Я познакомилась с Оксаной Толстых, когда планировала писать небольшой материал о творчестве омских художников, которые выставляются на модных вернисажах в Москве и Подмосковье. Мне показалась интересной коллекционер, которую приглашают выступать в Российской академии художеств и которая покупает для своей коллекции произведения молодых омских художников. Работая над материалом о выставке картин в Подмосковье, я и подумать не могла, что небольшой материал выльется в большое интересное интервью с необычным человеком.
Выставка "Цветочная карта" (0+) в художественной галерее "Свет вокруг" города Талдома - это экспозиция, собранная частным коллекционером Оксаной Толстых. Из 27 картин на выставке четыре - это произведения омской художницы Кристины Шестаковой.
Оксана Толстых - географ, научный сотрудник Центра арктических и сибирских исследований ФНИСЦ РАН, кандидат географических наук, автор множества публикаций и исследований. Но и это ещё не всё. Несколько лет назад она начала собирать коллекцию картин. Не просто собирать, а составлять целые карты из произведений искусства, пристально глядя на них глазами географа.
Картины со всего мира научный сотрудник, к слову, недавно вернувшийся из арктической экспедиции, хранит дома. Но признаётся, что часть коллекции постоянно представлена в галереях. В настоящее время, помимо выставки "Цветочная карта", ещё одна коллекция - об Арктике - выставлена в Москве.
В процессе разговора я ещё раз убедилась - случайности не случайны. Несмотря на то что москвичка Оксана Толстых ни разу не была в Омске, этот край вовсе ей не чужой. В Тюкалинском районе Омской области родилась её бабушка.
Об удивительном сочетании географии и искусства, о том, как возродить традиции XVIII в арктических широтах, а также о больших планах и новых идеях Оксана Толстых рассказала читателям сайта "Омск Здесь".
- Оксана, прежде чем я задам все вопросы, которые я планировала, не могли бы вы описать основную мысль своего проекта? В чём идея?
- Михаил Булгаков сделал очень туристическим местом Патриаршие пруды в Москве, написав "Мастер и Маргарита", Андрей Звягинцев снял фильм "Левиафан" и сделал маленький посёлок Териберка на Кольском полуострове самым посещаемым местом российской Арктики, а у художников ещё больше возможностей. Они могут сделать очень привлекательным для туристов свою Малую родину. У художников в руках мощные ресурсы, которые могут и должны использоваться для позиционирования региона, выявления основных брендов, уникальных природных мест, ландшафтных комплексов, архитектурных ансамблей, персон региона. И всё это может оживать на полотнах художников. Моя цель - популяризация искусства и живописцев через науку и наоборот.

Чукотка, мыс Дионисия. Он же изображён на картине чукотского художника Вениамина Медведева
- Я - очень творческий человек. Занималась в музыкальной школе, занималась танцами, вокалом. Что касается изобразительного искусства, то формировалось это в детстве, когда родители приносили домой красивые издания с картинами из разных музеев. Тогда у меня и возникла любовь к живописи. Когда нужно было выбирать профессию, я поняла, что дух путешествий захватывает меня больше всего. И потом, эта сфера была тогда мне понятна с точки зрения карьеры. Но любовь к искусству, ко всему красивому никуда не делась.
- Поэтому логично, что вы решили коллекционировать картины?
- Точечно я всегда покупала картины, либо мне их дарили. Осознанный процесс коллекционирования случился за рубежом. 10 лет я жила и работала в Канаде, занималась там наукой, в том числе изучением искусств коренных народов Канады и Северной Америки. Плюс, я очень много путешествую и в какой-то момент поняла, что привозить очередную тарелочку, либо магнитик - это приятно, но превращается в коллекцию, как у многих. Мне захотелось не просто собрать особую, свою коллекцию, но и поддержать художников, ныне живущих. Я собираю две коллекции. Одна связна с ландшафтами, другая - с цветами. Из моей среды географов таким больше никто не занимается, и мне захотелось занять эту нишу, стать популяризатором искусства, не имея профессионального образования искусствоведа, не являясь кандидатом культурологии. Я смотрю на живопись глазами географа.
- Чем отличается этот особый взгляд от других?
