Музей омской рок-культуры распахнул свои двери в 2019 году. Он расположен на базе омского "Киновидеоцентра" и представляет собой уникальное пространство, сочетающее в себе функции музея, кинотеатра и сцены для выступлений музыкантов. В этом месте собраны редкие экспонаты, посвящённые омским рок-группам. Инициатором проекта стало творческое объединение "Орден Сибирского Рока", которое ставит своей целью развитие рок-движения в регионе. В рамках работы объединения функционирует музыкальная мастерская-студия, регулярно проводятся фестивали, концерты и творческие вечера.
3 ноября рокеры устроили большой праздник в честь пятилетия Музея и семилетия с даты основания Ордена. В этот знаменательный день перед зрителями выступили молодые музыканты - группа "Слухофрукты", а также "Виадук" - коллектив, основанный бас-гитаристом Евгением Сегалом. Услышали поздравление и от легендарного Александра Чеснакова, гитариста групп "Гражданская оборона" и "Коллекция бабочек".
Мы пообщались с омским рок-музыкантом, участником рок-группы RIFF, гроссмейстером творческого клуба "Орден Сибирского Рока", основателем Музея омской рок-культуры Артёмом Мурзиным. В интервью он рассказал, что изменилось в музее за пять лет, какую миссию выполняет Орден и как рок-музыка влияет на слушателей.
- В целом с историей создания Музея омской рок-культуры знакомы многие. Интересно, что изменилось здесь за последние пять лет?
- Постоянно что-то обновляем и модернизируем. Обустроили сцену, помосты и лесенку, добавили звукоизоляцию. Всё постоянно находится в движении, и всё время что-то нужно делать. Изначально все стены были белыми. Покрасили стены, сделали своеобразные граффити. Ещё видны недоделанные участки. В идеале хотелось бы, чтобы все белые пятна были устранены, весь интерьер будет в жёлто-красно-чёрных тонах. Я бы хотел даже потолок как-то оформить. Однако я не тороплюсь и стараюсь делать всё со вкусом, чтобы было красиво. Когда я приезжаю, то постоянно планирую, что можно было бы улучшить.
Мечтаем превратить наше подсобное помещение в небольшую студию, чтобы иметь возможность записывать музыку. Хотя у нас и много энтузиазма, но не хватает времени на всё.
- На открытии музея вы планировали, что у вас будет экскурсовод и администратор. Со временем вы отказались от этой идеи или поняли, что музей может существовать без этих сотрудников?
- Это я и есть в одном лице. В основном мы проводим экскурсии по запросу. Последний раз к нам, например, приходили школьники, мы показали фильм в кинозале и провели экскурсию. Лидер группы "Термос revivle" Андрей Чурсин немного сыграл для них. К сожалению, сейчас мы не можем работать по какому-то фиксированному графику, например, с 15:00 до 18:00 в будние дни. Для этого нужен человек, который будет находиться здесь постоянно.
Но наша аудитория целевая, поэтому у нас нет необходимости проводить 2-3 экскурсии в неделю по какому-то строгому плану. Обычно к нам приходят люди, которые заинтересованы в чём-то конкретном, касающемся рок-культуры, или просто хотят узнать что-то новое.
Все, кому интересно посетить музей, могут связаться с нами, и мы обязательно всё покажем, в том числе людям из других городов. Например, у нас была группа из Свердловска, состоящая из однокурсников. Раз в год летом они собираются и едут в какой-нибудь российский город, где знакомятся с его культурой. Вот побывали и у нас. Были гости из столиц, Челябинска, Новосибирска. Были мотоциклисты из Свердловска большим коллективом мотоклуба "Ренегаты". Они были в выездном туре по Сибири и, узнав о наших экскурсиях, попросили организовать посещение.
- В каком формате проводятся ваши экскурсии?
- Люди приходят, мы рассказываем об истории создания Музея, наиболее интересных экспонатах. Потом чаепитие обязательно и живая музыка.
Обычно моё повествование длится около 20-30 минут, потому что потом люди начинают уставать. Но на самом деле, рассказывать можно бесконечно, особенно если речь идёт об истории омских рок-коллективов. Поэтому я обычно обращаю внимание на самые яркие экспонаты и значимые события. Часто экскурсия интерактивная, люди задают вопросы, и мы общаемся.
