Инфляционные ожидания в основном привязаны к текущей инфляции, а именно к фактической динамике цен на особо важные для людей товары и услуги. Причём не к официальным цифрам, а к так называемой "ощущаемой" инфляции, которая почти всегда выше фактической, даже в развитых странах с многолетней стабильностью цен.
На восприятие инфляции влияют психологические факторы. Во-первых, люди часто судят об общей инфляции на основании изменения цен нескольких товаров, которые они чаще всего покупают (обычно, это продукты, лекарства, плата за ЖКХ). При этом человек ярче помнит примеры подорожания товаров, чем случаи, когда они дешевеют, соответственно, завышает субъективную оценку инфляции.
И ещё один момент: на восприятие влияет не только инфляция за последний год, но и инфляции в прошлом, иногда несколько лет назад - после больших подорожаний "ощущение роста" затягивается на несколько лет.
Владимир Антипов - управляющий Отделением Омск Банка России:
- Инфляционные ожидания - это ожидания граждан и бизнеса относительно темпа роста цен в будущем, например, через год. Инфляционные ожидания складываются из восприятия текущей инфляции и ожиданий по её изменению. На ожидания могут влиять разные факторы: экономический рост, курс валюты, показатели предыдущих лет, уровень финансовой грамотности, политическая и экономическая обстановка в мире.
Зачем Банк России следит за инфляционными ожиданиями и старается их снизить?
Когда люди ждут, что цены будут сильно расти, они начинают менять своё потребительское поведение: покупают товары впрок и меньше сберегают. Ведь логичнее купить сегодня дешевле, чем переплачивать завтра. Компании в ответ на растущий спрос начинают повышать цены. Всё это подстегивает инфляцию и получается замкнутый круг: все ждут роста цен и цены растут именно потому, что люди этого ждут.
От инфляционных ожиданий участников экономики зависит степень реакции денежно-кредитной политики Банка России на инфляционные риски.
Если ожидания высокие, Центробанк вынужден сильнее повышать ключевую ставку, чтобы вернуть инфляцию к цели. В свою очередь, денежно-кредитная политика Банка России тоже влияет на инфляционные ожидания. Достижение цели по инфляции и её сохранение на устойчиво низком уровне способствуют заякориванию, снижению волатильности и чувствительности к разовым и кратковременным всплескам цен на отдельные товары или услуги.
Уровень инфляционных ожиданий является важным фактором, который Банк России учитывает при принятии решений по денежно-кредитной политике. Несмотря на то, что инфляционные ожидания практически невозможно закрепить точно на цели Центробанка, важно отслеживать, как они меняются и насколько сильно колеблются. Это помогает предвидеть возможные изменения в экономическом поведении домохозяйств, прогнозировать инфляцию и контролировать её.
Как рассчитываются инфляционные ожидания?
Для анализа инфляционных ожиданий населения и бизнеса Банк России использует данные опросов населения. Мониторинг предприятий используется для оценки ожиданий бизнеса.
Ещё больше о финансовой грамотности и тонкостях финансовой сферы читайте в нашей еженедельной рубрике, которую мы создали совместно с Банком России, - "Деньги Здесь".