"Ну фу, попса какая-то". Как создавались легендарные снимки "Гражданской обороны"
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  8 ноября 2024, 15:09  •  печать

"Ну фу, попса какая-то". Как создавались легендарные снимки "Гражданской обороны"

Фотограф Андрей Кудрявцев рассказывает, как создавались забавные чёрно-белые снимки участников группы "Гражданская оборона".

40 лет назад советские любители рок-музыки впервые услышали слова "Гражданская оборона" в новом контексте. 8 ноября 1984 года образовалась группа Егора Летова, которая своевременно вписалась в контекст изменений в стране и стала символом целого поколения, не боявшегося высказывать свои мысли и чувства через музыку.

В этот раз мы решили встретиться с известным в Омске фотографом Андреем Кудрявцевым, который за годы дружбы с Егором Летовым создал много уникальных чёрно-белых снимков, ставших, в том числе, обложками для альбомов "ГО".

Сам фотограф родом из Санкт-Петербурга, в наш город он переехал в декабре 1987-го и на тот момент уже знал о том, что именно в Омске живёт Егор Летов. Андрей Кудрявцев тогда тоже увлекался роком, знал многих исполнителей и был официальным фотографом группы "АукцЫон". 

- Я устроился в газету "Молодой Сибиряк" на следующий день после приезда в Омск. Знал, что там освободилось место фотографа, которого призвали в армию. В Питере открыто говорили о музыке, в ДК устраивали концерты, поэтому я в первый же день спросил про Егора Летова. На что редактор сделал удивлённое лицо и притворился, что о нём не знает. Я говорю: "Ну вся страна знает его". На что услышал ответ, что Егор на самом деле проживает в Новосибирске, но скрывается ото всех, поэтому для отвода глаз говорит, что живёт в Омске. И я ему поверил, но в итоге всё же вышел на человека, который меня познакомил с Егором. Правда, для этого мне пришлось с ним разговаривать по телефону часа два - о Питере, разных группах и о музыке в целом. Таким образом мне устроили проверку, хотели убедиться, что я не из КГБ, - вспоминает Андрей Кудрявцев.

Он не помнит свою первую встречу с лидером "ГрОба", но, по его словам, все они были похожи, потому что Егор всегда был приветливым и радостным и поначалу обращался к фотографу на вы. Той же зимой [1987-1988 гг.] начались творческие вылазки, Андрею Кудрявцеву как профессионалу было интересно изучить новый для себя город и самого Летова. Он уже тогда понимал, что музыкант - человек неординарный. При этом вдвоём они никогда не ходили, всегда ждали, когда в гости приедут и другие члены команды: Янка Дягилева, Игорь Жевтун (Джефф) и Олег Судаков (Манагер).

До всех локаций добирались исключительно пешком, для творческих натур залезть на кучу строительного мусора или посидеть внутри проржавевшей машины было в радость. Такие вылазки занимали примерно полдня, ребята уходили налегке, а по возвращении согревались горячим чаем.

- Мы просто прогуливались, замечая интересные места, фотографировали их и продолжали свой путь. Например, звучала фраза: "Это прикольная куча, ребята, давайте прыгать". Егор был очень весёлым, мне кажется, это всё от того, что он очень много времени проводил один и радовался каждой встрече. Меня кто-то спрашивал, что за фотография, где они по колбасе прыгают. А это не колбаса, это утеплитель строительный был. И все эти снимки, включая склеп, мы не планировали заранее. То есть не было ни одной целенаправленной съёмки, - поделился фотограф.

Большинство фотографий были сделаны в окрестностях Чкаловского посёлка. Особенно атмосферными получились кадры вблизи ТЭЦ-5 (железная дорога, озеро и строительная свалка), в берёзовой роще у Окружной дороги и на Старо-Восточном кладбище. Например, фото для пластинки "Русское поле экспериментов" (1994 год) были сняты на живописной горке с минимумом растительности.

- Я их заставлял бегать по полю. Ну раза четыре-пять они у меня поднимались и спускались. И пальто Джеффа как раз дало самую красивую картинку. Обратите внимание, как натоптаны следы, это не первый вариант кадра, - подчеркнул он.

Самый знаменитый портрет музыканта был сделан на небольшой железнодорожной ветке, которая вела к ТЭЦ-5.