Несмотря на то что наш музей находится в отдалённом районе и не имеет регулярного графика работы, у нас неплохая посещаемость. Ведь мы работаем не только как музей, но и как арт-площадка. За последние пять лет мы провели более 150 мероприятий, включая концерты, квартирники, творческие вечера, экскурсии и другие события.
- Как вы считаете, в чём изюминка вашего музея?
- Мы больше всего ценим живое общение с музыкантами. Например, во время одной из экскурсий я показывал фотографии и рассказывал о жизни и творчестве музыкантов. А тут же сидят в зале, пьют чай "живые экспонаты": Михаил Костоглодов, вокалист "Кровавого Утренника", музыканты Евгений Сегал и Евгений (Лад) Борисенко. Гости в восторге. И сразу после экскурсии был концерт, где парни выступали. Это гораздо ценнее, чем просто красивый антураж и экспонаты. Люди и живая музыка - вот что действительно важно.
- Вы сказали, что за пять лет провели более 150 мероприятий, что самое интересное вам запомнилось за это время?
- Мне особенно запомнилось празднование 20-летия нашей группы RIFF. На этот праздник мы пригласили нашего хорошего друга Алексея Страйка - известного в наших кругах рок-музыканта и виртуозного гитариста. Он приехал из Москвы. Мы исполняли как его песни, так и наши. Концерт длился более четырёх часов. Как это часто бывает у нас, мы собрали музыкантов из разных составов группы, программа получилась насыщенной. Исполнили более 40 песен из нашего репертуара и несколько песен Алексея.
У нас не бывает рядовых мероприятий. Каждое из них по-своему интересно. Иногда бывает более "лампово", иногда более мощно и задорно. Но каждый раз, когда мы собираемся, чтобы пообщаться, к нам присоединяются новые люди.
- Может ли в вашем музее быть представлена история молодых коллективов?
- Молодые коллективы на нашей сцене регулярно. Конечно, мы не делаем для совсем юных музыкантов какие-то отдельные уголки, ведь у них ещё фактически нет истории. Но даём возможность выставлять свои материалы: записи, диски, афиши, фотографии, реквизит. Если есть какие-то интересные предметы, для них всегда найдётся место. Но для них важнее возможность выступить перед публикой, которую мы и предоставляем.
- А как формировался "Зал славы"?
- Ну это условно мы так называем экспозицию о наиболее известных группах города и области. Мы отобрали полсотни коллективов, для которых мы создали и создаём баннеры с исторической справкой. Сейчас в музее представлены пока, конечно, не все из них, но работа продолжается. Это те, кто заслуживает отдельного внимания: "Гражданская оборона", "Кровавый утренник", "Летающие свиньи", "Исайя", "Воланд", ND и другие.
- Как вы определяли эти знаковые коллективы?
- В качестве основы для работы я взял "Энциклопедию омского рока", выпущенную в 2003 году Третьяковым А. Г. Из неё мы отобрали информацию о наиболее значимых коллективах. Мы оценивали значимость каждого коллектива по продолжительности их существования.
Мне сложно объяснить, почему тот или иной коллектив входит, по нашему мнению, в "Золотой зал славы" омского рока. Это всё довольно условно, но одновременно очевидно для знающих людей, популярность и название коллектива сразу говорит о многом любому, кто знаком с омским роком.
- В одном из своих интервью вы говорили, что музей - не совсем музей. Как же тогда правильно называть это помещение?
- По документам мы - творческое объединение "Рок плюс кино", включающее кинопоказы, музыкальные мероприятия, выставку экспонатов. У нас творческий договор с "Киновидеоцентром": они предоставляют нам помещение, а мы организовываем здесь тематические и совместные мероприятия. Например, летом в парках организуются "кинопикники", на них выступают рокеры и проводятся тематические кинопоказы.
Мы изначально планировали создать многоплановую площадку для концертных и творческих мероприятий, а не музей, где экспонаты будут просто лежать на столах. Однако во время оформления документов мне позвонили из Министерства культуры и сказали, что для открытия музея необходимы совсем другие условия. Мы прояснили, что так нашу идею назвали журналисты, они упомянули, что открывается площадка, которая будет называться "Музеем омского рока". Так и закрепилось в общественном сознании. Официально мы "Временная выставка экспонатов омской рок-культуры", а в целом это объединение "Рок плюс кино", если подходить к вопросу юридически.