- Когда я бываю в разных регионах и странах, я привожу себе картины местных художников, которые изображают на своих полотнах пейзажи, ландшафты, быт того места, где живут. Ведь можно написать какой-то очень маленький объект, а можно показать очень большой ландшафтный фрагмент, который в сознании людей как фотография. Вот, например, миллионы людей никогда не были вблизи Ниагарского водопада, но глядя на фотографию, они четко понимают, что это именно тот водопад. Очень хочется, чтобы у художников сформировалось желание показывать свой регион через региональные узнаваемые объекты, если хотите территориальные бренды, чтобы их искусство становилось визитной карточкой региона. Когда мы говорим об узнаваемости региона, о туристическом бренде, мы говорим о тех объектах, которые люди посещают. При правильном позиционировании искусства, именно пейзажного, можно создавать в регионах целые коллекции с изображением туристских объектов, знаковых мест, событий, исторических явлений. Мне всегда интересно, насколько картины художников представлены в местных галереях, музеях, насколько сами художники имеют возможность популяризировать свой регион через свою живопись.

- Цветами я никогда не интересовалась глубоко. Были картины, которые мне нравились, но потом я увидела картину в таком исполнении, которое меня просто поразило. Так начала формироваться другая часть коллекции. Потом возникла идея привязывать это к карте, потому что те или иные цветы произрастают только в тех или иных регионах. Поэтому картины, которые у меня в коллекции, я нанесла на картографическую основу, показала точечно, где они произрастают. Именно этот проект под названием «Цветочная карта» и представлен в галерее в Подмосковье.
Цветочные картины у меня двух видов. Первая часть - это та, что прекрасно вписывается в мой интерьер и по содержанию, и по форме. Они оформлены в одинаковые рамы, несмотря на сюжет, плюс они все квадратной формы, т. к. я её очень люблю.
Вторая часть картин - это все остальные, которые не оставили меня равнодушной. Я всегда стараюсь понять, что за растения или цветы в центре сюжета картины, что за регион, и потом смотрю, кто это написал. Бывает так, что один художник попадает в сердце больше, чем другой. Я не беру только именитых художников и не покупаю только начинающих. У меня абсолютно другой подход: разнообразие цветов и регионов. Кстати, выставка "Цветочная карта" привлекла внимание критиков и специалистов в сфере изобразительного искусства тем, что состав художников выбран на вкус коллекционера без оглядки на регалии и прошлые заслуги.
- Как в вашей коллекции оказались картины омички Кристины Шестаковой?
- Кристина Шестакова из Омска для меня очень узнаваема как художник. Я, как человек, который занимался профессионально музыкой, слушаю именно тембры. Человек может петь любую песню, но если у него уникальный тембр и манера пения, то он узнаваем всегда, это как его почерк. Вот то же самое для меня в художнике важно, чтобы я из большого количества картин узнавала руку мастера. Кристина Шестакова на выставке в Талдоме представлена четырьмя картинами. Всего в моей коллекции шесть её работ. Одна из её картин - "Иван-чай отцвел", посвящена растению, которое произрастает в Арктической зоне и в Сибири. К этому цветку я вообще отношусь особенно. Пару лет назад в июле я совершала на поезде большой переезд из Москвы до Владивостока (Транссиб). Глядя на проезжающие поле и лесные опушки, я всегда видела иван-чай розовый, сиреневый, лиловый. Это оставило неизгладимое впечатление. Когда "Иван-чай" Кристины появился в моей коллекции, я очень обрадовалась.



- Эта выставка связана с экспедиционной деятельностью. Целый год я была начальником штаба и учёным секретарём экспедиции "Чистая Арктика-Восток-77". Сейчас пишу докторскую, связанную с арктической территорией России, Канады, Гренландии. В экспедициях я не впервые. В этот раз, кроме научной составляющей, я исполнила свою давнюю мечту.
200-300 лет назад, когда учёные уходили в плавания, открывали земли, у них были чёткие задачи, но не было фотоаппарата, видеокамеры. Всё фиксировалось рисунками самих путешественников либо специалистами, которые обучались для этого. В XVIII веке при Российской академии наук открывается профессиональная рисовальная школа, где художников обучали, как именно и что нужно зарисовывать в экспедициях. Это была определённая каста творцов - экспедиционные художники. И мне очень хотелось, чтобы летописцы оказались и в нашей экспедиции.







- Как много было тех, кто поддержал идею? И были ли те, кто отнёсся к такому возрождению в современном мире технологий скептически?
- Мои единомышленники - это, конечно, географы, которые знают историю, читают материалы по экспедиционным проектам, знают, что такие люди были. Поэтому им интересно наблюдать, как это всё развивается. Второй блок единомышленников - люди, которые пишут эти картины. Для них это интересный эксперимент, новое видение деятельности и позиционирование под другим углом. Люди, которые на это решились, потратили время, сейчас очень довольны. Третий блок людей, который меня поддерживает, - это СМИ, ваши коллеги. Я могу давать интересный, уникальный контент. Для каждого региона он свой. Разные научные результаты, разные институты, разные люди, разные проекты. Для каждого региона даётся своё уникальное видение процесса.