- Егор не хотел фотографироваться, он категорически был против. Я просил его встать и попробовать, а он говорил: "Ну фу, попса какая-то". И в конце концов его убедила фраза, что этот снимок будет обложкой к любому альбому "Коммунизма" (другой проект Егора Летова - прим. ред.). Он нехотя встал, я сделал несколько снимков, и он ушёл. Было буквально пять кадров. Меня больше всего задело в этой проволоке, что её колючки похожи на жест "панки хой". А потом он очень гордился этой фотографией, она визитной карточкой стала. Позже, в 2010 году, "Комсомольская правда" назвала этот снимок лучшей рок-фотографией десятилетия, - отметил спикер.

Такие творческие прогулки продолжались около пяти лет, затем у Андрея Кудрявцева родился сын, а позже наступили тяжёлые времена, когда нужно было не просто зарабатывать, а выживать. Лишь в 1998 году он начал возвращаться к фотографии, но тогда Егор Летов в основном проводил время в разъездах.

Печатали фотографии они вместе в ванной комнате Андрея Кудрявцева. В его квартире был совмещённый санузел, где оборудовали рабочее место для фотопечати. На бортиках самой ванной размещались две доски, на которые ставилось всё необходимое для проявки. За всем процессом, сидя рядом на унитазе, всегда с любопытством наблюдал и сам музыкант-бунтарь.

 

Фотографии печатали чёрно-белыми, потому что в то время именно такие снимки лучше всего сохранялись. Цветные получались менее качественными и быстро выгорали - уже через полгода изображение становилось практически полностью испорченным. Несколько успешных кадров было сделано на фотоаппарат "Зенит", который в то время не славился надёжностью и работоспособностью.

- Он ломался постоянно. Например, на концертах в перерыве я успевал разобрать инструмент, заменить пружину или отрегулировать её натяжение. Затем я продолжал работу. Иногда исправлял какие-то неполадки, например, сгибал или отрезал ненужные элементы, чтобы фотоаппарат функционировал должным образом. То есть он был очень ремонтопригодный. У меня всегда был с собой ремонтный набор в рюкзаке, - добавил он.

А между концертами и фестивалями Летов практически не выходил из дома, записывал новые композиции и прилично обрастал. Поэтому Андрей Кудрявцев приглашал стилиста и художника Татьяну Жарову, чтобы она приводила музыканта в порядок.

- Я думаю, если бы я сидел дома, то тоже бы зарос. Если мужчина не посещает парикмахерскую регулярно, то обычно он обращается туда только тогда, когда ему нужно куда-то пойти. А когда он просто сидит дома, ему не мешают ни усы, ни борода. Это был нормальный образ жизни для него, - подчеркнул Андрей Кудрявцев.

А ещё нам удалось-таки получить ответ на вопрос, почему Егор Летов никогда не выступал в родном городе. По словам Андрея Кудрявцева, на эту тему они с музыкантом вели разговоры неоднократно. Лидер ГО был обижен на местное КГБ и опасался за то, что дом, в котором он живёт, станет местом притяжения для незваных гостей.

- Его прессовали, изымали альбомы, которые потом не вернули. Основная причина заключалась в том, что он жил на первом этаже пятиэтажного дома. Если бы у него появилось хотя бы 50 фанатов в Омске, ему бы пришлось несладко. Под его окнами могли бы организовать фан-клуб, что было категорически неприемлемо в советское время, - подтвердил наши догадки фотограф.

В заключение наш спикер поделился интересным фактом, который многие могут посчитать совпадением. В день смерти Янки Дягилевой, 9 мая 1991 года, Егор вышел на улицу, чтобы прогуляться. Там он увидел бабочку, которая села ему на ладонь и, посидев несколько секунд, замертво упала. Егор сразу понял, что произойдёт что-то нехорошее, а вечером узнал о смерти Янки.

А ещё Андрей Кудрявцев принимал участие в программе "Наши люди". Он рассказывал, как снимал Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, дядю Фёдора (музыканта Леонида Фёдорова) и почему современным фотографам проще развиваться в профессии. К слову, в прошлом году его работа засветилась в сериале "Слово пацана" (18+).

Напомним, что в начале осени в Омске впервые прошёл фестиваль, посвящённый 60-летию со дня рождения лидера группы "Гражданская оборона". Мы смогли пообщаться с его коллегами по сцене, узнать о планах по созданию музея-квартиры в Омске и встретиться с теми, кто сегодня ценит его творчество и способствует его популяризации.

Фото: Елизавета Медведева, фото из книги Алексея Коблова "Егор Летов. Моя оборона"

Читайте также