"Я актриса ведомая, поэтому должна верить режиссёру". Беседуем о кино с Ларисой Лужиной
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 25 октября 2024, 13:28  •  печать

"Я актриса ведомая, поэтому должна верить режиссёру". Беседуем о кино с Ларисой Лужиной

Легенда советского кинематографа поделилась, в чём особенности актёрской профессии и с какими режиссёрами ей комфортнее работать.

Героиня нового выпуска проекта "ПРО КИНО" (16+) телеканала "Продвижение" - советская и российская актриса, народная артистка РСФСР Лариса Лужина. Делимся с вами полной версией интервью, в котором она рассказывает, можно ли по сценарию предугадать качество будущего фильма, о роли мечты и о сцене в фильме, которую так и не удалось сыграть, а также как образы, воплощённые актрисой на экране, повлияли на саму актрису и её жизнь.

- Лариса Анатольевна, когда вы решили посвятить жизнь актёрскому искусству?

- Вообще я жила в Таллине и занималась в школьном драмкружке. Его вёл очень талантливый человек, актёр Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. Помимо всего, у него были режиссёрские наклонности, и этот педагог привил нам любовь к театру. У нас был крепкий драмкружок - из него вышли народные артисты РСФСР Владимир Коренев, Игорь Ясулович, Виталий Коняев, Лилия Малкина. Десять человек из нашего кружка стали профессиональными актёрами. Причём они почти все сразу поступили, кроме меня. Я провалилась, когда ездила поступать в театральный институт в Ленинград. Вернулась обратно и думала, что больше поступать не буду - значит, наверное, это всё не моё, решила тогда. Хотя мы, будучи школьниками, уже играли на профессиональной театральной сцене Русского драматического театра. У нас было два спектакля: театр уезжал на гастроли и предоставлял нам эту сценическую площадку. Так что мы уже были чуть ли не профессионалами в своём деле (улыбается). Позже я всё-таки поступила, во ВГИК, хотя, честно говоря, даже не знала, что в Москве существует институт кинематографии - жила далеко, в Таллине. Я мечтала, конечно, больше о театре, но судьба привела меня в кино.

- В чём разница игры на живого зрителя и на камеру?

- Я не знаю, как сейчас воспитывают актёров театра. Сегодня нет этой границы между театральным актёром и киноактёром. Это раньше было чёткое разделение, во ВГИКе воспитывали, чтобы было больше органики, чтобы человек мог говорить своим языком, своим голосом. А в театре всё-таки посыл и подача голоса должны быть где-то на 30-й ряд, и это, конечно, немножко другое. В кино всё ближе к жизни, всё проще, а театр - это сцена, она всё-таки на метр выше пола, понимаете, на метр выше жизни.

- Не всем актёрам удаётся стать успешными в кино. Что стало вашим счастливым билетом?

- Я не могу сказать, что я такая уж счастливая в своей творческой жизни. Я не считаю, что у меня есть картины, которые бы достигли такого уровня, как фильмы "Летят журавли" (12+), "Освобождение" (12+), "Андрей Рублёв" (18+). Я такой планки не достигла, к сожалению. Но у меня хорошая планка в фильме "На семи ветрах" (12+). Я была студенткой ВГИКа, только переходила на второй курс, и меня утвердили на Студии имени Горького в эту картину. Тогда практиковались всесоюзные премьеры: фильм выходил на экраны, и съёмочная группа с актёрами ездили на премьеры по всему Советскому Союзу. Кстати, моя первая встреча со зрителем была как раз в Сибири, в Иркутске. Эта картина стала известна, её многие посмотрели. До неё я снялась уже в четырёх фильмах, но меня как-то особо не узнавали. А после картины "На семи ветрах" стали останавливать на улице, спрашивать, артистка ли я, или даже называли мою фамилию. Известность пришла именно после этого фильма. Поэтому это моя визитная карточка.

Скриншот фильма "На семи ветрах", 1962 г., производство: "Мосфильм", "Первое творческое объединение", режиссёр: Станислав Ростоцкий

- В чём особенность актёрской профессии?

- Ты всё время меняешь места географически. Я в таких уголках побывала, о которых нынешний актёр даже не слышал. Нам, советским артистам, в этом плане повезло. Мы объездили весь Советский Союз от Диксона до Кушки. Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Находка, Норильск, Игарка, Мирный - я помню все эти города. Ты всё время общаешься с людьми. Эти встречи иногда бывают очень запоминающиеся. Однажды мне женщина связала тёплые носочки. Говорит: "Вы такая несчастная в фильме "На семи ветрах", у вас там ничего нет, вот вам носочки, чтобы вы не мёрзли зимой". И вот в этом счастье актёрское. Зритель - он даёт тебе энергию. Это как аккумулятор у актёра: когда он выходит на сцену, видит полный зал, слышит аплодисменты, видит эти глаза заинтересованные - это всё передаётся, и он заряжается.

- Как вы готовитесь к съёмкам?

- Я много снималась в сериалах и видела, как молодые актёры приходят, читают с листа, быстро запоминают текст и тут же входят в кадр. Я им даже завидую, я так не могу. Я живу по тем старым канонам, когда нам давали в руки сценарий, когда режиссёр говорил, что завтра будет сниматься такая-то сцена. Я должна была с этой сценой, как говорится, переспать. Должна была запомнить текст, его выучить, чтобы он стал мне близок. Я так готовлюсь, и по сей день от этого не могу отойти.

- С какими режиссёрами вам комфортнее работать: с теми, кто чётко ставит задачу или с более демократичными - которые дают больше свободы?

