Одного маленького "хм" достаточно. О современном театре и любви к эпатажу в интервью с режиссёром московского театра
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 28 сентября 2024, 17:32  •  печать

Одного маленького "хм" достаточно. О современном театре и любви к эпатажу в интервью с режиссёром московского театра

Мат, проблемы с полицией и постановки о сегодняшнем дне. Беседуем о независимом Театре им. Алехандро Валенсио с одним из его режиссёров Анастасией Крюковой.

Провокации, эпатаж и смелость быть первыми. Так можно описать концепцию независимого Театра им. Алехандро Валенсио из Москвы. Они стали одними из участников XIII Межрегионального фестиваля "Неделя экспериментального театра". Однако несмотря на свою экспрессивность, в Омск коллектив привёз не "забористый треш с матом и вызывающим юмором", а "скромный эксперимент". Переосмыслила детскую сказку А. С. Пушкина "О рыбаке и рыбке" режиссёр театра им. Алехандро Валенсио Анастасия Крюкова. В спектакле старуха красит волосы в розовый, начинает заниматься бегом и читает книгу "Мышление миллионера". О постановке, современном театре и творческой свободе мы поговорили с режиссёром спектакля Анастасией Крюковой.

Анастасия Крюкова

- Какая философия у вашего театра?

- Мне кажется, что философия нашего театра - быть первооткрывателями. Мне нравится наша эмблема с космонавтом, она говорит о том, что нам нравится совершать открытия, покорять неизведанные миры и идти туда, где непонятно, не исследовано, страшно. Например, у нас есть спектакль "Война и мир" (18+). Анонс к постановке звучит так: "Война и мир" - легендарное произведение, но можно сдохнуть от скуки, а главная мысль укладывается в три минуты. Ореол величественности вокруг романа настолько широк, что любая его интерпретация воспринимается как оскорбление. Короче, "руками не трогать". А мы трогаем и занимаемся этим на протяжении трёх часов. Для нас не существует того, что не нуждается в исследовании "заново" и честно по отношению к сегодняшнему дню.

- Прочитав описание вашего театра на сайте, мне показалось, что даже в рамках независимого театра, где почти нет рамок для творчества, вы кажетесь театральными оторвами. Действительно ли это так?

- Думаю да, наш театр про свободу, которую многие из нас, одновременно работающие в государственных театрах, не можем позволить себе на основном месте трудоустройства.

- Расскажите о самых интересных и смелых экспериментах вашего театра.

- Я думаю, один из самых смелых экспериментов в нашем театре - это спектакль-променад "Попытка вызвать дух Ленина с помощью учебника квантовой механики" (18+). Несколько раз этот спектакль привлекал особое внимание полицейских, но всё, слава богу, заканчивалось хорошо. (В спектакле актёры вместе со зрителями совершают возле памятника вождю "странные, непонятно кем выдуманные ритуалы", - прим. ред.)

- О чём спектакль, который вы привезли на фестиваль, и насколько в нём можно проследить новаторский и современный подход?

- Думаю, тут дело не в эксперименте. Я в нашем театре отвечаю за подростковый театр, которому сейчас необходим активный поиск своего языка, который будет интересен подросткам. Многие спектакли для подростков в театрах играют словно это игра в поддавки - пытаются заискивать с их проблемами, быть как они, и это выглядит нелепо. Я основываюсь в первую очередь на разборе материала, создаю спектакли, которые, как мне кажется, интересны подросткам. Например, в сказке, которая легла в основу спектакля "О рыбаке и рыбке" (6+) - его мы привезли на фестиваль - не все задумываются о том, что держало двух людей вместе 30 лет и 3 года, о существовании реально серьёзного чувства в этой паре. О том, что на самом деле круто жить у моря, и о том, что просьбы о корыте и избе на самом деле не эгоистичные, потому что корыто и изба - это просьбы про уют и семью. А разваливаться семья начинает только после того, как женщине захотелось стать другой, говоря современным языком, заняться саморазвитием. Это признак нашего времени. По статистике большое количество разводов берёт начало как раз в этом желании стать "лучшей версией себя". Но это не плохо. Это всего лишь предложение найти в этом всём баланс. Это притча о том, что если любовь есть, она в конце всё равно победит.