- В этом году также исполняется семь лет с основания Ордена Сибирского Рока. Расскажем о нём немного подробнее.
- Орден - это сообщество людей, объединённых общими идеями и взглядами. Я говорю о тех, кто официально состоит в нём. В настоящее время в нашем сообществе 25 человек. После распада предыдущего клуба в 2017 году мы решили создать новый. Ещё во время предыдущего проекта мы хотели объединить омских рок-музыкантов, но не в формате рок-клубов, которые были раньше, а как-то иначе. Сейчас мы объединяем группы вокруг себя. Мы как стержень, а вокруг нас - конкретные люди.
У нас есть Устав, правила приёма, обряд посвящения и испытательный срок для неофитов. Мы не претендуем на то, чтобы охватить всех рокеров в городе и вовлечь в организацию. Дружим и сотрудничаем со всеми, но не стараемся "завербовать" всех и каждого. Наши цели и задачи - развитие омской рок-культуры и помощь всем омским коллективам, молодым и не очень.
- У вас члены Ордена носят нашивки разного цвета, расскажите, в чём разница?
- У нас есть специальная градация, которая закреплена в Уставе. Золотые цвета у нас носит руководство, так называемый Капитул. Серебристые цвета предназначены для почётных братьев - известных и опытных омских рокеров. Большинство участников носит красные цвета. Два года назад мы внесли изменения в Устав, добавив новую категорию - "оруженосцы". Это молодые люди, не достигшие 18 лет, которые носят зелёные цвета. Хотя внешне наше объединение похоже на структуру средневековых монашеских орденов, это больше символизм. Мы взяли за основу средневековую символику, щиты и так далее, но это исключительно для декора.
В Ордене чётко распределены обязанности по должностям: есть "казначей", "госпитальер", занимающийся связями с общественностью, "маршал" и другие. Вся эта структура создана для эффективности работы. При этом нет строгой формализованной иерархии и системы приказов. Я не могу отдавать приказы своим товарищам, хотя являюсь лидером. Согласно Уставу, каждый член Ордена вносит свой вклад в его деятельность в меру своих возможностей и желания.
За семь лет существования нашей организации мы смогли грамотно подобрать состав и обеспечить чёткую работу. Мы не просто набираем людей с улицы, а объединяем тех, кто хорошо знает друг друга и связан общей любовью к творчеству. За все эти годы ни разу не возникло необходимости отдавать приказы или заставлять кого-то что-то делать. Это абсурд, мы - объединение дружеское и направленное на развитие омской рок-культуры.
- Получается, присоединиться к Ордену можно только по знакомству?
- Мысль верная, но не совсем корректное её выражение. Например, в Уставе нашей организации указано, что стать членом Ордена может любой человек старше 18 лет, (кроме "оруженосцев"), который разделяет его интересы, цели и задачи и готов участвовать в его деятельности.
Обычно люди приходят к нам по рекомендации действующих членов Ордена, знакомых или близких. Не каждый может просто так прийти и сказать: "Здравствуйте, я хочу вступить в ваше сообщество". Мы должны быть уверены, что новый член сможет не только ужиться в нашей среде, но и внести свой вклад в её развитие.
У нас были кандидаты, которые выражали желание вступить в нашу организацию, но после испытательного срока, который мы называем сроком послушания, они исчезали без следа.
- Что именно входит в испытательный срок?
- Прежде всего, чтобы стать членом нашего сообщества, необходимо активно участвовать в его жизни. Это может быть как помощь в организации мероприятий, так и просто присутствие на них. Раньше, когда нас было меньше, всё было проще: мы знали друг друга практически с первых дней. Сейчас же, когда у нас сформировался основной костяк, требуется больше времени для знакомства и сближения.
Я понимаю, что не все могут присутствовать на мероприятиях регулярно. Например, у кого-то маленькие дети, кто-то часто бывает в командировках. Но даже если человек не может часто посещать мероприятия, он всё равно должен участвовать в жизни сообщества. Только тогда мы можем принять решение о его вступлении.
