Тренды морали с фестиваля "Ноль Плюс". Как сформировать доброго и любящего человека
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  2 марта 2025, 14:10  •  печать

Тренды морали с фестиваля "Ноль Плюс". Как сформировать доброго и любящего человека

В интервью "Омск Здесь" - Николай Данн, продюсер, основатель и президент Международного фестиваля детского и семейного кино "Ноль Плюс". Он расскажет, почему кинематограф - один из инструментов формирования личности и как сотрудничество с иностранными коллегами может повлиять на будущие поколения.

- Для чего нужно проводить кинофестивали?

- Фестивальное движение - это возможность создать праздник или событие, которое интересно для горожан, событийный туризм. [Важно] сделать кинофестиваль так, чтобы те, кто живёт в городе, могли прийти посмотреть фильмы и соприкоснуться с искусством кино. Этот момент - главный. Потому что у нас в Тюмени нет студий, кинокомпаний, киноиндустрии - в нашем городе есть зритель. И он главный, ради кого это делается. Зритель в нашем случае - это дети, родители, семьи, потому что у нас детский, семейный кинофестиваль.

И, конечно же, из этого сразу вытекает [необходимость формировать] понимание того, что такое фестивальная культура. Ведь фестивалей много в стране. И как сделать так, чтобы это был не просто показ (хоть и этого вполне достаточно), но как всё-таки это сделать культурой? Потому что мы смотрим [фильмы] дома, это тоже своего рода кинопоказ, мы смотрим в школе, в клубе. И вдруг - фестиваль. Тут надо понимать, что если мы думаем о развитии фестиваля, тогда мы обязательно должны думать о культуре. Потому что культура - это процесс передачи [знаний] и желание развиваться, как в культуре кинопоказов, в киноиндустрии, так и в киносмотрении. Киносмотрение как культуру мало кто берёт. Хотя она изначально была. Ты в театр приходишь и чётко понимаешь, что попкорна нет. В кино приходишь и понимаешь, что попкорн должен быть. Разные принципы. Но тогда уходит формат развлечения и обучения. И мы как раз между обучением и развлечением сделали свой кинофестиваль.

- Почему для вас важна образовательная составляющая кино?

- Мы видим, что любой образ в кино формирует мировоззрение человека. Маленького, большого - не играет роли, сколько ему лет. Но если мы хотим увидеть позитивные перемены в будущем нашей страны, в развитии культуры, тогда ты должен понимать, что и ради чего ты показываешь, ради чего ты этот фильм создал.

Один момент - коммерческий аспект, а другой - смысловой. А можно ли их соединить в одной форме? Можно, но на эту тему надо размышлять. И вот кинофестиваль - это один из способов поговорить. Поговорить с теми, кто производит кино. Это и была изначальная тема - акцентировать внимание на тех ценностях, которые помогают родителю или педагогу, воспитателю формировать новую личность.

- Важно ли учитывать интересы подростковой зрительской аудитории?

- Знаете, у нас в стране есть тенденция: мы думаем "а давайте спросим подростков". Давайте спросим, посмотрим, как они мыслят. Но если только акцентироваться на том, что им хочется, то тогда мы упускаем то, что необходимо показать. И, на мой взгляд, лучше создавать тренды, лучше создавать образ, модель, мораль, норму, для того чтобы подростки видели и знали, куда тянуться. Если этот элемент убрать, то не будет образования. Будут только определённые навыки: анимации, кино, разговора. Но сами смысловые формы должны быть главными, а навыки - второстепенными. И тогда мы понимаем, что у нас общество, подростки сейчас разобщены. Тогда давайте сделаем акцент на отношения и посмотрим, а как эти коммуникации должны выстраиваться: на какой основе, почве, теме, как творчество вплетается. Если не запускать нормы и не давать [ориентир], куда идти, всё становится негативным явлением. А если мы точно запускаем направление и говорим: в подростковом возрасте, ребят, вы должны соприкоснуться с тем, что вы хотите, [важны] ваши желания, стремления, ваши интересы и главное, ваше взаимодействие друг с другом. И кино на эту тему показать, а потом обсуждать. Тогда "включается" образовательный аспект.

- Поэтому на фестивале особое внимание уделяется кинопедагогике?