- Нашлось много последователей, много людей, которые говорят: "Оксана, это очень здорово! Мы привыкли к тому, что нас оценивают с точки зрения мазка, техники, с точки зрения цветовой гаммы, а у тебя совершенно другая шкала оценки, другой взгляд. И это замечательно".
- Пробовали ли вы сами написать картину?
- На самом деле у меня есть глубокое желание. Но мой характер такой: я либо делаю что-то очень хорошо, либо не делаю никак. Поэтому если я возьму в руки кисти и буду писать, значит, сначала я закончу какую-то школу. В Москве много организаций, которые предлагают профессиональные курсы, плюс я общаюсь с большим количеством художников. Меня уже спрашивают, когда я начну писать картины сама? Обычно, я отвечаю, что возможно, это произойдет. Просто мне на всё не хватает времени.
- Были ли вы когда-нибудь в Омске?
- Сама никогда не была. Но это не чужая мне сторона. Моя бабушка родилась в деревне Петровка Тюкалинского района Омской области. Она с дедушкой переехала в Оренбургскую область, город Бугуруслан. Там прошло моё детство, я приезжала к ней в гости. А вот мои прадедушка и прабабушка, получается, ваши земляки.
- Где хранятся ваши коллекции, которые постоянно пополняются?
- Часть в квартире, часть на работе, часть в загородном доме. Там пятиметровые стены, есть где разгуляться. Сколько могу, столько использую пространства. Три коллекции сейчас находятся в экспозиционных залах. Если картины каким-то образом объединяются по теме, я собираю их в одно место, и на два-три месяца они попадают на выставку.
- В другие города выезжают? Или выставки только в Москве и Подмосковье?
- Сейчас мне предложили провести вернисаж в Сочи. Очень хочу, чтобы картины туда съездили. Есть предложение в Швейцарию вывезти, но с этим сложнее. На данный момент я готовлю большой пробег выставки по итогам арктической экспедиции. Будем стартовать в Мурманске, возможно, первой площадкой станет ледокол "Ленин". Дальше я расположу города на маршруте путешествия выставки так, чтобы на карте они визуально повторяли рисунок созвездия Малая Медведица. Возможно, будут корректировки. Зависит уже от музеев, которые захотят в этом поучаствовать. Такой проект никто не делал, а я сделаю.
- На каком количестве картин вы остановитесь?
- Точно знаю один финиш по ландшафтам. Это когда я соберу 89 картин из всех субъектов России. Сейчас есть не все. У меня нет цели сделать это быстро. Второе, сегодня у меня в коллекции абсолютно отсутствуют портреты, но я понимаю, что это также может быть интересным. Есть замечательные портретисты, которые показывают, например, костюм, внешний вид людей, которые тогда жили. Опять же в моей коллекции портретов всё будет связано с географией. Это будут, скорее всего, экспедиции прошлых лет, великие географические открытия. Буду стилизовать сначала по российской территории. Пока это идея. Но это повод начать новую коллекцию. Коллекция картин с цветами будет обязательно пополняться. У меня есть картины художников из других стран: Армении, Белоруссии, Канады. Я планирую сделать цветочный вернисаж ежегодным.
- Вероятно, это не все идеи и глобальные проекты?
- У меня есть желание сделать книгу "География в живописи". Чтобы не оформлять большое количество документов в галереях на использование картин художников, имена которых уже увековечили, можно рассказывать о подобных проектах сообществу художников и просить их писать картины в соответствии с сюжетом книги. Это помогает современным именам попадать в сводки новостей своего региона. Искусство для науки и наука для искусства.
- Какое, на ваш взгляд, самое красивое место на Земле?
- Очень сложно сказать однозначно, их правда много. Я бывала в сотне красивейших мест, но, пожалуй, из последнего, что меня захватило, это Камчатка. Картина местного художника Евгении Полюдовой "Сивучи" тоже имеется в моей коллекции.
Автор картины "Сивучи" - Евгения Полюдова
- Есть ли в Вашей коллекции самая любимая картина?
- Сложно ответить… Пожалуй "Закат на реке Волга" Анастасии Качиной. Я родилась в Самаре, Волга - это моя родная река.
"Закат на реке Волге". Автор: Анастасия Качина
Фото предоставлены Оксаной Толстых