"Я молился, чтобы всё честно получилось". Режиссёр фильма "9 секунд" о достоверности игрового кино
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 17 марта 2025, 10:07  •  печать

"Я молился, чтобы всё честно получилось". Режиссёр фильма "9 секунд" о достоверности игрового кино

На прошлой неделе в Омске проходил второй Международный кинофестиваль "Свидание с Россией. Сибирский характер" имени Михаила Ульянова (12+). Приз зрительских симпатий завоевал фильм "9 секунд" режиссёра Олега Штрома.

Лента рассказывает о реальных событиях 2010 года во Владивостоке. На эсминце "Быстрый" произошёл прорыв топливного трубопровода с мазутом, короткое замыкание и пожар. На борту находились 348 человек, которым грозила гибель вместе с кораблём. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов уже закончил своё дежурство, но увидел открытый огонь и бросился к нему перекрывать утечку. 9 секунд ушло на то, чтобы не случилась катастрофа. Алдара госпитализировали с ожогами 90 % тела. Через четыре дня он скончался.

О том, как деликатно перенести на экран биографию современника, зачем снимать игровой фильм почти без декораций и чем хорош молодой зритель, Олег Штром рассказал корреспонденту "Омск Здесь" в эксклюзивном интервью.

- Фильм "9 секунд" очень понравился омскому зрителю. Какой была ваша мотивация, когда вы брались за экранизацию этой реальной истории?

- Документалистикой я тоже занимаюсь и очень её люблю. Для меня этот жанр всегда был близким. Это реальные истории, реальные люди, реальные персонажи. В моей фильмографии есть фильм "Десантный батя" о генерале Маргелове, тоже основанный на реальных событиях, его биографии и судьбе. Есть фильм о Екатерине Фурцевой (Министр культуры СССР в 1960-1974 годах, - прим. ред.), это частично документальная, частично игровая картина, или докудрама. И вот третья масштабная картина - фильм о судьбе Алдара Цыденжапова. Судьба трагическая, но, как говорят, герой может умереть, но дело его должно жить. На Тихоокеанском флоте сейчас служит корабль "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов". Дома - в Бурятии, в Забайкальском крае - Алдара знают, помнят и любят. А мы просто устранили несправедливость, и теперь больше людей знают о нём, о его истории, о том, как он жил. Он был абсолютно простым парнем. И простой парень может принять правильное решение в ту минуту, когда надо это сделать. А человек, на которого всё время рассчитывают (то есть прирожденный герой), может струсить.

- Вы с самого начала много общались с родителями Алдара.

- Обязательно! Если бы они не дали добро, мы бы не сняли этот фильм.

- У вас была личная ответственность перед ними за то, каким получится фильм?

- Конечно! Личная ответственность перед сыновьями Василия Филипповича Маргелова и десантниками тоже была. Но там было всё попроще, потому что просто 2 августа в фонтане утопят, и всё (улыбается). Когда делал кино про Фурцеву, её дочка Марина была консультантом. А здесь было совсем всё сложно, потому что те события [произошли] совсем рядом. Сейчас Алдару было бы немного лет, чуть за тридцать. Его родители замечательные, мама прекрасная, большая молодец, очень мужественная. И на премьере фильма она сказала замечательные, на мой взгляд, слова: "Я плакала одна и плачу до сих пор. Но я понимаю, что так бы плакали ещё 348 матерей".

- Зачем нужно было такое глубокое погружение в материал?

- Любой человек, а мужчина особенно, должен в жизни сделать что-то такое важное, после чего, как сказано в литературной классике, было бы не стыдно за прожитые годы. Лучше этого я пока ничего не снимал. Считаю, это моя самая искренняя работа. Мы её сделали честно, с любовью. И зритель отвечает взаимностью, а это самое почётное. Да, у фильма уже есть награды. Но это не так важно, как то, что я вижу глаза людей после просмотра картины. Сначала они тихо смотрят титры до конца, а потом стоя аплодируют минут пять. Естественно, не мне. Да, я эту историю донёс до них, но аплодируют Алдару и всем тем, кто способен на такие поступки.

- Вы рассчитывали на такую реакцию зрителя?