Некоторые молодые люди, которые пришли к нам в первый раз, были полны энтузиазма и рвались в бой. Но когда ажиотаж прошёл, они начали исчезать с радаров. Мы спрашивали их: "Ты же хотел быть с нами, почему тебя не видно на мероприятиях?" Они отвечали: "Я был занят". И мы понимали, что если они не хотят участвовать, то это их выбор.
- А чем Орден отличается от объединения "аRIFFметика рока", которое распалось?
- В прошлом клубе мы ставили точно такие же цели, хотя и использовали другую символику. Однако мы допустили ошибку, набирая людей без тщательной проверки. В результате в команде оказалось слишком много случайных людей. Это стало одной из причин провала проекта.
- Чтобы стать членом Ордена Сибирского Рока, обязательно ли быть музыкантом?
- Нет, не обязательно. Но как минимум нужно любить музыку. Например, у нас Анатолий (Старый) Буяков от души и очень профессионально занимается фото- и видеосъёмкой мероприятий. Сам он не музыкант и не умеет играть на музыкальных инструментах, но всей душой поддерживает идею рок-культуры и вносит серьёзный вклад в её развитие. Но большинство наших участников, конечно, музыканты.
- Можно ли быть исключённым из Ордена?
- У нас есть определённые правила, которые регламентируют принадлежность к Ордену. Если человек начинает совершать поступки, которые не соответствуют нашим целям и задачам, или если он открыто вредит, то это может стать причиной для его исключения.
Можно покинуть Орден по собственному желанию, если человек устал или не хочет больше находиться в его рядах. Или если пребывание в Ордене становится невозможным из-за противоправного поведения. Например, если кто-то совершит преступление, то это будет достаточным основанием для расставания.
Однако в основном мы руководствуемся именно поведенческими аспектами. За последние семь лет мы никого не исключали. Двое человек ушли по собственному желанию. Один покинул нас окончательно, а второй передумал и попросил принять его обратно.
- В вашем официальном сообществе можно увидеть много публикаций о коллективе "Соточка", который образовался после музыкального флешмоба, посвящённого творчеству Егора Летова. Вы как-то участвуете в их жизни?
- Ребятами у нас занимается Маша Дракон. Они инициативные и перспективные, многое делают самостоятельно. А мы им помогаем в организационном плане. Проводили в Музее несколько творческих вечеров для молодых исполнителей, чтобы ребята порезвились. Ведь их не пускают выступать во взрослые заведения, где возрастной ценз. Мы не руководим ими, но поддерживаем и помогаем.
Сейчас в "Соточке" начинают формироваться довольно серьёзные коллективы, выходят на сцены областных и городских мероприятий, пишут свою музыку - это радует.
- А как понять, что коллектив хороший, талантливый?
- Я могу судить только со своей точки зрения. Если мне нравится этот коллектив, если они исполняют хорошую музыку. Если мне нравятся их мелодии, тексты и манера исполнения.
Для нас не имеют значения такие критерии, как полные залы, миллион проданных пластинок или рейтинги. Мы ориентируемся только на то, что нам нравится или не нравится. Тем более что сейчас есть возможность получать отзывы в интернете. Например, если выпущен клип или альбом, мы можем увидеть его в социальных сетях или на других платформах и почитать комментарии.
- И напоследок, как вы думаете, на что способен рок?
- Музыкальные группы могут оказывать значительное воспитательное воздействие. Конечно, в рамках своего жанра и направленности. Если музыканты поднимают острые социальные темы, это может быть воспринято как воспитательная функция. Или, возможно, не воспитательная, а просветительская - побуждать людей задуматься. Если же группа исполняет песни с сюжетными текстами, даже если они затрагивают исторические события, то интересно послушать, как коллектив интерпретирует их в музыкальном контексте.
У рок-музыкантов, которые собираются в коллектив, другие цели и задачи, чем у представителей других жанров. Они стремятся самовыразиться и донести свои идеи до широкой аудитории. Это отличает их от развлекательной функции поп-музыки или чисто эстетической функции джаза, поэтому и результаты получаются совсем другими.
Мы побывали на дне рождения музея и готовы поделиться с вами этими атмосферными кадрами.