Решили вернуть долг другу с помощью денежного перевода, но ошиблись в реквизитах и теперь не знаете, как вернуть деньги. Разбираемся, что делать.
Переводы по номеру счёта могут занимать несколько часов, а иногда - до трёх дней. Если сразу же позвонить в банк, есть шанс остановить платёж.
Переводы по номеру карты или телефона получателя уходят мгновенно. Тогда следует рассмотреть один из вариантов:
- Платёж не прошёл. Может оказаться, что номера телефона, счёта или карты, на который по невнимательности отправлены деньги, не существует. Номера счетов и карт создаются по определённому алгоритму. В них закодировано, в каком подразделении банка открыт счёт, какова валюта, к какой платёжной системе принадлежит карта и другая информация. Ошибочная цифра просто покажет, что такого номера нет, а значит, платёж не пройдёт.
Промахнуться с номером телефона гораздо легче, но всё же есть вероятность, что он ни на кого не зарегистрирован.
При переводе по номеру несуществующей карты или телефона банк сразу же сообщит, что не может найти счёт получателя и отправить деньги. Если человек делал перевод по номеру счёта, деньги попадут на специальный счёт внутри банка и автоматически вернутся в течение недели. Когда именно, можно уточнить по телефону горячей линии банка.
- Деньги упали на чужой счёт. Если ошибочный номер оказался реальным и деньги получил незнакомец, вернуть перевод без его участия не получится. После того как деньги поступили на счёт получателя, по закону он становится их владельцем. Но если деньги достались человеку по ошибке, это считается необоснованным обогащением. Получатель обязан их вернуть, если знает реквизиты того, от кого пришёл платёж. Такими реквизитами могут быть номер телефона, карты или счёта отправителя.
Что делать при ошибке?
Нужно сразу же позвонить в банк и сообщить, что произошла ошибка. Назвать точную дату, время и сумму перевода, который требуется отменить.
Чтобы удостовериться, что звоните именно вы, оператор задаст контрольные вопросы (уточнит паспортные данные, кодовое слово, суммы и даты последних операций по карте, адрес или другую информацию, которую вы оставляли банку).
Если банк ещё не начал проводить операцию, он её просто отменит.
Если деньги попали на специальный счёт внутри банка, можно сразу уточнить у оператора, когда деньги вернутся.
Если же кто-то всё же получил средства, придётся прийти в отделение банка и составить письменное заявление о возврате ошибочного платежа. При этом стоит попросить сотрудника банка выдать квитанцию о совершённом переводе и сделать копию заявления с отметкой, что банк его принял.
Банк не обязан возвращать деньги, которые перевёл по поручению клиента. Но менеджер банка может проконсультировать, как лучше действовать в этой ситуации.
Например, если деньги ушли на счёт организации, можно найти её контакты и связаться с бухгалтерией. Копия заявления об ошибочном переводе с отметкой банка и квитанция о проведённой операции станут аргументами, которые должны убедить компанию вернуть средства.
Если не удастся найти получателя или он откажется добровольно возвращать деньги, человек имеет право обратиться в суд, ссылаясь на Гражданский кодекс (ст.1102 о неосновательном обогащении).
Ещё больше о финансовой грамотности и тонкостях финансовой сферы читайте в нашей еженедельной рубрике, которую мы создаём совместно с Банком России, - "Деньги Здесь".