- Я вообще актриса ведомая, поэтому для меня лучше, когда режиссёр твёрдо уверен в том, что он делает. Я должна верить ему. Если он мне даёт какую-то задачу, и она совпадает с моим чувством и восприятием, то я ему верю. Он автор и режиссёр, он рождает этого ребёнка, этот фильм. Значит, он точно знает и уже представляет, как это в целом будет выглядеть. Многие актёры любят импровизировать. Я не очень люблю. Я больше стараюсь выполнять указания режиссёра.

- Можно ли, прочитав сценарий, понять, что фильм будет хороший?

- Нет, это трудно предсказать. Иногда бывает очень хороший сценарий, а получается средняя картина. А иногда совершенно слабенький сценарий, и вдруг режиссёр что-то из этого такое вытягивает вместе с артистами, что в итоге рождается просто гениальный фильм. Но вообще основа должна быть доброкачественная, конечно. Должен быть прежде всего хороший сценарий.

- Кому из режиссёров удалось вас максимально раскрыть?

- Я всё время снималась у разных режиссёров, и они использовали все мои качества из предыдущих картин, поэтому мне было немножечко неинтересно. В картине "На семи ветрах" я играла положительную героиню - симпатичную девочку, добрую, мягкую, любящую, и последующие мои роли были в принципе такого же плана. И только один режиссёр - Семён Туманов - дал мне совершенно другие, характерные роли. Я снималась у этого режиссёра в двух картинах - "Жизнь на грешной земле" (18+) и "Любовь Серафима Фролова" (12+). Мои героини в этих фильмах были даже немножко отрицательные. Характерные, крепкие героини. Туманов поверил в меня, я надеялась, что мы будем с ним дальше работать, и он станет "моим" режиссёром. Он уже писал свой следующий сценарий о жизни Серго Орджоникидзе и сказал, что я буду играть жену Орджоникидзе, но ушёл из жизни. У нас был последний день озвучания фильма "Жизнь на грешной земле", и его не стало. Туманов - единственный режиссёр, с которым мне очень хотелось работать и дальше.

Скриншот фильма "Жизнь на грешной земле", 1973 г., производство: "Мосфильм", режиссёр: Семён Туманов

- Значит, вам интереснее играть роли на сопротивление?

- Конечно, играть героиню с сильным характером, у которой есть и положительные, и отрицательные грани, всегда интереснее. Ведь в одном человеке может сочетаться всё - и хорошее, и плохое. У нас раньше в советском кино было как-то очень чётко разграничено - положительный герой, отрицательный герой. Сейчас этого нет, слава богу, персонажи бывают разнообразные, разноплановые. Мне всегда хотелось сыграть Вассу Железнову. Наверное, потому что я хотела, чтобы у меня был крепкий стержень, твёрдый характер. Чтобы я была волевой женщиной, такой железной леди. Я в жизни, наверное, не такой человек. Я человек достаточно мягкотелый и слабохарактерный, а хотелось быть очень твёрдой, поэтому для меня примером была Васса Железнова. Но мне её не удалось сыграть. Эту героиню великолепно воплотила на экране Инна Чурикова и сыграли многие другие актрисы в театре, но мне не довелось. Хотя в своих последних сериалах - "Любовь как любовь" (12+), "Сердце Марии" (16+), "Стервы" (16+) у моих героинь было что-то от Вассы Железной, и в этих образах я пыталась использовать её черты. Может быть, даже благодаря этому я и в жизни стала более жёсткой. Благодаря характеру, который я брала от этой героини Максима Горького.

- В каких жанрах вам интереснее всего работать?

- Актрисам и актёрам всё хочется играть, они всеядные. Хочется и комедию, и трагедию, и драму. Что ни дали бы, всё бы сыграл. Если это глубокая роль, глубокий образ, то ты себя хорошо чувствуешь в любом жанре - и в комедийном, и в драматичном, и в трагедийном. Главное, чтобы там было что играть, а не просто говорить слова.

- Была ли у вас в жизни такая роль, которая сложно далась, но в итоге стала одной из любимых?

- Они все даются через какое-то преодоление. В каждой роли были свои трудности. Даже в фильме "На семи ветрах" у меня была сцена, которую я так и не сыграла. Пришлось её изменить. Сцена такой раскрепощённости, весёлости, наигранности. Когда моя героиня должна была сыграть веселье во время смерти. Идёт бой, гибнут ребята, а она должна была поднять их боевой дух, расхохотаться. У меня это не получалось, что только не делали. Я расхохотаться не смогла. Во мне до сих пор остаётся обида, что я не смогла сыграть эту сцену. Ну её сделали по-другому немножко. Смысл остался тот же, но сыграли на том, что человек жив остался.

- Какой совет вы бы дали актёрам кино?

- Не только киноактёрам, а вообще всем артистам - надо любить свою профессию. Надо получать радость и удовольствие от неё. Любую профессию нужно любить. Если ты выполняешь свою работу с удовольствием и радостью, то ты получаешь такую же отдачу. А если ты это делаешь спустя рукава, равнодушно и через силу, тогда неинтересно и жить просто. Актёр должен любить свою профессию, купаться в ней, наслаждаться ею. Бывают взлёты и падения. Всё бывает, поэтому не надо разочаровываться в том, что что-то не удалось. Как писал Виктор Боков, хороший советско-российский поэт: "…жизнь - это чудо, а чуда не запретишь! Да здравствует амплитуда - то падаешь, то летишь!" Актёр должен знать, что он может и упасть - трудно, правда, подниматься, но потом поднимется и может взлететь высоко в своей профессии.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также