- Нет, конечно! Я только молился об одном, чтобы всё честно получилось. Мне потом в глаза смотреть людям, а не просто куда-то уехать, спрятаться и никогда не говорить, что это сделал я. Обстоятельств же много, такое кино снять очень непросто, даже технологически. Это и драма, и сцена пожара, и актёрские работы. В фильме не было каких-то известных артистов, кроме Дмитрия Певцова и Даниила Спиваковского, у которых сквозные роли, но небольшие. А основные роли сыграли артисты Бурятского театра драмы и местные жители, настоящие моряки. Звёзд там нет. Я считаю, что наша огромная удача - это Бато Шойнжонов, который сыграл главную роль. Он знал историю Алдара, и мне было легко договориться, потому что он ту же самую ответственность ощущал.

- Съёмки проходили в реальных локациях, где жил, учился и служил герой фильма, а декорации практически не использовались. Снимали даже на том, корабле, где произошла трагедия. Что такой поход дал картине?

- Достоверность. В Агинском (родном посёлке Алдара, - прим. ред.) мы снимали в доме дедушки Алдара, где он иногда жил. Это реальный интерьер, он ходил по этим самым доскам, спускался по этому крыльцу. Снимали во Владивостоке на эсминце "Быстрый". Он уже не на ходу, стоит у причала. На нём висит табличка: "Герой Российской Федерации солдат Цыденжапов". Там сейчас матросское общежитие. А мы снимали непосредственно в том машинном отделении, где произошла трагедия. Если бы мы позволили себе зажечь там хоть спичку, то трагедия была бы настоящая. Сгорел бы корабль, сгорели бы все мы и сгорели бы все матросы. Поэтому эпизоды службы, жизни мы сняли там. А для того, чтобы снимать трюковые вещи, связанные с пожаром и огнём, мы построили декорацию - точную двухэтажную копию машинного отделения эсминца "Быстрый".

- Снимая биографическую картину, режиссёр изначально ограничивает себя определёнными рамками. Как работать художнику, если поле для драматургии и художественного вымысла достаточно мало?

- Нет, наоборот. Нет автора лучше, чем сама жизнь. Ничего не надо высасывать из пальца, оно всё здесь. Только надо это правильно почувствовать, понять и передать. Сама история нас так обволокла, что просто не надо было этому сопротивляться.

- Одну линию сценаристы всё-таки придумали с нуля - любовную.

- Да, это правда.

- Насколько органично она вошла в общую историю?

- Это зрителю, конечно, судить. Я считаю, что очень неплохо. В жизни эта линия тоже была, и мы её сохранили и передали. У Алдара была девушка, его одноклассница. Он ей очень симпатизировал, она ему тоже. У них не сформировалось никакого романа - она уехала, не доучилась с этим классом. После они ещё переписывались, но когда Алдар ушёл в армию, уже ничего не было, эта история не развивалась. И здесь, конечно, наступил художественный вымысел. Но, на мой взгляд, это правильный подарок всем зрителям. Потому что должна быть в фильме не только трагедия, но и любовь, и надежда, и вера в завтрашний день.

- Алдару Цыденжапову было всего 19 лет. Вам лично стало понятно, откуда у такого молодого человека взялось столько мужества, героизма?

- Да, я об этом картину снял. Не было в нём никакого героизма, не думал он об этом. Вот в чём самая большая уникальность этой жертвы и самая большая победа человеческого духа! У него сестра-двойняшка, она заводила, лидер, а он всегда так... рядышком. Но друзья о нём рассказывали (а они не лукавили), что он умел дружить, держал слово, был очень спортивным парнем. Нельзя сказать, что он был идеальным, ведь учился не очень. Но мужские качества и "корневая" система (буддизм, проникновение корнями куда-то в глубину человеческого сознания) сформировали вот такого парня, который действительно в экстремальный момент поступил единственным образом. По-другому ему просто было нельзя поступить.

- То есть семья внесла большой вклад в то, каким он стал?

- Очень! Старший брат, дедушка, папа - примеры ему. И ещё любовь сестры, матери. Это нормальная большая семья. И если рассуждать сейчас, что такое семейные ценности, то вот они - все у нас на экране.

- Снимая фильм, вы обращались к молодому зрителю?

- Да, безусловно. Вообще я в основном для молодого зрителя работаю. И считаю, что у нас ещё есть шансы, нас слышат. Молодёжь классная. Да, они более интровертные, более замкнутые, но умные - всё понимают.

- Молодым людям нужен сейчас пример героя?

- Безусловно.

- Каким он должен быть?

- Да просто не врать. Прежде всего, герой не должен врать. Что человек чувствует, думает, говорит, так он и поступает. И тогда он пример. Ведь фальшь чувствуется сразу.

Читайте также