 

- Современный театр для вас - это? Может ли он существовать без провокаций и эпатажа?

- Театр всегда должен быть современным. Я не вижу смысла в каком-то несовременном театре. Спектакль может быть либо плохим, либо хорошим, может зацепить или нет. И неважно, присутствуют какие-то современные сценические решения или нет. Даже навороченный интересными режиссерскими приёмами спектакль может оказаться скучным и оставить зрителя с холодным носом. Для меня в любом театре очень важен актёр. По-настоящему восприимчивый, от которого не знаешь чего ожидать в хорошем смысле этого слова, с подвижной психофизикой, чуткий, тонкий и ироничный. Конечно же театр может существовать без провокаций и эпатажа. Но если в спектакле есть эпатаж или провокация, важно ответить себе на вопрос - ради чего они? Если это эпатаж ради эпатажа, то это не будет работать. Я считаю, что в нашем театре Алехандро любые придумки и приёмы оправданы материалом, потому что наши артисты не только безбашенные свободные художники, а ещё и люди с хорошим актёрским и режиссёрским образованием. Я считаю, сочетание школы и свободы в одном лице одной из причин успеха нашего театра.

- Чем уже точно не зацепить зрителя XXI века?

- Современного зрителя не удивишь слишком открытой эмоцией, криком, игрой на разрыв аорты. Но в некоторых спектаклях я всё равно иногда вижу попытку выдавить из зрителя эмоцию, и тогда театр как будто превращается в назидателя в плохом смысле этого слова. Ещё современный скоростной ритм жизни и наличие смайликов в мессенджерах диктует нам типичный спектр эмоций. Мы упрощаем многие вещи, чтобы успевать больше. Театр может заставить нас сделать остановку, увидеть за смайликом-улыбкой целый процесс. Я за ироничный театр, тонкий, абсурдный. Но любой абсурд, если знать законы этого жанра, - железная логика внутри и железобетонные оправдания.

- Чем столичным актёрам и режиссёрам интересна провинциальная сцена?

- Я лично больше люблю атмосферу и воздух провинциальных театров. Их отношение - в мелочах. Например, днём участник фестиваля Данил мне помогал успокоить ребёнка, а вечером уже Булгакова играл. А в Тюмени после лаборатории вечером классный драматург Валерий Шергин после спектакля предложил поесть супа. Я люблю эту простоту в людях. Люблю отсутствие короны на голове и умение принимать гостей с любовью. Почему-то в кабинетах именно провинциальных театров ощущаешь себя уютно и комфортно, как дома на кухне. Мне вообще кажется, что я в душе очень не столичный человек. Я мечтаю переехать в небольшой город, где не нужно ехать полтора часа от дома до работы. Но пока моя мечта, увы, неосуществима. Поэтому я просто кайфую от радости встречи с каждым городом и его людьми. В моей копилке теплейшие приёмы в Смоленске, Ижевске, Тюмени, Екатеринбурге, вот теперь добавился Омск, чему я очень радуюсь.

- Какая реакция зрителя на ваш спектакль для вас самая лучшая?

- Я люблю коротенькие усмешки и разные микрореакции, всякие хмыки. Наверное, ноги у этой любви растут от одного из моих педагогов Татьяны Розовой - дочери великого драматурга Виктора Розова, которая могла сказать какое-то короткое "хм" из зала, и это было мне дороже любого громкого задорного коллективного смеха.


Предлагаем вам посмотреть фоторепортаж с показа спектакля "О рыбаке и рыбке" Театра им. Алехандро Валенсио на фестивале "Неделя экспериментального театра".

Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра". Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра".
1 / 27  •  Театр им. Алехандро Валенсио из Москвы на фестивале "Неделя экспериментального театра".

Фото: Илья Петров

Читайте также