- Мы на кинофестивале сделали обучение педагогов, воспитателей и работников культуры, потому что они общаются с обществом, с детьми и должны знать, как кино применять. Но кино-то для них просто как вид искусства, а не как инструмент. Конечно, многие мне говорят, почему я сравниваю искусство и инструмент. Я говорю, что любое искусство - это инструмент, инструмент воспитания, формирования общества, личности и т. д. Ещё Ушинский (один из основоположников научной педагогики в России, живший в середине XIX в., - прим. ред.) говорил о том, что педагогика - высший вид искусства. Тогда давайте точно поймём: это так. Попробуйте сформировать доброго любящего человека. Просто характеристики в интернете вбить что ли? Он же не появится такой - раз, и он вселюбящий тут же. Нет, это кропотливый труд! Когда мы и наше общество к этому придём, мы будем не просто поднимать в массы всё, деторождаемость в разы, мы будем понимать, что мы дорожим нашей культурой, страной, нашими ценностями, формами жизни и культуры. А пока этого нет, хотя бы должен быть этот далёкий образ. Наш кинофестиваль делает эти формы, запускает.

- В рамках фестиваля представлены участники из разных стран. В чём плюсы международного обмена контентом?

- Каждая страна точно характеризуется своими культурными особенностями и теми событиями, которые происходят в ней. Мне было интересно за этим понаблюдать. Например, в полуторамиллиардной Индии есть небезразличные люди, они сразу видят, как они могут о своей культуре рассказать в другой стране. У них есть интерес поделиться своими наработками и своими особенностями с другими странами. Почему? Потому что они заинтересованы в том, чтобы об Индии больше знали в других странах. Далее ЮАР. Понятно, что у них там отпечаток колонии, того времени, когда власть менялась - ещё не зажили эти раны. И они понимают, что они маленькая страна, с маленьким запасом, но они готовы этим делиться и в этом процессе быть.

Все сводится к одному: усиление сотрудничества стран даёт возможность выстроить общую форму развития будущего детей. Все в голос говорят, что это [должно быть] общественное движение, как ассоциация, которая должна объединить [всех], где [все будут] друг другу помогать. Давайте сделаем бизнес-модель. И каждый свои наработки давал. Мы, в частности, по кинопедагогике, потому что у нас проработан достаточно большой диапазон, как это сделать в дошкольном воспитании и в учителе, когда учитель становится главным действующим лицом. Но не с точки зрения навыков, а с точки зрения смыслов, как у нас было и в советское время, и вообще в целом. В нашем понимании педагог - это человек, у которого я учусь. Но учусь не литературе, живописи и т. д., а учусь, как жить. И в кино это есть - в историях, событиях, сюжетах, которые там появляются. Вот здесь мы схожи.

Плюс мы сошлись в одном мнении, что каждая страна даст фильмы о своей культуре, чтобы появился общий фонд фильмов. Тогда, например, я могу своим показывать, как там в Индии: пусть это будет кастовая история, их достижения, культурные формы - не только фильмы, где они поют и танцуют. Иран: какие у них были сказки, всё, что касается их традиций, как они соединяются. Ведь наше незнание, или неграмотность, или недоразвитость [заключается] в незнании друг друга. В незнании того, что наработано. Вот представьте: это уже есть, а мы не знаем. У тебя точно есть уже состояние, а ты об этом не знаешь, и ходишь, как будто ничего нет. И каждый раз, на каждом новом этапе жизни или новое поколение - как будто по новой все всё узнают. Ребят, у нас там тысячелетия, а мы здесь думаем, что мы вот 30 лет прожили после советского времени в России. Да бросьте это.

- Чем вам лично хочется поделиться со зрителями?

- Я в социальных сетях своим друзьям показываю просто природу, для того чтобы у них была какая-то разрядка - они в визуальном шуме больше. Я наблюдаю, на какое природное явление идёт больше откликов. Вот эта тяга - это тоже же образ. Если я буду только одно говорить: смотрите, вот кино… Мы ушли обратно в иллюзию от мира. У нас во многих фильмах природа ставится как бы по умолчанию вот там (показывает назад), но не здесь (показывает вперёд). И о ней мы говорим только с точки зрения проблематики, т. е. как об экологии, которая воспринимается как бутылки и мусор. Ребят, это не экология, это переработка наших отходов. Ну можно как-то взять это всё-таки в природе, но природу нужно показывать по-другому. И, где я бываю, снимаю именно так, чтобы другие могли [её] видеть. И рождается идея, когда ты это видишь, понимаешь, насколько ты и мал, и в то же время насколько ты мощный, потому что это видишь - одномоментно. И всё-таки вижу, что хочется снять несловесный фильм, когда есть только одна природа и ты как наблюдатель за ней: с высоты птичьего полёта, детали. И это в общей гармоничной форме. Тогда это даёт какое-то трепетное отношение к жизни. Трепетное - значит, очень уважительное. И гордость за страну, за место, где мы живём.

Фото: скриншоты проекта "ПРО КИНО" телеканала "Продвижение"

Читайте также