тобой. Студентов с опытом мы не то, чтобы тормозим, они оказываются частично брошенными в стенах вуза, им мало уделяется внимания. Из-за этого они начинают скучать: сдают что-нибудь автоматом или перестают ходить на дисциплину. Типа "фигня, приду и сдам экзамен". Считаю, что нужно больше выделять внимания продвинутым студентам. И тут опять выходит на первый план проблема нехватки времени. И людей не хватает, чтобы одни занимались одной подгруппой, вторые - другой. Их надо вовлекать, собирать в отдельные подгруппы, включать в проекты заниматься не тем, чем мы занимаемся с остальными студентами, которых подтягиваем. Последних, кстати, при такой схеме проще подтягивать. Например, 12 человек ты подтягиваешь, а 10 у тебя уже в проектах задействованы. Но это не значит, что одни хуже, другие лучше, просто иной уровень первоначальной подготовки, а значит, и преподавать изначально надо разными методами.
- И пока у отстающих студентов будет мотивация быстрее и качественнее усваивать информацию?
- Мотивация безусловно будет хорошей: "Ребята, вы сейчас подтянете компетенции и в ту группу тоже пойдёте. Смотрите, они там уже интересными вещами занимаются, реальными проектами". Сейчас обычная схема построения нам не позволяет даже в расписании дисциплин разделить на подгруппы. Очень много ограничений. А вот в рамках новой системы, которую мы сейчас выстраиваем и запустим с сентября по гранту, - пожалуйста.
- Как вы смотрите на использование искусственного интеллекта педагогами и студентами в образовательном процессе? Об этом много споров идёт.
- Надо воспринимать это как данность. Она уже в нашей жизни. Можно об этом спорить, но сопротивляться, однозначно, бесполезно. Да, ИИ нужно внедрять, нужно этому учить и использовать в образовательном процессе. Регулярно, особенно среди преподавателей старшего поколения, ходят мрачные мысли, что студенты будут ВКР или курсовики писать с помощью ИИ. Да, если студент сможет написать промт так, что на выходе получит крутую ВКР и защитит её на отлично, это же классно! Значит, он стал специалистом, промт-мастером, он умеет управлять нейросетями. Может, это другая специальность, ты не по ней защищался, но ты чему-то тоже научился. Не надо прямо негативно относиться к тому, что студенты используют ИИ. Понятно, что тут можно философствовать, насколько он развивает / не развивает. Это прямо тема для споров. Но как инструменты нейросети надо использовать однозначно. С точки зрения бизнеса, ИИ мы рассматриваем как помощника. Где-то это костыли, где-то это прямо двигатель, который придаёт тебе ускорение. Студенты сами научатся плохому, а правильному применению надо учить, в нужное русло направить. Не все коллеги меня поддерживают, но мне лично совершенно все не важно, если студент какой-то текст, который формально нужен где-то для того, чтобы он читался, сварганит с помощью ИИ, но сделает это качественно.
- Как минимум он сделал правильный запрос, значит, разбирается в теме. Потом ещё доработать надо полученный текст.
- Да, особенно с таблицами, графиками, выводами, расчётами, картинками.
- Юрий, вы как бизнесмен и преподаватель скажите, какой потенциал ИТ-образования в Омской области?
- Мы сначала использовали слоган "Омск - кузница кадров". Потом Минцифры говорит, что кузница - это устаревший термин. Лучше "Омск - фабрика ИТ-кадров". Но тут речь идёт не о том, Омск самый крутой по ИТ в России. Для этого у нас есть Нижний Новгород, который сейчас прямо сильно рванул вперёд, есть Казань, которая тут в лидерах. У нас нет задачи догнать и перегнать их. Речь о том, что мы в Омске можем растить самых лучших специалистов по конкретным ИТ-направлениям. И вот за это имеет смысл цепляться, развивать эту тему. Чтобы Омск был лучшей площадкой для подготовки айтишников в определённых областях и лучшее место, где есть ИТ-компании с этими же компетенциями. Например, мы можем развивать такие направления, как кибербезопасность, цифровая трансформация, разработка цифровых решений, ИИ и так далее. Даже разработка компьютерных игр у нас на очень классном уровне. Мы просчитали 9 направлений, которые в Омске можно поставить в приоритет и в которых наш регион может обоснованно считаться передовиком в масштабах страны.
То есть, если наступить себе на горло и отбросить подготовку по остальным направлениям, то, что непрофильное в Омске, и сосредоточиться на главном, можно за 3-5 лет резко поднять наш регион. При этом параллельно позиционируя Омск во внешней среде: на конкурсах, хакатонах, конференциях - прямо показывать, что у нас лучшая система подготовки именно вот таких специалистов.
- К какому эффекту это приведёт?
- Мы полностью обеспечим себя, т.е. предприятия региона, кадрами этих, допустим, 9 направлений. А дальше будем уже экспортировать эти кадры. Всё равно же из Омска будут уезжать, как из любого региона страны. Пусть уезжают (это неизбежно, всех не удержишь) и несут бренд классной подготовки вместе с собой.
- Мол, вот этот первоклассный айтишник учился в Омске?
- Да! Можно кучу этих слоганов и мерчей придумать: "Я научился, а теперь научу вас". Это же живая реклама нашей области: лучшие спецы по цифровой трансформации воспитываются в Омске! Приезжайте к нам учиться, приезжайте вместе с семьями, из других регионов, стран. Взамен части уехавших в город будет приезжать поток абитуриентов. Эти абитуриенты могут остаться потом в Омске. Получается, что из одного краника вытекает, а в другой постоянно притекает. Абитуриенты из других городов могут приехать с родителями. Он лет через 5-10 может и уехать из Омска, а семья его, скорее всего, тут останется. Нормальная схема. В результате двумя этими кранами можно управлять так, чтобы бассейн в итоге наполнялся хорошей водой.
В прошлый раз мы говорили о том, что сейчас происходит в сфере ИТ-образования, с чем работают педагоги, как учебному процессу могут помочь уже действующие специалисты. Затронули тему нежелания руководителей ИТ-компаний вникать в процесс обучения молодых специалистов в вузах и уже тем более участвовать в нём. А ещё попытались разобраться, как вышло так, что государство и реальный сектор образования и индустрии мыслят разными категориями.
Мир информационных технологий может быть разным, как и специалисты, которые работают в этой сфере. Как живётся и работается айтишникам, читайте в нашей рубрике "Войти в ИТ".